«Можем повторить»: как адаптировать зарубежные бизнес-проекты на российском рынке
Время — деньги. Так зачем тратить его в часто бесплодных попытках ухватить за хвост мираж оригинальной идеи? Пока другие стартаперы грезят инновациями, мы предлагаем сосредоточиться на том, что уже было придумано и опробовано, пусть и в других условиях.
Нет ничего зазорного в том, чтобы вдохновиться иностранным продуктом и пересобрать его с учётом особенностей локального рынка. Стартапы, которые заимствуют и докручивают чужие идеи (а иногда обходятся вовсе без этого — просто заимствуют), называются копикэтами. И эта практика распространена по всему миру, не только в России.
Рассказываем о преимуществах и способах реализации такого подхода
В чём выгода от адаптации чужих идей
✅ Экономия ресурсов
Здесь всё понятно — продуманный перенос на новый рынок требует меньше времени, денег и усилий, чем разработка концепции с нуля. Ты можешь сосредоточиться на улучшении и доработке уже готового продукта вместо бессонных ночей и беспокойств на тему «а кому вообще это нужно?»
✅ Более предсказуемый результат и отклик ЦА
Проблема инновационных решений в том, что рынок к ним может быть ещё не готов. Не дать проекту взлететь может низкий спрос, отсутствие ресурсов или сложности в технической реализации. Конечно, не факт, что и твоя адаптация найдёт своего клиента. Но в любом случае ты используешь уже обкатанную, а потому понятную и предсказуемую технологию.
✅ Возможность быстрее найти инвестора и выйти на окупаемость
Очень сложно убедить людей с деньгами, что твой инновационный проект прям на 100% залетит. Другое дело, когда ты показываешь уже работающий и зарабатывающий продукт. А если ты чётко понимаешь, как можно сделать его лучше в новых условиях, то всё становится ещё проще.
✅ Понятная система оценки результатов
Инновационный продукт может выстрелить сразу, но с гораздо большей вероятностью отклик от аудитории придётся подождать. Возможно, вечность. Да и метрик для оценки эффективности здесь не так много. С готовым продуктом история более прозрачная: ты сразу знаешь, на что обращать внимание при оценке результатов, что улучшать и чему отдавать приоритет.
✅ Возможность научиться новому и подтянуть свои скиллы
Когда ты начинаешь разбираться, как устроен чужой продукт, то видишь решения, которые тебе в голову просто не приходили. Даже если с адаптацией ничего не выйдет, ты в любом случае поднимешься на новый уровень и увидишь направления для дальнейшего развития.
Способы копирования и адаптации чужих бизнес-идей
Самый безопасный, быстрый и простой способ не столько копирования, сколько буквально воспроизведения продукта один в один — договориться о покупке франшизы. Но даже если иностранная компания будет готова стать франчайзи, то в условиях санкций будет сложно организовать процесс перевода денег. Плюс нужно придумать, каким образом регулировать возникающие спорные ситуации — с судами сейчас тоже всё тяжело.
Другой способ пересобрать чужой проект — обратный инжиниринг или обратная разработка. При таком подходе ты досконально изучаешь код продукта или разбираешь само изделие, если речь идёт о физическом объекте. Смотришь, как всё устроено, чтобы повторить и улучшить (если считаешь нужным). Такой способ требует развитых скиллов в программировании, если мы говорим об IT-продуктах. Или прямых рук настоящего инженера, чтобы разобрать и собрать заново.
Ещё один вариант — использовать успешную бизнес-модель. При таком подходе нужно тщательно проанализировать, кому и как продаёт свой продукт твоя компания-вдохновитель. А также что именно отличает её от конкурентов, за счёт чего она зарабатывает, как выстроено управление внутри организации, с кем она сотрудничает и от кого зависит.
Какие есть риски при копировании бизнес-идей
→ Нарушение законов об авторских правах
Тут к месту будет вспомнить мем про «только не списывай точь-в-точь». Даже в условиях санкций и изоляции международные принципы защиты авторских прав стоит соблюдать. Основной документ, на положения которого нужно обращать внимание, — Всемирная конвенция об авторском праве.
