«Моя твоя хотеть понимать», или Как говорить со всеми в IT

56fafc76df46e40ba44a9f799f97bcc8.png

Привет! Сегодня в статье не будет ничего про наши технологии, стэки или процесс разработки, UX или дизайн.

Тем не менее статья всё равно плотно касается мира IT. Она будет полезна всем начальникам, тимлидам, руководителям проектов, которые взаимодействуют с лицами, принимающими решения у заказчика (ЛПР). Я уверен, каждый человек найдёт в ней полезное для себя. Статья позволит лучше понимать других людей и найти ответ на вопрос «Я же говорю всё ясно, почему меня не понимают?».

Это будет лонгрид с большим количеством букв, но я постараюсь изложить свою мысль простыми словами, дать практические советы и приводить понятные примеры.

У всех своё яблоко

6cc7fe9595a2e813c633579e84bf37fe.png

Меня зовут Андрей. В нашей компании я руковожу самым большим блоком, который отвечает за запуск форм услуг федеральных ведомств, фронтальных сервисов (лендингов, информационных страниц, каталогов), а также за CX и дизайн портала Госуслуг. Да, я знаю, что мы не идеальны, хотя очень стараемся, но сегодня не об этом.

В моём подчинении порядка 500 человек, а так как наши продукты взаимосвязаны, то часто нужно взаимодействовать с другими руководителями или ЛПР заказчика.

У нас много авральных задач, когда сервис нужно запустить за день-два, поэтому приходится взаимодействовать с конкретными исполнителями для их выполнения. Потом нужно реализацию «продать» заказчику: рассказать, чем она хороша и почему должна быть именно такой.

При этом если исполнитель принёс не тот результат, виноват не он, а ты, потому что не нашёл понятные ему слова и не убедился, что тебя поняли верно.

Сегодня я расскажу про пирамиду логических уровней — модель, которая помогает в моей работе и жизни. Я уверен, что она поможет и вам. Вы сможете быстро ставить задачи команде и мотивировать её на подвиги, детализировать требования заказчика или предлагать ему свои продукты, да и просто понимать других людей при общении.

Всё выше, и выше, и выше

Вначале разберём модель.

Пирамида состоит из шести логических уровней. Каждому из них я буду давать объяснение, вопросы и части речи, которые к нему относятся, а также приведу примеры, чтобы теоретическая часть лучше закрепилась.

044c490d0508e4fedb637a5498ebc5cc.png

1. Окружение

Окружение — самый низкий уровень пирамиды. Он описывает конкретные предметы, конкретных людей, конкретные места в конкретном моменте времени. Всё, что можно увидеть и пощупать, — материальные предметы. Всё, что вас окружает, если отвлечься от мыслей и начать внимательно смотреть по сторонам.

Вопросы: Что? Кто? Где? С кем? На чём? и т. д.

Части речи: существительные (обязательно материальные предметы). Для усиления эффекта и большей конкретики могут дополняться прилагательными.

Пример: При написании этой статьи я сижу на кухне, примерно 3,5 на 3,5 метра. На кухне поклеены обои, покрашенные практически белой краской. Я сижу на бежевом кухонном стуле, у которого цельная обивка сиденья и спинки. Передо мной тёмно-серебристый ноутбук, на котором светятся белой подсветкой его чёрные клавиши. Ноутбук стоит на белом столе на 6 человек с поверхностью из белого матового стекла. За окном уже поздний вечер (23 часа) и темно. Надо мной горит люстра в виде изогнутой по высоте окружности, в ней неярко светятся 4 лампочки из 8. В ушах у меня чёрные беспроводные наушники Xiaomi, в которых играет инструментальная музыка с «Моей волны» в «Яндексе».

Согласитесь, у вас начала создаваться конкретная картина. Я мог бы продолжить, и образ становился бы точнее за счёт дополнительных деталей.

