Мой личный топчик оптики для полнокадровой беззеркальной камеры Sony для непрофессионального использования в 2024 году

d44fd37def8c22c248f7e9e451b17228

В конце 2021 года я написал статью про лучшую, по моему мнению, оптику для непрофессионального использования на полнокадровых беззеркальных камерах Sony https://habr.com/ru/articles/537052/

Спустя почти два с половиной года я решил опубликовать свой обновленный топчик оптики. Надеюсь, моя статья поможет кому-то определиться с выбором, так как я старался подсветить тем моменты, которые важны мне и не всегда это то, на чем акцентируют внимание при обзорах объективов.

Вначале повторю свои тезисы про профессиональное и непрофессиональное использование фото-видео-техники.

Профессиональное использование камеры — это когда вы получаете деньги непосредственно за свои услуги фотографа или оператора. Если же вы снимаете семью, друзей, коллег — то это любительская съемка. Даже если вы снимаете материалы для своего блога, который вы как-то монетизируете, то это тоже любительская съемка. Потому что в этом случае, вам не приходится конкурировать с другими фотографами-операторами и доказывать клиенту (себе), что вы справитесь с задачей лучше.

Также отмечу, что мой топ-5 — про объективы для полного кадра. Для кроп-камер список был бы другим. Для кропа есть отличные и более дешевые объективы, по сравнению с теми, что представлены в моем топе.

Итак, лучшие 5 объективов для полнокадровых беззеркалок Sony, по моему мнению.

1 место

Как и ранее, на первом месте фикс-объектив с фокусным расстоянием 40 мм, только теперь это компактный Sony FE 2.5/40 G. Когда мне приходится выбирать только один объектив, который можно взять с собой, я беру этого малыша. Брать с собой только один и при этом компактный объектив бывает очень актуально в путешествиях. Носишь с собой нетяжелую и некрупную связку камера + объектив и при этом имеешь возможность снимать отличные фото и видео с высоким разрешением.

Почему именно он?

Во-первых, удобное фокусное расстояние — меньше широкоугольных искажений, чем на 35 мм, и в то же время большая ширина, чем у 50 мм, позволяющая снимать с более близкого расстояния и умещать в кадр больше. 40 мм позволяют быть ближе к объекту съемки, чаще всего это люди и общаться с ними на комфортном расстояния. И при этом получать портреты почти такие же как на 50 мм с точки зрения искажений.

Если вы все же предпочитаете 50 мм, то в этой серии компактных объективов у Sony есть полностью аналогичный по габаритам и конструктиву FE 2.5/50 G.

Во-вторых, качественное исполнение — объектив компактный, легкий и он дает отличную картинку. У него металический корпус, есть защита от пыли и влаги, автофокус быстрый, точный и бесшумный.

Габаритами объектив напоминает знаменитые «пластик-фантастик» полтинники Canon 1.8/50 для байонетов EF и RF, только упомянутые компакты Sony FE 2.5/40 G и FE 2.5/50 G в разы лучше по всем параметрам, чем полтинники Canon.

В-третьих — конструктивные особенности. У объектива есть кольцо выбора диафрагмы с переключателем CLICK ON/OFF и две резьбы для установки фильтров — на самом объективе и на бленде. На объективе у меня стоит защитный UV-фильтр, а на бленду я ставлю полярик или переменный ND. В помещении я могу быстро снять бленду вместе с фильтром и снимать с полной светочувствительностью, а на улице одеть бленду и вместе с ней дополнительный фильтр. Это очень удобно.

Sony FE 2.5/40 G победил ранее любимого мною Batis 2/40 в таких дисциплинах как вес и габариты, а также по качеству автофокусировки — скорости, точности и малошумности.

2 место

В прошлый раз на втором месте была 85-ка, но теперь мои предпочтения немного изменились. Вторым очень полезным объективом, который я сейчас часто беру с собой для меня стал Sigma 65 мм F/2 DG DN — это достаточно компактный фикс-объектив с превосходной картинкой, начиная уже с полностью открытой диафрагмы. Он формирует изображение очень похожее картинку с 85 мм оптики, но при этом позволяет снимать с более близкого расстояния.

Объектив имеет кольцо управления диафрагмой, правда в отличие от объективов Sony, это кольцо всегда переключается с кликами. Корпус объектива металический и имеет защиту от пыли и влаги. Бленда тоже из метала. Из особенностей — в комплекте идет магнитная быстросъемная передняя крышка, однако ее невозможно использовать, когда на объектив накручен фильтр, поэтому я не пользуюсь этой крышкой.

На мой взгляд этот объектив хорошо подходит для портретов на 65 мм, а если перевести камеру в кроп-режим, то получается фокусное расстояние 100 мм. Современные полнокадровые камеры Sony с матрицами на 33 и 64 мегапикселей позволяют получить в кроп режиме 14 и 27 мегапикселей. Как мне кажется, этого вполне достаточно для портретов. Таким образом, Sigma 2/65 — это очень удачный компактный портретный фикс-объектив.

