Многократные переплаты в ИТ и где они возникают. Ч.2

c6190e3595d26dbb15101d8620af2537.png

Осторожно: статья‑детектор. Одним из побочных эффектов от прочтения этой статьи является так называемый butthurt. Все, кто рвутся минусовать и доказывать, что даже многократная оптимизация является «экономией на спичках» — ответственны за описываемые переплаты!

Продолжаю описывать места возникновения многократных скрытых переплат в ИТ. В прошлой статье было про инфраструктуру, но кто-то может посчитать расходы на нее не слишком значительной частью общего ИТ-бюджета. Идем дальше по статьям бюджета, чтобы в нем не оставалось «белых пятен», в которых прячутся самые чудовищные твари растраты.

ФОТ, аутсорс, услуги подрядчиков, проекты

  1. ИБД: обновления ради обновлений, разработка ради разработки — отсутствие продуктового подхода. Надо пропустить все проекты (и вообще порывы реализовать у себя порочный круг CI/CD конвейер) через строгий фаервол фильтр продуктового подхода: вкладывать деньги только в то, что принесет доход больше вложений. Значительно больше. Не можем посчитать, сколько это вот ваше выстреливание версий как из пулемета и переписывание кода через раз принесет прибыли? Не можем посчитать, сколько прибыли даст апгрейд версий Windows Server, разного коммерческого ПО? Не делаем. Имитация бурной деятельности пресекается в корне — ФОТ, расходы на проекты сокращаются в разы! Исчезают нарушения бизнес-процессов, простои из-за continuous риска что-то поломать continuous переделками.

  2. Частые инциденты, недостаточная инфобезопасность. Всего лишь настройками ОС, которыми упорно пренебрегают, можно было предотвратить если даже не 100, то 99% случаев заражения вредоносным ПО, в том числе шифровальщиками со всеми теми убытками, к которым такое заражение привело. Я уже не говорю о том, что некоторые сотрудники вообще работают с админскими правами. Людям удобно — вирусам тоже. Возможность запустить и поставить любое crapware и частые изменения — админы постоянно суетятся и тушат пожары, а в оставшееся рабочее время занимаются ИБД в виде апгрейдов и переделок, создавая те самые изменения. Порочный круг замыкается. Понятно, что в такой турбулентной среде людей нужно больше. Политикой же запечатанного компьютера, с которым ничего годами не происходит кроме быстрой работы офисных приложений, ФОТ на админов волшебным образом в разы сокращается.

  3. ЧСВ ИТ-директора, оплачиваемое за счет компании. Стремление нанять настолько больше людей, насколько позволит вышестоящее руководство. Больше отдел — лучше для резюме и чувства собственного величия.

  4. ИТ подразделение — как театр: люди нужны для исполнения ролей какой-нибудь методологии. И как Голливуд: чем дороже актер, тем лучше. Формализм — грабит: чисто ради идеи изобразить (опять же как актер) «зрелость компании» — отдаются реальные деньги на высокооплачиваемый overhead из абстрактных, дублирующих и имитирующих бурную деятельность должностей. Например «менеджер по управлению изменениями». Нет лишних изменений — не нужны лишние менеджеры!

    переплата в 3 раза

    переплата в 3 раза

  5. Недоиспользование возможностей удаленного управления. Для решения проблемы пользователя админ приходит лично, ждет пока стул на рабочем месте освободится, по дороге туда/обратно останавливается на разговоры… Хотя, инфраструктура должна обладать таким свойством как управляемость. И тогда уместен чеклист: можно ли решить проблему через удаленную команду / оснастку? да/нет — подключением к графической сессии? (тут уже нужно согласовывать с юзером -, а это время) да/нет — и только в случае последнего «нет» идти ногами к рабочему месту! Всё это же про управляемость и грамотное применение консоли и оснасток msc касается и удаленных филиалов, где можно вообще не содержать своих админов, имея только договор со сдельной оплатой на случай устранения физических отказов в инфраструктуре.

  6. Невыгодный подрядчик, зависимость от исполнителя. Последняя возникает, когда в нагромождении кода и костылей может разобраться только тот, кто его написал. Не хотели разбираться и вникать сами, хотели под ключ — подрядчик постарается сделать себя незаменимым.

  7. «Под ключ» — в 2–3 раза переплата.
    Как правило у компании есть свой ИТ-отдел, там есть компетентные люди и не зря же получающие зарплату, способные подготовить инфраструктуру, просто поставить внедряемое ПО — порой это вообще уровень эникея. Так зачем же, реализуя проект, платить за такие услуги подрядчику? Кроме того, делая что-то под ключ, подрядчик накидывает всего побольше надо-не надо, продает то, что в компании уже есть. Выгодно же делегировать подрядчику строго ту часть работы, для которой не хватает своих компетенций и ресурсов. И вообще, активно с ним взаимодействовать, а не заплатить и ждать, пока всё сделают за нас.

У ИТ есть отличие от других подразделений компаний: расходы на них плохо проверяемы на адекватность. Хуже того, на всех уровнях — от сисадмина до собственника бизнеса — вообще нет культуры, нет понятия оптимизации, как строить и развивать ИТ бережливо, нет вообще мысли о хитрости, хакерском мышлении. Как компании успешно применяют хитрости (латеральное, оно же хакерское мышление) в налоговой оптимизации! Как порой в ущерб репутации рвутся удешевлять состав продуктов! Но при этом в расходах на ИТ — все настолько, наоборот, бесхитростные, конформисты и благотворители, что создается впечатление, что мир сошел с ума! Раздвоение мышления. Культуры, понятия хитрости в ИТ нет даже на бытовом уровне, когда вы все платите в разы больше необходимого за личный компьютер или тарифы связи. Поэтому не только «будущее за ИИ», но и за схлопыванием пузыря лишних затрат, с той же целеустремленностью, с какой бизнесы оптимизируют налоги.

© Habrahabr.ru