На уровне окружения важно конкретизировать существительные. Когда человек говорит, что он строит дома, он может строить загородные дома из дерева или бетонные многоэтажки. При этом под «строит» он может понимать, что он рисует чертежи будущего здания, выкладывает стены из кирпича или поднимает арматуру на строительном кране. Но о действиях поговорим в следующем пункте.

36154af191236236db19f539036a4311.png

2. Поведение / эмоциональные состояния

Под вторым уровнем имеются в виду конкретные действия, которые мы совершаем, или конкретные эмоции, которые мы чувствуем в определённый момент времени.

Вопросы: Что ты делаешь? Что ты чувствуешь?

Части речи: глаголы или словосочетания (чувствовать гнев). Важно понимать, что глагол должен быть конкретным (несу лопату, разбиваю яйцо, пишу код), а не общим (делаю, думаю). То же относится и к эмоциональным состояниям: маленькая радость и наслаждение от вкусно приготовленного ужина не равна радости от вступления в брак, встречи с друзьями или получения желаемого подарка на день рождения, потому что они разные, имеют свой окрас и силу.

Пример: Я быстро пишу этот текст, печатаю вслепую в Word букву за буквой, сижу на стуле расслабленно и уверенно. Я чувствую воодушевление от того, что могу поделиться чем-то интересным (это чувство тёплое и находится в середине солнечного сплетения), и немного усталости, так как был длинный день и уже поздно. Усталость проявляется слабым шумом в голове и напряжённостью в плечах.

Созданный нами набросок картины на моей кухне немного ожил, в нём появился человек, который сидит и печатает, вокруг тишина, и только слышно цокот клавиш ноутбука.

Если ваш собеседник употребляет неконкретные глаголы (делаю), всегда можно задать вопрос »Что конкретно ты делаешь сейчас? ». Так вы сможете погрузить его на уровень действий.

67c2a0268938e98f04aa055ce1eb1d0d.png

3. Способности

Способности описывают, как мы делаем вещи, что у нас получается хорошо, а что — не очень.

Вопросы: Как ты делаешь? Насколько хорошо ты что-то делаешь? Что ты умеешь? Что ты можешь?

Части речи: наречия (описание действия).

Пример: Я печатаю текст вслепую, я умею излагать свои мысли и идеи ясно, погружаясь в детали, я умею эффективно руководить большим количеством людей, подробно объяснять задачи исполнителям.

В жизни я умею красиво, с чувством и безошибочно играть на ханге, я трудно схожусь с новыми людьми, мне требуется больше времени, чтобы выстроить общение. Я грамотно веду свой бюджет, так как заранее планирую доходы и расходы и могу каждый месяц откладывать деньги на будущее.

В двух абзацах выше я сделал мини-презентацию о себе, в которой рассказал о своих плюсах и минусах (по крайней мере, как я их вижу). Вы можете обратиться ко мне, чтобы я написал для вас текст или перепечатал рукописный (так как я быстро печатаю, не смотря на клавиатуру) или если захочется послушать живую музыку ханга.

8c4eedb93b929363d4646de2b3be12da.png

4. Ценности и убеждения (Цель)

Под этим уровнем понимаются жизненные ориентиры, что для человека ценно и важно, его правила игры, принципы, которыми он руководствуется каждый день, когда делает какие-то действия или развивает свои способности.

В задачах на этом уровне понимается цель или изначальное намерение. Разработчик пишет код, а тестировщик его тестирует не просто так, а чтобы запустить новый сервис и получить прибыль.

Вопросы: Что для тебя важно? Зачем? Почему? Какая твоя цель? Во что ты веришь? Какие у тебя ориентиры в жизни?

Словосочетания: могу сделать …; уверен, что …; верю, что …

Пример: Я пишу статью и рассказываю об этой теме, так как я верю, что она будет полезна каждому. Я убеждён, что любой человек сможет её использовать, особенно после практической части, которая будет дальше. Для меня лично статья — это способ самореализации.