Чтобы не штудировать фолианты различных кодексов (как российских, так и мировых), заимствовать идеи стоит с хотя бы минимальными изменениями оригинальных концепций. И обязательно проконсультироваться с опытными юристами.
→ Конкуренция за идею
Если ты сумеешь заметить что-то перспективное за рубежом, то вполне возможно, что вместе с тобой на этот продукт обратят внимание и другие потенциальные российские стартаперы. Так что действуй быстро и решительно. Стоит продумать каждый шаг: составить бизнес-план, разработать стратегию продвижения, досконально изучить целевую аудиторию, собрать крепкую команду. И снова: копируя, вноси что-то от себя, чтобы отличаться и от источника вдохновения, и от возможных конкурентов.
→ Ошибки при оценке востребованности продукта
Есть товары и технологии, которые могут быть популярны в одной конкретной части света или стране. Но при их переносе в другие регионы можно столкнуться с непониманием местной аудитории.
Например, в Японии продаются квадратные арбузы. Квадратиш-практиш-гуд, все дела. Удобно хранить, удобно резать. Но стоят они невероятных денег относительно арбузов стандартной формы. Представить, что такой продукт начнут массово покупать в России, достаточно сложно.
Поэтому заранее протестируй идею на фокус-группах и проведи глубинные интервью. В идеале — доведи идею до MVP, чтобы понять, сможет ли она прижиться и принести прибыль.
Где можно взять интересную бизнес-идею для адаптации
Чек-лист — как грамотно скопировать чужую бизнес идею
В качестве подитога лови пошаговую инструкцию, как адаптировать под себя приглянувшуюся концепцию:
✅ Ищи идеи не только в той сфере, где наиболее сильна твоя экспертиза, но и в смежных направлениях.
✅ Разберись в том, как работает оригинальная идея. Тебе нужно знать всё: от технических аспектов (насколько это возможно) до рекламной стратегии.
✅ Проанализируй потребности рынка, где планируешь продвигать продукт. Узнай, есть ли конкуренты. Если да, то какие есть пробелы в их предложении. И какие пробелы относительно потребностей локальной ЦА есть у оригинальной идеи.
✅ Добавь свои ценности. Придумай, как можно улучшить оригинальную концепцию и сделать её привлекательнее для нашего потребителя.
✅ Учти все юридические аспекты адаптации. Частные вопросы лучше доверить юристу, чем разбираться самостоятельно.
✅ Проведи тестирование идеи. Успех на одном рынке сам по себе не гарантирует успеха по всему миру.
✅ Собери сильную команду. Именно эти люди будут доводить идею до ума и развивать её. Лучше будет изначально искать людей с опытом адаптации или разработки похожих продуктов.
✅ Определи показатели, по которым будешь отслеживать результат. Собирай отзывы клиентов, чтобы постоянно улучшать и совершенствовать свой продукт.
✅ Продолжай развиваться. Следи за тенденциями рынка, потребностями клиентов и новыми технологиями, которые могут способствовать дальнейшему совершенствованию адаптированной идеи.
Если ты решишь, что позаимствовать идею у иностранного продукта — жизнеспособная стратегия, то окажешься в числе многих топовых российских компаний. Лучшие из лучших на нашем рынке не стеснялись вдохновляться или целиком копировать зарубежные аналоги.
Самый очевидный вариант — соцсеть «ВКонтакте». Но сюда же можно отнести и сервисы «Яндекс Такси», CarPrice, Ozon — список можно продолжать долго. Сегодня это уже не просто кальки с иностранных проектов, а продуманные и качественные продукты, которые полностью закрывают потребности российского рынка.
«Мы никогда не стыдились воровать гениальные идеи у других» — эти слова Джобса должны окончательно развеять все оставшиеся в твоей голове сомнения. Уж если один из главных IT-гигачадов так легко признавался в том, что готов подворовывать, то всем остальным точно можно расслабиться. Вопрос лишь в том, сможешь ли ты улучшить то, что решишь скопировать, как это получалось у Apple или того же Яндекса?
Хочешь читать больше — заглядывай к нам в тг-канал «Как там бизнес?», а чтобы смотреть интересные видео про бизнес и развитие стартапов — заходи на наш одноименный YouTube-канал.