3 место

Sony FE 2.8/24–50 G — компактный универсальный светосильный зум-объектив, появился в продаже в 2024 году. Он вполне мог бы оказаться на 1-м месте, однако вес и габариты для меня имеют очень большое значение, поэтому он на 3-м месте. Это почти что самый компактный и точно самый удобный полнокадровый зум с диафрагмой F/2.8.

Объектив Sony FE 2.8/24–50 G обладает быстрым точным и бесшумным автофокусом, имеет кольцо выбора диафрагмы с переключателем CLICK ON/OFF. К качеству картинки придраться очень трудно, для зум-объектива картинка великолепна. Аберрации практически отсутствуют по всему полю кадра. По сравнению с фикс-объективами резкость не такая высокая, но в сравнении с зумами от Tamron и Sigma резкость хороша. Качество картинки по совокупности факторов однозначно лучше, чем у зумов Tamron и Sigma. Основной его недостаток для любителя-энтузиаста — это цена, которая что называется «кусается».

У этого объектива есть «брат-близнец» — Sony FE 4/20–70 — внешне очень похожий объектив с диафрагмой F/4 и большим диапазоном фокусных расстояний в таком же компактном корпусе. Мне он не подошел из-за максимально открытой доступной диафрагмы F/4.

Самым компактным полнокадровым зумом для Sony FE в начале 2024 года являлся Tamron 2.8/20–40 и я пользовался им почти год с августа 2023, но затем поменял его на Sony FE 2.8/24–50 G. Лично для меня более полезны фокусные расстояния 24–50, чем 20–40, мне не хватало именно длинного конца. Оба объектива Tamron 2.8/20–40 и Sony FE 2.8/24–50 G в «сложенном» положении минимальной габаритной длины стоят на максимальном фокусном расстоянии и чтобы получить широкий угол приходится крутить кольцо зума и объектив при этом выдвигается, удлиняется.

Tamron 2.8/20–40 тоже весьма достойный объектив, он стоит почти в 2 раза дешевле чем Sony FE 2.8/24–50 G. Я могу его рекомендовать если нужен максимально компактный и легкий широкоугольный зум с диафрагмой F/2.8. Однако если хочется универсальный зум на F/2.8 за адекватную цену, то я все же порекомендую Tamron 2.8/28–75 G2.

В прошлый раз на третьем месте у меня был Tamron 2.8–5.6/28–200 с большим диапазоном фокусных расстояний. Это отличный объектив, я снимал на него почти 2 года, он был со мной в нескольких путешествиях и у меня не было больших претензий к качеству картинки. Если говорить о его недостатках с точки зрения качества изображения — то это заметные хроматические аберрации по краям кадра, которые несколько ограничивают возможности кадрирования на пост-обработке. Также стоит учесть, что у новых моделей Tamron используются более современные и быстрые моторы привода автофокуса. Если появится второе поколение объектива Tamron 2.8–5.6/28–200, то я однозначно к нему присмотрюсь, поскольку имел опыт использования второго поколения Tamron 2.8/28–75 (G2), который считаю очень достойным объективом.

Основной причиной, по которой я отказался от Tamron 2.8–5.6/28–200 был временный переход на кроп-камеры ради большей компактности, но когда я вернулся к полному кадру я предпочел попробовать что-то другое и эта дорожка привела меня к Sony FE 2.8/24–50, которым я сейчас пользуюсь с большим удовольствием.

Если габариты и вес не считать очень критичными и нужен максимальный охват фокусных расстояний, то Tamron 2.8–5.6/28–200 предлагает хороший баланс удобства и качества за разумную цену.

Когда я продавал Tamron 2.8–5.6/28–200, его у меня купил профессиональный фотограф, который специализируется на съемке промышленных предприятий — от общих планов, до трудовых сцен и портретов персонала. Его привлекла возможность не менять оптику в процессе всей съемки. Позже он мне писал и делился своей радостью по поводу приобретения и использования Tamron 2.8–5.6/28–200. Так что он вполне может быть профессиональным инструментом для зарабатывания денег на фото-видео съемке.

4 место

Tamron 28–75 F/2.8 Di III VXD G2 — вторая версия сверх-популярного Tamron 28–75 F/2.8, в которой разработчики учли практически все претензии, которые предъявляли потребители к первой версии. Тут более современный и быстрый мотор автофокуса, улучшенная пылевлагозащита, улучшенная резкость на всем диапазоне фокусных расстояний и тем более на фокусных более 50 мм. Также он более резкий, чем упомянутый ранее Tamron 2.8/20–40.