Теперь вам стало понятно, зачем же я в полумраке нажимаю клавиши, несмотря на усталость, а заодно что это может дать вам.

Благодаря четвёртому логическому уровню статья перестала быть буквомарательством на Хабре, у неё появился смысл как для её автора, так и для читателя. А сам автор стал чуть более объёмным, и стало понятно, что он руководствуется этими принципами и при написании статьи, и при взаимодействии с людьми на работе и в жизни.

! Важное примечание, которое понадобится в дальнейшем

К уровню ценностей относятся и номинализации — имена существительные, которые не имеют конкретного проявления. В пункте 1 я привёл пример с домом, который не до конца определён: деревянная дача или многоэтажка. Также к этому относятся богатство, революция, успех, провал и т. д.

Определить номинализацию легко. Её нельзя почувствовать или потрогать, у каждого она своя. Любовь в семье у всех разная: один любит и готов выбрасывать мусор, гладить одежду и готовить, а другой любит и говорит комплименты, но при этом мусор не выбросит никогда в силу своих убеждений.

В таком случае одно и то же слово раскрывается для каждого по-своему на уровне способностей, поведения и окружения.

e1d1f86e8cd9cce24bd0d5759c317234.png

5. Роль (Личностное своеобразие)

Пятый уровень говорит о том, кем вы являетесь, выполняя какое-то действие. Актёр кино является конкретным человеком, но в одном фильме он играет роль талантливого бизнесмена, в другом — бандита, а в третьем — героя-любовника. В жизни так же. Один и тот же человек будто бы примеряет разные костюмы, делает разные действия и руководствуется разными убеждениями: руководитель — на работе, любящий муж и отец — в семье, ворчун — в длинной очереди, сын — со своими родителями.

Вопросы: Кто ты? Какова твоя уникальность? Какая у тебя роль на работе, в жизни?

Части речи: существительные, как правило, соответствующие профессиям, статусу человека, семейному положению.

Пример: При написании этой статьи я чувствую себя автором и экспертом. Я опираюсь на свой опыт журналиста в студенчестве, когда я писал много статей.

В части логических уровней вначале я был учеником, которого этому научили. Потом стал практиком и начал пробовать применять и нарабатывать опыт. Полученный опыт позволяет мне быть учителем и нести знания дальше.

Приезжая к моим престарелым родителям, я могу вести себя как ребёнок, нуждающийся в заботе, и немного полениться. Там я не чувствую себя большим руководителем, который должен решать важные задачи, давать поручения и мотивировать людей. Соответственно меняется и моё поведение: я могу расслабиться и ничего не делать, позволяя командовать другим.

В работе со своими сотрудниками я чувствую себя волком — вожаком стаи. Я могу полностью расслабиться и думать о новых сервисах, когда все работают как надо: я уверен в своей стае.

Но становлюсь учителем, если кто-то не понимает, что делать. А если кто-то наедет на моих ребят, то становлюсь суровым волком, готовым порвать всех на куски.

Каждый читатель может определить свою роль в конкретной ситуации. Для этого можно просто задать вопрос «Кто я сейчас?» при совершении конкретных действий.

c40f2608a477231f521d2e948dc7d5b3.png

6. Миссия

Для определения верхнего уровня нам потребуется ещё одно определение — «Система».

Система — это совокупность взаимозависимых компонентов, образующих единое целое, обладающее целостностью и структурностью.

С точки зрения людей, распространённые системы — это семья, организация или страна, где конкретные люди являются компонентами.

Миссия — это какой-то высший смысл, который закладывает человек в свои действия. Это та ценность, которая выходит за грани системы, где он является компонентом, или которая полезна для более крупной системы.

Вопросы: Ради чего бОльшего ты это делаешь? Что это даст людям? Зачем ты нужен другим? Какое наследие ты можешь оставить?

