Модульность в авиации
Не так давно в связи с катастрофой самолета Когалымавиа на Хабре обсуждалась идея спасения пассажиров путем использования специального отбрасываемого модуля. Идея имела гораздо больше минусов, чем плюсов и была справедливо раскритикована.
Но сама по себе идея модульности — удел не только энтузиастов-одиночек. Она имеет довольно старую историю.
Из реализованных систем проще всего вспоминаются вертолеты. Так называемые летающие краны. Наиболее известными (но не единственными) представителями таких вертолетов являются Ми-10 и S-64.
Разработка S-64 началась в 1958 года. За основу был взят Sikorsky S-60. Прототип S-64 поднялся в воздух 9 мая 1962 года. В 1992 года все права на выпуск S-64 от Sikorsky Aircraft перешли к Erickson Air-Crane, которая и продолжает выпуск новых машин и восстановление старых
Проектирование вертолета В-10 (фирменное название будущего МИ-10) началось в 1959 г. и завершилось в 1959 г. Согласно заданию, машина должна была транспортировать не менее 12 тонн на расстояние до 250 км, а на меньших дистанциях перемещать до 15 тонн грузов за раз. Под фюзеляжем предполагалось перевозить топливные баки, санитарно-операционные пункты, передвижные лаборатории и просто пассажиров — в специализированных контейнерах-салонах. К лету следующего года был построен первый прототип вертолета. Перед началом летных испытаний машина получила обозначение Ми-10
В производстве Ми-10 находился всего пять лет. Было выпущено лишь два десятка этих вертолетов.
Причиной отказа от МИ-10 стала по сути необходимость организации унифицированной доставки. Для обычных грузов нужно было оборудовать специальными захватами, подходящими к гидроподъемнику вертолета. Грузы для МИ-10 в отличии от аппарата Сикорского висели под фюзеляжем, а не за кабиной и создавали слишком большое воздушное сопротивление.
Были проекты использования модулей и для самолетов (как у нас, так и за рубежом). Из советских проектов наверно наиболее интересен М-90 (он же МГС) ОКБ Мясищева (кстати рекомендую шестой номер Крыльев Родины со статьей о проектах, которые разрабатывались под начало перестройки).
В рамках проекта предполагалась перевозка почти 8500 единиц оборудования общей массой 86 000 тонн со среднегодовым объемом почти 3 миллиарда-тонн-километр
М-90 рассматривался в нескольких вариантах с 6 и 8 двигателями для перевозки грузов с массой 250 тонн и от 250 до-400тонн (с 8 ДУ)
Грузы требующие герметизации предполагалось перевозить на высоте не более 3-х километров и дальность до 3400 км., а не требующие — на высоте до 9 километров и дальность до 4300километров с использованием минимального количества промежуточных аэродромов.
Гондолы фюзеляжа крепились под крылом на ферменных пилонах. В них размещались кабина экипажа 4 человека (левая), салон для сопровождающего персонала 29 человек (правая), отсек оборудования, багажные отсеки, шасси, вспомогательная СУ.
Между гондолами располагалась платформа, являющаяся также нижним крылом. На платформе устанавливался крупногабаритный груз.
Рассматривались 2 варианта пассажирских гондол — герметичная на 622 пассажира и негерметичная на 1462 пассажира. Предпочтение было отдано негерметичной.
И вот теперь идея выходит на ринг снова. Ведомство по патентам и товарным знакам США (United States Patent and Trademark Office — USPTO) опубликовало патентную заявку от Airbus.
В отличии от ранее рассматривавшейся идеи Airbus предлагает использовать нечто типа модульного самолета. В частности можно будет сделать грузовой блок или пассажирский. Идея сулит экономию и авиакомпаниям — не нужно будет закупать грузовые и пассажирские версии самолетов. Но самые интересные перспективны открываются для пассажиров. Если сейчас пассажирам нужно добраться до аэропорта, пройти регистрацию, выйти на перрон, зайти в автобус, доехать до самолета… Время, особо критичное для лоукостеров. По новой концепции пассажиров можно будет разместить еще до того, как самолет будет готов к вылету, доставить к самолету, присоединить — и по готовности к взлету…
В свое время (если не ошибаюсь в Технике-Молодежи) описывался проект высокоскоростного поезда, которому не требовалось тормозить и останавливаться на промежуточных остановках — это делали отдельные вагоны. Фантастика —, но идеально сочетающаяся с вышеупомянутой идеей Airbus.