Мой экземпляр Tamron 28–75 F/2.8 первого поколения заметно терял в резкости на открытых диафрагмах на фокусных более 50 мм. На объективе второго поколения я уже не замечал этого, резкость стала более равномерной на всех фокусных, хроматические аберрации теперь подавляются гораздо более эффективно и практически незаметны.

Почему я поставил на 3-е место Sony FE 2.8/24–50 G, а не Tamron 2.8/28–75 G2?

Тут сыграли роль 2 основных фактора:

  1. Sony FE 2.8/24–50 G все же компактнее, легче и более резкий по всему полю кадра. Tamron немного резче по центру, но на краях уступает Sony.

  2. Я проанализировал отснятые мною за последние годы фото на Tamron 2.8–5.6/28–200 и обнаружил, что основная масса приходится на фокусные расстояния до 50 мм, а точнее находится в диапазоне 35–45 мм. Другая многочисленная группа фото приходится на диапазон фокусных расстояний 80–150 мм. То есть имея в своих руках объектив с диапазоном 28–200, я практически не пользовался диапазоном 50–80 мм. Используя Tamron 28–75 F/2.8 я снимал также на фокусных до 50 мм или на 75 мм — как на максимальном доступном фокусном расстоянии.

Таким образом я сделал выбор в пользу более компактной модели Sony FE 2.8/24–50 G, несмотря на ее более высокую цену. На практике получилось, что я продал 2 тамрона и купил сони, при этом у меня осталось немного денег.

В отсутствии новой версии Tamron 2.8–5.6/28–200, мне кажется, что Tamron 28–75 F/2.8 G2 сейчас выглядит более привлекательно, так как он более современный. Но это мое мнение и я вполне могу понять выбор Tamron 2.8–5.6/28–200 в качестве единственного объектива — это вполне достойный вариант.

5 место

Вот тут у меня были очень серьезные сомнения что же выбрать. Я рассматривал несколько достойных моделей.

Должен сказать что все упоминавшиеся ранее модели были у меня в собственности какое-то время и я успел попользоваться ими достаточно продолжительное время. Но на 5 место я очень хотел поставить объектив, который я брал в прокате на один день. Объектив недешевый и не слишком часто нужный, но он произвел на меня очень положительное впечатление. Я говорю о Sony FE 70–200 mm F4 Macro G OSS Ⅱ — это вторая версия теле-объектива 4/70–200, которая стала более компактной и легкой, а также обзавелась гораздо меньшей минимальной дистанцией фокусировки. Этот объектив дает просто потрясающую картинку при хорошем освещении на свежем воздухе. Однако я пользуюсь телевиками нечасто и в большинстве случаев мне хватает кроп-модели, поэтому я пока не решился купить эту модель. Поэтому на 5 место я поставил другой объектив, которым я владею и пользуюсь.

Итак, на 5 месте у меня Sony FE 2/28 — недорогой компактный широкоугольный фикс-объектив, который я использую для трансляций, когда использую свою камеру в качестве веб-камеры и вообще при съемке в помещении, когда нужно больше светосилы, чем дает Sony 2.8/24–50.

У Sony FE 2/28 есть две суперсилы — он может превращаться в более широкоугольные объективы с помощью адаптеров SEL075UWC и SEL057FEC, которые уменьшают его фокусное расстояние с 28 до 21 и 16 мм соответственно. Я иногда пользуюсь насадкой SEL075UWC чтобы получить более широкий угол, например при съемке интерьеров. Я купил ее на Авито примерно за 10 т.р., что весьма недорого в сравнении с отдельным объективом 20 мм, даже с китайским.

Что еще я могу сказать

Я больше не рекомендую компакты Samyang AF 2.8/35 и AF 2.8/24, как и вообще объективы Samyang, я словил немало багов моделей этого производителя с новыми камерами Sony, да и по качеству картинки они уже довольно скромные. Если нужен недорогой ширик — я рекомендую Sony FE 2/28 — его можно купить б/у тысяч за 20–25, немногим дороже упомянутых самъянгов, но при этом картинка будет поинтереснее.

Кто-то может возразить -, а где же светосильная фикс-оптика, почему ее нет в моем топе?

Еще одним кандидатом на 5-е место у меня был Sony 1.4/35 GM — пожалую наиболее любимый мой объектив для съемки в помещении. Я не включил его в топ, из-за его высокой цены, он стоит примерно столько же, сколько Sony FE 2.8/24–50, но он немного менее универсальный, и поэтому я нечасто беру его в поездки. В поездки я обычно беру первые 3 позиции моего топа.

Я использую Sony 1.4/35 в основном в моем городе, где я живу. Я могу взять его как единственный объектив на мероприятие, где я гость — на банкет или на концерт. Я могу использовать его на съемке с заранее понятным планом действий. Я использую его там, где нужна его большая светосила. Это очень крутой объектив, но у меня не часто бывают ситуации, где необходим именно он.

Спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь этот материал поможет вам с выбором объективов для ваших задач.

© Habrahabr.ru