Пример: С точки зрения статьи я выступаю не просто как представитель «РТ Лабс». Моя миссия — помочь выстроить общение с другими людьми многим читателям в разных уголках страны, как в рабочих, так и в бытовых моментах. А если выйти за рамки статьи, то мне хочется поделиться полезными знаниями с миром, чтобы люди научились лучше понимать друг друга.

Именно миссия двигает человека на новые свершения, методическое совершение действий. Три строителя делают одно и то же, но стоит добавить миссию для третьего, и уже один несёт кирпичи, второй — строит дом, а третий — обеспечивает комфортным жильём множество семей.

Итоги теоретики

Мы поняли, из чего состоит пирамида от её основания до самого верхнего уровня.

Пирамида всегда существует полностью в логике любого человека, и выше мы рассмотрели связи уровней на примере данной конкретной статьи. Например, визионер, рассуждающий миссиями, готовит себе яичницу по утрам или заказывает конкретное блюдо из доставки и записывает свои идеи в блокнот. Или обычный работник завода, который изо дня в день закручивает одну и ту же гайку (окружение и поведение), всё равно реализует определённую для себя роль механика, а цель у него — прокормить свою семью.

Все люди разные и предпочитают общаться на комфортных для себя уровнях в повседневной жизни. Это как октавы в музыке. Кто-то говорит басом, кто-то — баритоном или фальцетом. При этом при испуге голос повысится, а при проявлении агрессии, скорее, понизится.

Как в музыке любой человек может изучить сольфеджио, так и при общении с другими людьми, да и с самим собой он может научиться использовать все логические уровни. И это всё упрощает.

48283040c09f1706500a6023aa7158c6.png

А теперь к практике

Вначале поговорим, как использовать логические уровни для себя, потом — как калибровать других людей, и затем — какие логические уровни уместны в коммуникации с ними. В завершении изучим, как пользоваться всем диапазоном логических уровней, как, например, пользуется возможностями своего голоса выдающийся певец во время выступления.

Как «вырастить» в себе нужный логический уровень

Здесь действуют два правила:

  • более высокие уровни управляют или определяют более низкие. Изменения более высокого уровня влияет и на нижние.

  • изменения на нижних уровнях (1 или 2) влияют на верхние, когда количество перерастает в качество.

Простыми словами: я — руководитель (роль), потому что я верю в свою силу мотивации и в то, что под моим руководством команды сделают полезные сервисы (убеждения). Я говорю размеренно, детализирую задачи до полного понимания, умею работать с возражениями и мотивацией людей (способности). Для этого я направляю задачи в «Телеграме» прямым подчинённым, устраиваю созвоны, готовлю примеры таблиц для отчётности, просматриваю и приоритизирую бэклоги команд, пишу конкретные тикеты (действия). И для этого мне нужны мой компьютер и ежедневник (окружение), куда я вношу важные пометки, планы и идеи.

Как встроить недостающий уровень? В первую очередь определить, чего не хватает, и найти способ через действие его заполнить.

  1. На уровне окружения я куплю новый ноутбук при поломке текущего. А в следующем году куплю новый ежедневник.

  2. Если заблокируют «Телеграм», я найду новый мессенджер и переведу туда своих подчинённых.

  3. Если появится новая технология, я обучусь через книги, курсы или практику, как когда-то я освоил пирамиду логических уровней.

  4. Если у меня будет негативное для моей роли убеждение, к примеру, что работать надо с 10 до 18 несмотря на аврал, я буду его перестраивать своим опытом или общением с другими людьми, встраивая убеждения, что в важные авральные моменты цель оправдывает средства.

И всё это я буду делать с роли руководителя, просто устраняя возникающие конфликты на уровне ниже. А роль моя основана на том, что моя миссия — делать сервисы, которые помогут миллионам людей.

