«Можем повторить»: как адаптировать зарубежные бизнес-проекты на российском рынке

dfe0ac1b225b62394fb794dc602013bb.jpg

Время — деньги. Так зачем тратить его в часто бесплодных попытках ухватить за хвост мираж оригинальной идеи? Пока другие стартаперы грезят инновациями, мы предлагаем сосредоточиться на том, что уже было придумано и опробовано, пусть и в других условиях.

Нет ничего зазорного в том, чтобы вдохновиться иностранным продуктом и пересобрать его с учётом особенностей локального рынка. Стартапы, которые заимствуют и докручивают чужие идеи (а иногда обходятся вовсе без этого — просто заимствуют),  называются копикэтами. И эта практика распространена по всему миру, не только в России.

Рассказываем о преимуществах и способах реализации такого подхода

В чём выгода от адаптации чужих идей

 Экономия ресурсов

Здесь всё понятно — продуманный перенос на новый рынок требует меньше времени, денег и усилий, чем разработка концепции с нуля. Ты можешь сосредоточиться на улучшении и доработке уже готового продукта вместо бессонных ночей и беспокойств на тему «а кому вообще это нужно?»

 Более предсказуемый результат и отклик ЦА

Проблема инновационных решений в том, что рынок к ним может быть ещё не готов. Не дать проекту взлететь может низкий спрос, отсутствие ресурсов или сложности в технической реализации. Конечно, не факт, что и твоя адаптация найдёт своего клиента. Но в любом случае ты используешь уже обкатанную, а потому понятную и предсказуемую технологию.

 Возможность быстрее найти инвестора и выйти на окупаемость

Очень сложно убедить людей с деньгами, что твой инновационный проект прям на 100% залетит. Другое дело, когда ты показываешь уже работающий и зарабатывающий продукт. А если ты чётко понимаешь, как можно сделать его лучше в новых условиях, то всё становится ещё проще.

✅ Понятная система оценки результатов

Инновационный продукт может выстрелить сразу, но с гораздо большей вероятностью отклик от аудитории придётся подождать. Возможно, вечность. Да и метрик для оценки эффективности здесь не так много. С готовым продуктом история более прозрачная: ты сразу знаешь, на что обращать внимание при оценке результатов, что улучшать и чему отдавать приоритет.

 Возможность научиться новому и подтянуть свои скиллы

Когда ты начинаешь разбираться, как устроен чужой продукт, то видишь решения, которые тебе в голову просто не приходили. Даже если с адаптацией ничего не выйдет, ты в любом случае поднимешься на новый уровень и увидишь направления для дальнейшего развития.

Способы копирования и адаптации чужих бизнес-идей

Самый безопасный, быстрый и простой способ не столько копирования, сколько буквально воспроизведения продукта один в один — договориться о покупке франшизы. Но даже если иностранная компания будет готова стать франчайзи, то в условиях санкций будет сложно организовать процесс перевода денег. Плюс нужно придумать, каким образом регулировать возникающие спорные ситуации — с судами сейчас тоже всё тяжело.

Другой способ пересобрать чужой проект — обратный инжиниринг или обратная разработка. При таком подходе ты досконально изучаешь код продукта или разбираешь само изделие, если речь идёт о физическом объекте. Смотришь, как всё устроено, чтобы повторить и улучшить (если считаешь нужным). Такой способ требует развитых скиллов в программировании, если мы говорим об IT-продуктах. Или прямых рук настоящего инженера, чтобы разобрать и собрать заново.

Ещё один вариант — использовать успешную бизнес-модель. При таком подходе нужно тщательно проанализировать, кому и как продаёт свой продукт твоя компания-вдохновитель. А также что именно отличает её от конкурентов, за счёт чего она зарабатывает, как выстроено управление внутри организации, с кем она сотрудничает и от кого зависит.

Какие есть риски при копировании бизнес-идей

→ Нарушение законов об авторских правах

Тут к месту будет вспомнить мем про «только не списывай точь-в-точь». Даже в условиях санкций и изоляции международные принципы защиты авторских прав стоит соблюдать. Основной документ, на положения которого нужно обращать внимание, — Всемирная конвенция об авторском праве.

