Моя библиотека для IT-менеджера

С тех пор, как в институте появился предмет маркетинг, я прочёл несколько десятков книг, полезных для проект-менеджеров, стартаперов и руководителей компаний. Лучшие я собрал в небольшую библиотеку и хочу рассказать о них вам. Все эти книги заслуживают внимания и будут вам полезны. О многих вы уже слышали, часть упоминалась на Хабре, но, надеюсь, вы откроете для себя нечто новое из тех 22-х книг, о которых хочу рассказать.Рассказывать буду кратко: о чём книга, кому полезна, насколько важна. Поэтому обложки на каждую ставить не буду, думаю, каждый без труда найдёт ту, что заинтересовала.

imageСамое главное, с чего хочу начать — это, конечно же, классика.

Считаю, что ни один руководитель проекта, бизнеса, стартапа не должен проходить мимо «Маркетинг Менеджмента» Филиппа Котлера. Этак книга — краеугольный камень науки управления бизнесом. Периодически принимаются Котлера хаять, придумывать новые теории, которые «переворачивают с ног на голову маркетинг», но сколько их не читал — находил лишь словоблудие и пересказ другими словами той базовой концепции, что найдёте в этой книге.

Кстати самих по себе книг много — «Маркетинг по-Котлеру», «Основы маркетинга» и другие —, но это лишь краткие пересказы. Они самодостаточны и полезны, но я бы всё же посоветовал то увесистое издание, что у меня в самой начале стопки на фото — книга содержит все элементы теории, кучу интереснейших кейсов. Сейчас уже 14 издание можете найти.

Еще к классике отнесу «Огилви о рекламе». Автор этой книги — основатель рекламных агентств «Ogilvy & Mather», «Ógilvy PR», одних из крупнейших в мире. Здесь — очень много полезных мыслей о том, каким должно быть рекламное сообщение. Книга содержит кучу иллюстраций и кейсов. Самому было удивительно, сколько всего полезного нашёл в этой книге, хоть и много читал до неё.

Следующей группой расскажу о книгах по «общему» маркетингу и управлению компаниями, которые могут пригодится не только в ИТ-индустрии.

«Крутые всегда остаются крутыми» ван ден Берга и Берера — очень важная книга. В ней сделан акцент на том, в чём отличается маркетинг для современного поколения 10–30 лет от классического, так называемого поколение Y, плюс много аспектов по работе с молодыми людьми.

Стивен Кови «Лидерство, основанное на принципах» и «Главное внимание — главным вещам». Многие книги можно свести к нескольким постулатам. Если кратко, то в «Лидерстве…» говорится о том, почему важно, чтобы руководитель сам был хорошим работником — знал досконально все аспекты работы подчинённых, и вызывал уважение у них, как профессионал. А с «Главным вниманием…» познакомился на военных сборах и рекомендую эту книгу всем знакомым вне зависимости от их работы. Это чуть ли не философская (серьёзно!) книга, сказать о которой, что она просто по тайм-менеджменту — было бы принижением её достоинств. Если кратко — то разделите задачи на долгосрочные-базовые и необходимые (работа, семья, здоровье, спорт, выгул собаки и т.д.) и краткосрочные-штучные (написать пост на Хабр, купить новую рамку домой и пр.). Приоритет у первых, но как искать гармонию между этими группами. Как — читайте в книге.

Знаменитый «ReWork», которому на Хабре уделяли немало заслуженного внимания, расскажет о том, как подходить к бизнесу без формальностей, моду на которые создали крупные компании с огромным штатом работников. Особенно полезна стартаперам — нам-то надо порой в одиночку создавать проект или небольшой группой. Влюбился в книгу сразу после слов «планирование заменяем на угадывание».

А эту книгу даже думал занести в «классику» к Котлеру, но она относительно недавно написана. «Партизанский маркетинг» Левинсона. Потрясающие учение о том, как подходить к маркетингу без бюджета (или с малыми деньгами). Тут и общие положения теории и кейсы. Опять же, стартаперам читать очень рекомендую.

Следующие 2 книги — «Доставляя счастье» Тони Шейя и «Starbucks навсегда» Говарда Шульца — это типичные представители книг-кейсов, рассказывающих об историях-успехах. Отцы-основатели компаний рассказывают про свой путь — как появилась идея, как создавалось их детище, какие трудности они преодолели. Очень интересно и познавательно читать. Отмечу только, что история Zappos.com мне показалась интересней и разнообразней, да и про Интернет-бизнес всё же. Про Starbucks — уже не такая сильная книга, несколько затянутая, но тоже полезная.