Но что делать, когда нужно встроить новую роль, которую вы желаете приобрести? Допустим, стать крутым тестировщиком. У вас нет ничего, кроме желания, и вы не понимаете, что делать. Нужно выстроить всё, начиная с нижнего уровня, тогда количество перейдёт в качество.

Приведу схематичный пример:

  1. Покупаем компьютер и рабочий стол, чтобы было нужное окружение.

  2. Записываемся на курсы тестировщиков, учимся писать тест-кейсы, тестировать функционал, фиксировать баги в трекере задач.

  3. Делаем это постоянно, анализируем свои ошибки и недоработки. Если разработчик не исправил баг, пробуем описать сценарий и ожидаемую реакцию системы точнее. Так мы научимся делать это быстро и оперативно, а результат нашей работы будет понятен и приносить результат.

  4. Со временем мы поймём, что можем тестировать функционал качественно, и теперь через тестирование получаем удовлетворение от собственной реализации.

Таким образом можно встроить любую нужную нам роль.

Насколько внимательно ты слушаешь?

Хотя в каждом человеке есть все логические уровни, они могут быть более или менее комфортными для нас. Определить их очень легко: просто слушать человека, какие части речи он употребляет.

Хорошие специалисты, эксперты говорят на уровне окружения, действия и иногда способностей. Они часами могут рассказывать, как вчера придумали изящное решение по оптимизации кода. А японский мастер может десятилетиями учить своих подмастерьев, как сделать идеальную катану.

Средние руководители обычно повышают свой уровень. Для них становится не так важно конкретное действие и конкретный предмет, сколько определённое качество, конкурентное преимущество.

Руководители более высокого уровня формируют ценности, повышают мотивацию за счёт внедрения убеждений, присваивают роли:»Вы — герои!», «Ты — крутой программист!»

Ещё один яркий признак этого уровня — номинализации, о которых мы говорили в теоретической части: «Мы должны устроить революцию нашим продуктом! Нам нужна эффективность и простота!»

На уровне миссии говорят визионеры, идеологи и фанатики: «Я должен оставить наследие, наша компания сделает весь мир лучше!»

Прощупать, какой уровень не комфортен для человека в конкретной ситуации, можно с помощью характерных вопросов. Например, руководитель не всегда сможет ответить и объяснить, как конкретно написать код или тест-кейс. А человек, фиксирующий баг, не расскажет, как этот конкретный баг мог повлиять на жизнь других людей и прибыль компании.

Соответственно, если мы владеем несколькими уровнями, проще говорить с человеком на понятном и привычном для него. Так у нас больше шансов выстроить успешное взаимодействие.

Говорим понятно

Как мы поняли раньше, ключевое правило — говорить на уровне, который удобен нашему собеседнику и уместен в данном случае.

Рассмотрим на кейсах.

Кейс 1: Мы понимаем суть задачи и как её делать, у нас немного времени, но мы гарантированно должны достичь результата. Нам не нужно добавлять смыслы в результат, а важно достичь понятную цель в нужном качестве.

Правильно: Говорим на уровне окружения и действий. Даём таблицу и описываем примеры, чтобы было понятно, что мы хотим увидеть в каждом столбце. Пишем как можно более понятное ТЗ на сервис. Даём простые команды: неси кирпич, сделай этот тикет, опиши форматно-логический контроль каждого поля в базе данных и т. д.

Неправильно: Начинать с высоких уровней или ими ограничиваться. Это потребует от специалиста больше когнитивных усилий, и он может неверно сформировать своё представление о конкретных действиях.

Кейс 2: Нам нужно объяснить задачу в общем виде линейным руководителям, при этом нет понимания, что сделать конкретно. Есть только общий облик желаемого результата, который разойдётся по всей команде и дальше детализируется.

Правильно: Использовать уровень способностей, а также ценностей и убеждений.

«Ребята, нам надо сделать новый сервис заказа еды, благодаря которому любой человек может заказать себе еду и оплатить прямо из дома. Сервис должен быть простым, в нём должен быть каталог товаров с рубрикацией. Проведите анализ конкурентов, выделите конкурентные преимущества и представьте план на следующей неделе».

