Мнение хабра: отключать или нет крупный сайт задолжавший 450 000 рублей?

85e781d4dc8d4989a62855e5d1a93710.png

Вечером 8 го сентября, был отключен от всемирной паутины первый сайт рунета о культурной и клубной жизни geometria.ru. Причиной отключения послужила задолженность в полмиллиона рублей перед другой заслуженной организацией — сетью дата-центров Selectel.

Под катом не будет слезливой истории про то, кто прав, а кто виноват. Я хочу просто описать ситуацию в целом, услышать мнение хабражителей о ней, а также какой выход из подобной ситуации вам бы показался наиболее правильным, столкнись вы с подобным, независимо от стороны баррикад.

Дисклеймер


Автор никак не связан ни с одной из сторон в описанных событиях, и интерес его исключительно спортивный, т.к. ситуация достаточно спорная для обеих сторон. Про случившееся можно услышать, например, в новостях на радио. Никакой претензии на объективность в тексте нет, а только лишь личное мнение основанное на слухах, но постарался описать с максимально нейтральной позиции.

А что, собственно говоря, случилось-то 


Итак, есть достаточно большой сайт с историей жизни в 14 лет, раскинувшийся на несколько стоек и арендующий каналы связи, как во внешний мир, так и между дата-центрами. Ресурс медийный, заслуженный, со всякими рейтингами и регулярно устраивающий различные мероприятия.

Из-за внутренних дрязг у сайта возникает задолженность по оплате предоставленных услуг за несколько месяцев перед дата-центром на довольно приличную сумму — в 450 000 рублей.

Со слов представителей geometria.ru, когда стало известно про задолженность, они сразу же связались с Selectel, дабы объяснить причины сложившейся ситуации и даже якобы предоставили гарантии оплаты, но переговоры не привели к положительному результату и доступ к сайту был прекращён, что юридически совершенно правильно.

И вот тут-то мы подходим к главной теме, ради которой был затеян этот топик —, а стоит ли полностью отключать связь у крупных сайтов или лучше повлиять на них как-то по-другому?

Возможно, достаточно просто ограничить им скорость доступа до некомфортной? Или может лучше сначала ограничить доступ к серверам и пойти в арбитраж, используя сервера как гарантию оплаты?

Как вообще измерять критичность уровня задолженности для проектов подобного уровня? Ведь одно дело, когда к тебе хипстеры приносят юнитовый сервер, а потом у них заканчивается смузи, и они пропадают в никуда, и совсем другое, когда один ресурс арендует сразу несколько стоек с каналами связи, и он точно никуда не пропадёт.

Из этого вытекает следующий вопрос: как быть с клиентоориентированностью и в то же время не загнать себя в бесконечное ожидание выплат по долгам? Перебои с поступлением денег случаются у всех, но сколько ждать выплаты? Или, опять же, до какой суммы предоставлять кредит?

Можно копнуть немного вглубь — высший арбитражный суд как-то постановил, что во время споров между операторами нельзя нарушать доступ абонентов к услугам связи. Конечно, это не на 100% про данную ситуацию, но можно посмотреть под небольшим углом. Селектел, несомненно, лицензиат и оператор связи, оказывающий клиенту услуги на 150 000 в месяц. Геометрия — ресурс с огромной посещаемостью, репутацией и заслуженным именем. Не лицензиат, но по сути, они оказывают большому количеству граждан телематические услуги, т.е. доступ к серверам, к сайту и его сервисам. Получается, что юридически хоть они и не оператор вовсе, но по факту отключение такого ресурса для не нулевого количества людей может быть приравнено к отключению от услуг связи. Это как «У нас интернет не работает, потому что вконтакте не загружается».

Но это уже философия началась. В сухом остатке на данный момент — случай может стать прецедентом. Во всяком случае мне не известны подобные истории, когда за относительно некритическую задолженность был отключен большой информационный ресурс. Как метко подметил коллега: это будто в банке мне заблокировали все счета, от зарплатного до накопительного из-за долга на кредитном. Я вроде и погасить долг хочу, несмотря на положительную длинную кредитную историю и суммы на остальных счетах мне всё уже заблокировала.

В общем Хабражители — хочется услышать ваше мнение поподобным ситуациям.

UPD: Забыл указать откуда взялась задолженность за три месяца: из-за внутреннего конфликта, человек занимавшийся операционной деятельностью решил самоустраниться без передачи дел и владелец ресурса действительно не знал про наличие задолженности.

UPD: Ответ представителя Selectel:

В ситуации с порталом Геометрия.ру речь идёт исключительно о погашении возникшей задолженности — любые иные трактовки вызывают у нас только недоумение и сожаление. У портала накопился долг в 450 тыс. руб., и в течение 3 месяцев мы пытались договориться об урегулировании задолженности (в том числе, и с собственниками бизнеса — и этому есть документальные подтверждения), но это не удалось.

Отключение ресурса ни в коем случае не было неожиданным — мы предупреждали об этом представителей Геометрия.ру не менее 5 раз, как это предусматривает договор. Сожалеем, что пришлось пойти на крайние меры, но других рычагов воздействия у нас не осталось.