Небольшая и невзрачная «Рабочая книга PR-менеджера» Мейтленда на самом деле — довольно полезная для понимания этой сферы деятельности книга. В ней рассказывают о взаимодействии со СМИ, о том как проводить конференции и создавать пресс-релизы. Если вы руководитель стартапа и у вас нет денег на отдельного PR-менеджера — книга вам пригодится, может стать базовым курсом.

Алексей Иванов «Бесплатная реклама» — очень близка партизанскому маркетингу. В книге много советов, как подходить к рекламе без бюджета. К примеру, именно после неё я поменял подпись в электронных письмах — ведь это уже рекламное место, где можно разместить не только нужные контакты, но и рекламное сообщение. А еще куча подобных, не всегда очевидных советов. Хорошая книга, периодически переиздают новыми редакциями.

Ну и, конечно же, остались чисто ИТшные книги для стартаперов.

Начнём со сборника интервью для программы Максима Спиридонова «Рунетология. Кто управляет русским Интернетом?». Сам слушаю эту программу — довольно интересные рассказы экспертов. Ну, а повторение — мать учения, да и при прочтении открылись некоторые другие нюансы сказанного гостями передачи. Может когда подписать еще получится…

А вот книгу «Стартап» Гая Кавасаки, которую называют «библией стартапера» я как-то не стал бы так восхвалять… Не знаю, надеюсь камнями не закидают, но мне она не показалась прям НАСТОЛЬКО полезной. Но читать стоит — она, как минимум, оформит в некоторый стандарт ваш подход к построению молодого бизнеса.

Далее, книга, написанная для знакомства с адаптивным дизайном — Итан Маркотт «Отзывчивый Веб-дизайн». Она не совсем по тематике нашего обзора, но написана простым языком и, как мне кажется, для руководителя проекта полезна — вы будете знать что можете сделать с вашим сайтом для мобильных устройств.

Ли и Бернофф «Взрывная Web_Волна» — эта книга появилась в США давно и больше важна для владельцев «оффлайн»-бизнеса — она рассказывает о том, что может дать их компаниям Интернет. Но всё же, в ней немало полезных советов и интересных кейсов, а так же показана история развития маркетинга в Сети, так что она не бесполезна.

Крис Андерсон «Длинный Хвост» — это очень важная и этапная книга для Интернет-бизнеса. В ней рассказывается об эффекте «Длинного хвоста», который появился у магазинов и контент-проектов в эпоху интернета. Читать обязательно! Единственный недостаток — длина книги. Всю концепцию способна передать объёмная статья.

Билл Гейтс «Бизнес со скоростью мысли». Конечно, отношение к автору не однозначное (некоторые мои знакомые, к моему удивлению, нос от книги воротили). Да и книга уже довольно старая, написана в 1999(!) году. Но мысли основателя Microsoft довольно интересны и его подход к бизнесу, внедрению технологий — тоже может оказаться полезным. Можно сказать, что с учётом возраста книги, рекомендую для расширения кругозора.

Чумиков, Бочаров, Тишкова «PR в Интернете. Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0». Это небольшая по объему книга, которую стоит читать только приступая к изучению означенной в названии темы. Самое ценное в ней — это демонстрация изменения подходов к PR в Сети в привязке к её развитию.

Фёдор Вирин «Интернет Маркетинг». Думаю, эта книга очень важна стартаперам — она хороша тем, что содержит полный перечень различных инструментов продвижения вашего сайта — хорошая возможность не забыть о каком-то из них. Единственный минус — хочется увидеть более актуальное, обновлённое издание, все же за 4 года много изменилось.

Кэмпбелл «Управление проектом на одной странице» — простая и прикладная книга. О ней я уже писал. Если вкратце — то она рассказывает, как удобно управлять проектом с помощью простого excel-файла с диаграммой Ганта.

Майкл Стелзнер «Контент-маркетинг» — несколько растянутая, но полезная книга для создателей контент-проектов. У автора очень интересный подход, который выражается формулойПодъемная сила проекта = контент + другие люди (пользователи, эксперты) — маркетинговые послания.Т.е. ваш проект должен строиться на качественном и максимально бесплатным контенте, к которому вы привлекаете пользователей и экспертов-участников. Подробнее — в этой книге.

И необычная книга, старая, которая попалась мне не глаза совершенно случайно — »@-gov» Дугласа Холмса. Она рассказывает о том, как внедряют электронное правительство в США и Европе. Считаю, что для разнообразия порой полезно изучать опыт из смежных ИТ-сфер. Книга небольшая, но интересная.

Я очень надеюсь, что это описание моей библиотеки окажется полезной и кому-то позволит познакомиться с отличными книгами, обрести новые знания. Будет здорово, если в комментариях вы поделитесь своими любимыми книгами, которые стоит читать стартаперам и руководителям проектов.

© Habrahabr.ru