Неправильно: Проводить детализацию для нижнего уровня, потому что у нас нет нужных знаний, и пока мы сами будем узнавать — потеряем время. Линейные менеджеры справятся лучше — нужно делегировать детализацию им.

Говорить на уровне роли или миссии неверно. «Ребята сделайте сервис доставки еды. Вы же герои и крутые спецы. Представьте, как оно будет полезно всем людям». В этом случае требования слишком неконкретны.

Кейс 3: Нам нужно объединить большое количество людей, заразить их своей идеей, выстроить стратегию компании.

Правильно: Использовать высшие уровни (убеждения и ценности, роли и миссию).

«Коллеги, наша компания не может останавливаться на достигнутом, нам нужна стратегия для развития. Мы должны занять новые ниши и сформировать новое предложение для наших пользователей. Ключевой ценностью наших новых продуктов должно стать удобство и простота, лаконичность и дизайн. Я горжусь тем, что работаю со всеми вами. Вы все — мотивированные эксперты, которые имеют колоссальный опыт. Так давайте используем его, чтобы сделать продукт, который станет самым лучшим на рынке, ведь только так мы сделаем жизнь наших пользователей лучше».

Неправильно: Говорить на низких уровнях. Если на совете директоров вы начнёте рассказывать про конкретные действия и окружение, вас не поймут. Руководители верхних уровней мыслят масштабно — ваша детализированная речь их не заинтересует.

f2adc710772c2f2ee1edf708f2e1a442.png

Пользуемся всем диапазоном

Рассмотрим случаи, когда в одном взаимодействии мы используем несколько логических уровней, двигаясь вверх или вниз. Проанализируем их в ситуациях взаимодействия со своей командой и с ЛПР заказчика или своим руководством — это позволит достичь большего прикладного значения.

Кейс 1: Взаимодействие с командой, понижение логических уровней.

Когда необходимо мотивировать команду, сфокусировать всю энергию на какое-то конкретное действие, следует применять понижение логических уровней. Можно применять, когда команда устала или наступил период неопределённости, например при изменении стратегии развития.

Пример: «Ребята, вы настоящие герои. В последний квартал вы показали себя настоящими трудягами и экспертами (роли). Я знаю, что вы можете сделать крутой сервис, который будет полезен многим людям. Я ценю вашу работоспособность, желание работать и двигаться вперёд (ценности и убеждения). Но чтобы нам сделать свою работу качественно (способности), осталось приложить последнее усилие. Давайте соберёмся, поправим последние два бага, закроем долбанный тикет № 21436786 и разойдёмся спать по своим кроватям (действия и окружение)».

Кейс 2: Взаимодействие с командой, повышение логических уровней.

Мы повышаем логические уровни, когда нам необходимо мотивировать коллектив при падении настроений или объяснить новую стратегию. Хорошо подходит для подведения итогов или как итог ретро.

Пример: «Коллеги, давайте подведём итоги за последний квартал. Эти недели мы активно работали: проводили аналитику, программировали и ставили наши сервисы (поведение). Как показал квартал, производительность выросла на 12%, а значит, мы работали продуктивнее, чем раньше (способности). Дальше мы должны не сбавлять темп и придерживаться принципов нашей компании производить качественные и востребованные продукты (убеждения). Я уверен, что вы все — настоящие профессионалы и в следующем квартале станете передовиками нашего производства (роль)».

Кейс 3: Взаимодействие с заказчиком, руководством, понижение логических уровней.

Техника подходит для детализации критериев задачи, уточнения технического задания, формирования образа конкретного результата. Также можно применять, когда вы принесли прототип, но заказчик очень неясно формулирует свои замечания. В этом кейсе можно как задавать вопросы, так и предлагать конкретную реализацию пунктов. В дальнейшем примере я опущу реплики заказчика, но представим, что мы каждый раз угадываем с нашим конкретным предложением реализации.