Чтобы не штудировать фолианты различных кодексов (как российских, так и мировых), заимствовать идеи стоит с хотя бы минимальными изменениями оригинальных концепций. И обязательно проконсультироваться с опытными юристами.

→ Конкуренция за идею

Если ты сумеешь заметить что-то перспективное за рубежом, то вполне возможно, что вместе с тобой на этот продукт обратят внимание и другие потенциальные российские стартаперы. Так что действуй быстро и решительно. Стоит продумать каждый шаг: составить бизнес-план, разработать стратегию продвижения, досконально изучить целевую аудиторию,  собрать крепкую команду. И снова: копируя, вноси что-то от себя, чтобы отличаться и от источника вдохновения, и от возможных конкурентов.

→ Ошибки при оценке востребованности продукта

Есть товары и технологии, которые могут быть популярны в одной конкретной части света или стране. Но при их переносе в другие регионы можно столкнуться с непониманием местной аудитории.

Например, в Японии продаются квадратные арбузы. Квадратиш-практиш-гуд, все дела. Удобно хранить, удобно резать. Но стоят они невероятных денег относительно арбузов стандартной формы. Представить, что такой продукт начнут массово покупать в России, достаточно сложно.

Поэтому заранее протестируй идею на фокус-группах и проведи глубинные интервью. В идеале — доведи идею до MVP, чтобы понять, сможет ли она прижиться и принести прибыль.

Где можно взять интересную бизнес-идею для адаптации

Чек-лист — как грамотно скопировать чужую бизнес идею

В качестве подитога лови пошаговую инструкцию, как адаптировать под себя приглянувшуюся концепцию:

✅ Ищи идеи не только в той сфере, где наиболее сильна твоя экспертиза, но и в смежных направлениях.

✅ Разберись в том, как работает оригинальная идея. Тебе нужно знать всё: от технических аспектов (насколько это возможно) до рекламной стратегии.

✅ Проанализируй потребности рынка, где планируешь продвигать продукт. Узнай, есть ли конкуренты. Если да, то какие есть пробелы в их предложении. И какие пробелы относительно потребностей локальной ЦА есть у оригинальной идеи.

✅ Добавь свои ценности. Придумай, как можно улучшить оригинальную концепцию и сделать её привлекательнее для нашего потребителя.

✅ Учти все юридические аспекты адаптации. Частные вопросы лучше доверить юристу, чем разбираться самостоятельно.

✅ Проведи тестирование идеи. Успех на одном рынке сам по себе не гарантирует успеха по всему миру.

✅ Собери сильную команду. Именно эти люди будут доводить идею до ума и развивать её. Лучше будет изначально искать людей с опытом адаптации или разработки похожих продуктов.

✅ Определи показатели, по которым будешь отслеживать результат. Собирай отзывы клиентов, чтобы постоянно улучшать и совершенствовать свой продукт.

✅ Продолжай развиваться. Следи за тенденциями рынка, потребностями клиентов и новыми технологиями, которые могут способствовать дальнейшему совершенствованию адаптированной идеи.

Если ты решишь, что позаимствовать идею у иностранного продукта — жизнеспособная стратегия, то окажешься в числе многих топовых российских компаний. Лучшие из лучших на нашем рынке не стеснялись вдохновляться или целиком копировать зарубежные аналоги.

Самый очевидный вариант — соцсеть «ВКонтакте». Но сюда же можно отнести и сервисы «Яндекс Такси», CarPrice, Ozon — список можно продолжать долго. Сегодня это уже не просто кальки с иностранных проектов, а продуманные и качественные продукты, которые полностью закрывают потребности российского рынка.

«Мы никогда не стыдились воровать гениальные идеи у других» — эти слова Джобса должны окончательно развеять все оставшиеся в твоей голове сомнения. Уж если один из главных IT-гигачадов так легко признавался в том, что готов подворовывать, то всем остальным точно можно расслабиться. Вопрос лишь в том,  сможешь ли ты улучшить то, что решишь скопировать, как это получалось у Apple или того же Яндекса?

Хочешь читать больше — заглядывай к нам в тг-канал «Как там бизнес?», а чтобы смотреть интересные видео про бизнес и развитие стартапов — заходи на наш одноименный YouTube-канал.

© Habrahabr.ru