Модульность в авиации

Не так давно в связи с катастрофой самолета Когалымавиа на Хабре обсуждалась идея спасения пассажиров путем использования специального отбрасываемого модуля. Идея имела гораздо больше минусов, чем плюсов и была справедливо раскритикована.

Но сама по себе идея модульности — удел не только энтузиастов-одиночек. Она имеет довольно старую историю.
Из реализованных систем проще всего вспоминаются вертолеты. Так называемые летающие краны. Наиболее известными (но не единственными) представителями таких вертолетов являются Ми-10 и S-64.

3a9b93e2b4496db10c637c67e8c0ac57.jpg

Разработка S-64 началась в 1958 года. За основу был взят Sikorsky S-60. Прототип S-64 поднялся в воздух 9 мая 1962 года. В 1992 года все права на выпуск S-64 от Sikorsky Aircraft перешли к Erickson Air-Crane, которая и продолжает выпуск новых машин и восстановление старых

9a2c8d68c79e2a975d495078659d41d9.jpg

PlanespottersNet_028237.jpg

Проектирование вертолета В-10 (фирменное название будущего МИ-10) началось в 1959 г. и завершилось в 1959 г. Согласно заданию, машина должна была транспортировать не менее 12 тонн на расстояние до 250 км, а на меньших дистанциях перемещать до 15 тонн грузов за раз. Под фюзеляжем предполагалось перевозить топливные баки, санитарно-операционные пункты, передвижные лаборатории и просто пассажиров — в специализированных контейнерах-салонах. К лету следующего года был построен первый прототип вертолета. Перед началом летных испытаний машина получила обозначение Ми-10

c9bcba81708000db0a2184641f1c0af8.jpg

В производстве Ми-10 находился всего пять лет. Было выпущено лишь два десятка этих вертолетов.

Причиной отказа от МИ-10 стала по сути необходимость организации унифицированной доставки. Для обычных грузов нужно было оборудовать специальными захватами, подходящими к гидроподъемнику вертолета. Грузы для МИ-10 в отличии от аппарата Сикорского висели под фюзеляжем, а не за кабиной и создавали слишком большое воздушное сопротивление.

Были проекты использования модулей и для самолетов (как у нас, так и за рубежом). Из советских проектов наверно наиболее интересен М-90 (он же МГС) ОКБ Мясищева (кстати рекомендую шестой номер Крыльев Родины со статьей о проектах, которые разрабатывались под начало перестройки).

В рамках проекта предполагалась перевозка почти 8500 единиц оборудования общей массой 86 000 тонн со среднегодовым объемом почти 3 миллиарда-тонн-километр

2ab39abad76f48bc9f92619045202f89.png

М-90 рассматривался в нескольких вариантах с 6 и 8 двигателями для перевозки грузов с массой 250 тонн и от 250 до-400тонн (с 8 ДУ)

Грузы требующие герметизации предполагалось перевозить на высоте не более 3-х километров и дальность до 3400 км., а не требующие — на высоте до 9 километров и дальность до 4300километров с использованием минимального количества промежуточных аэродромов.

Гондолы фюзеляжа крепились под крылом на ферменных пилонах. В них размещались кабина экипажа 4 человека (левая), салон для сопровождающего персонала 29 человек (правая), отсек оборудования, багажные отсеки, шасси, вспомогательная СУ.

Между гондолами располагалась платформа, являющаяся также нижним крылом. На платформе устанавливался крупногабаритный груз.

ec3c12aab1f746c68ab68ed68450824f.png

Рассматривались 2 варианта пассажирских гондол — герметичная на 622 пассажира и негерметичная на 1462 пассажира. Предпочтение было отдано негерметичной.

И вот теперь идея выходит на ринг снова. Ведомство по патентам и товарным знакам США (United States Patent and Trademark Office — USPTO) опубликовало патентную заявку от Airbus.

b0d9586fad1049b2b642d020796dae32.png

В отличии от ранее рассматривавшейся идеи Airbus предлагает использовать нечто типа модульного самолета. В частности можно будет сделать грузовой блок или пассажирский. Идея сулит экономию и авиакомпаниям — не нужно будет закупать грузовые и пассажирские версии самолетов. Но самые интересные перспективны открываются для пассажиров. Если сейчас пассажирам нужно добраться до аэропорта, пройти регистрацию, выйти на перрон, зайти в автобус, доехать до самолета… Время, особо критичное для лоукостеров. По новой концепции пассажиров можно будет разместить еще до того, как самолет будет готов к вылету, доставить к самолету, присоединить — и по готовности к взлету…

a7898e37c54f4a0cb9655912e9a76dc6.png

В свое время (если не ошибаюсь в Технике-Молодежи) описывался проект высокоскоростного поезда, которому не требовалось тормозить и останавливаться на промежуточных остановках — это делали отдельные вагоны. Фантастика —, но идеально сочетающаяся с вышеупомянутой идеей Airbus.

© Geektimes