Пример: «Вы говорите, что лендинг выглядит слишком просто, ему не хватает дороговизны и лаконичности (номинализации, следовательно, уровень ценностей). А что вы имеете в виду под простотой, как вы предлагаете сделать (способности)? Быть может, лендинг слишком монохромен и следует добавить конкретный цвет, скажем, уйти от блёкло-синего и оформить ключевые элементы в глубоком красном? Хорошо, мы подготовим соответствующий вариант, где поменяем основной цвет (действия и окружение).

Как понимаю, дороговизна нужна, чтобы подчеркнуть, что вы делаете ваш товар качественно, ориентируясь на конкретного клиента? Тогда предлагаю добавить функционал каталога, а на разводящей странице встроить видео о том, как устроено ваше производство. Макеты мы перерисуем, сделаем более подробное описание каждого предложения, а сценарий для видео направим в течение пары дней.

Что вы имеете в виду под лаконичностью? Нужна стилизация под Apple? А чем она выделяется? Вся навигация сделана через одну кнопку? Хорошо, мы подумаем, как в верхней части экрана сделать одну единую кнопку. Круглая форма не подойдёт, но мы скруглим края у элементов. Везде будет по одной кнопке, призывающей к активному действию».

Проведя такой диалог, вы вернётесь к команде и скажете, что конкретно нужно поправить и сделать.

Кейс 4: Взаимодействие с заказчиком, руководством, повышение логических уровней.

Мы повышаем логические уровни для продажи идеи, презентации конкретного продукта. Как и в предыдущем примере, это можно делать несколько раз, по каждому конкретному элементу, который хотим продать.

Пример: «Когда нам поступила задача сделать лендинг, мы провели анализ сайтов-конкурентов, перебрали реализованные решения и собрали лучшее для вас.

Лендинг мы нарисовали в блёкло-синем цвете (окружение и поведение). Мы сделали это специально, я бы даже сказал — продуманно (способности). В нашем понимании этот цвет ассоциируется с небом и означает лёгкость и воздушность вашего продукта. Покупая его, человек будет думать, что он может себе позволить вырваться из бытовой серости (убеждения).

Мы предлагаем одностраничный вариант, без сложного каталога и переходов. Посетителю не нужно будет постоянно кликать взад и вперёд, основная информация уже собрана и изложена последовательно. По статистике, навигация на таких страницах осуществляется быстрее на 20%, клиенту будет удобнее пользоваться сайтом. Вы продемонстрируете заботу о клиенте, покажете, что вашему продукту можно доверять. А ваша компания не просто продавец, а друг, проявляющий заботу. Так вы подчеркнёте ваш слоган, вашу миссию «Лучшее для вас»».

Чтобы научиться повышать логические уровни, можно посмотреть на рекламу по телевизору. К примеру, «Тойота» показывает конкретный автомобиль, рассказывает об основных технических характеристиках, говорит о ценностях комфорта и надёжности и заканчивает своей известной фразой «Управляй мечтой».

1138249fc639d69b314273e99e04eb51.png

Подводя итог

Логические уровни — довольно простая модель. Применять её совсем не сложно. Нужно всего лишь внимательно слушать речь собеседника, вылавливать в ней слова, которые формируют логику его рассуждений.

Чтобы улучшить свой коммуникативный навык, рекомендую определить свои комфортные логические уровни, а затем попробовать в коммуникации использовать другие, понижать и повышать их для достижения цели.

Поначалу можно попробовать набросать свою речь на бумаге, подготовиться. С каждым разом у вас будет получаться всё лучше и лучше, и вы научитесь применять модель неосознанно.

Буду благодарен за обратную связь. Если остались вопросы, с удовольствием отвечу на них в комментариях.

© Habrahabr.ru