Отметим, что уже сегодня (9 сентября) портал нашел средства и погасил около 40% суммы — мы, в свою очередь, пошли клиенту навстречу и после частичной оплаты восстановили доступ к ресурсу.

Комментарии (45)

  • 9 сентября 2016 в 12:16 (комментарий был изменён)

    +7

    В подобных случаях у поставщика услуги явно должно быть право отключить потребителя, непонятно о каком прецеденте потому идёт речь. Нет ножек денег — нет мультиков. Другое дело, что можно идти навстречу и рассматривать каждый случай «по-человечески» (но для обсуждения этого тут информации недостаточно). Банки упомянутые обычно как раз идут навстречу при адекватных уважительных причинах, например, просрочки платежа по кредиту. Потому что это и в их интересах прежде всего.
    • 9 сентября 2016 в 14:08 (комментарий был изменён)

      0

      С одной стороны да, отключить потребителя от электричества — правильно. С другой — этот потребитель зарабатывает деньги (наверное), которые должы идти на оплату задолженности.По-другому он (потребитель) заработать не может, кредит под неработающий сервис ему никто не даст. «Идти на встречу» в данном случае это договриться о погашении долга до суда (на выбор: полностью, частями, через какое-то время).
  • 9 сентября 2016 в 12:19

    +18

    Одно дело, когда крупный клиент просрочил немного очередной платеж. Тогда можно говорить о клиенто-ориентированности.
    И совсем другое дело, когда это задолженность за несколько месяцев. Это уже откровенное хамство со стороны клиента.
    Да, иногда бывают причины. Но если причина уважительная — можно попробовать заранее договориться.

    P.S. Меня очень повеселила фраза «когда стало известно про задолженность, они сразу же связались с Selectel». Т.е. господа даже не знали, что они кому-то должны. О чем тут говорить вообще? Детсад

    • 9 сентября 2016 в 13:28 (комментарий был изменён)

      +3

      Не могу говорить про несколько месяцев, но сам недавно оплатил сервер с задержкой около месяца. Не являюсь «крупным клиентом», самый дешевый сервак за 5$ чтоб было. Мне не отключили ничего, не заблокировали учетку, не закрыли SSH. Писали о каких-то ограничениях аккаунта, но я их не заметил, а значит не смертельно. И всеми силами пытались выйти на контакт и помочь решить возможные проблемы.

      Так вот, я не хочу говорить о том, что это правило или норма, но это сервис, клиентоориентированность и лояльность даже к самым «дешевым» клиентам. И если мне понадобится коммерческий проект размещать я выберу скорей всего эту компанию, а не ту, которая кладет сервер при малейшей задолженности.

      Тут правда есть обратная сторона — 3 месяца. И они что, за 3 месяца письмо на юр. почту написать не могли, чтобы оповестить? Или никто не отвечал? Вот тут, как мне кажется, и кроется «кто прав? кто виноват?». Если хостер пытался выйти на контакт, но получал игнор 3 месяца, то это оправдано. Если же компания и правда была не в курсе и с ними даже не пытались связаться, плевать на «детский сад», во многих компаниях есть просрочки по платежам по разным причинам, это жирнейший минус хостеру.

    • 9 сентября 2016 в 13:49

      –1

      Возможно перегну палку, но давайте представим такую, гипотетически, возможную ситуацию:
      что если Хабр завтра перестанет работать, а на Коммерсанте новость будет такая, что владелец Хабра Компания «Ариансо Инвест Лимитед» (Arianso Invest Limited) (Кипр) в лице Дениса Крючкова заявил, что ресурс отключен и не работает из-за того, что дата-центр Х погасил питание на стойках Хабра из-за просрочки оплаты в три месяца. При этом Денис заявлял руководству дата-центра, что у него в компании корпоративный конфликт с текущим гендиректором Кержнер Ольгой Федоровной и она полномочия с себя сложила, а нового гендиректора не поставить. Т.к. она полномочия сняла, то Денис будучи собственником управлять счетом не может. Новый гендиректор будет 15 сентября. Сейчас нет возможности оплачивать счета, т.к. нет управления счетом. Будет после 15-го. Более того, Денис рассказал Коммерсанту и приложил копии платежных поручений, что не имея возможности управлять счетом ООО Хабр, он отправил деньги с дочерних ООО ТМ Сервисы и ТМ Разработка. Не всю сумму долга, а лишь 30%. От оплаты не отказывался, на связи был.
      Но в дата-центре решили, что они не меценаты и погасили питание.
      • 9 сентября 2016 в 13:56

        +2

        Почитайте ответ Селектел — там всё немного не так, и еще вопрос, у кого лучше пруфы =)
        • 9 сентября 2016 в 14:04

          0

          Несомненно послушать версию геометрии было-бы не менее увлекательно, но я не знаю есть-ли кто из них на хабре…
      • 9 сентября 2016 в 14:02

        0

        Одно дело когда собственник пишет конрагенту о смене директора и приостановке платежей до конкретной даты. И совсем иное отношение когда компания втихую не платит. Если собственник не знает о долге, то как ему дать знать об этом? Весь вопрос в наличии контактов собственника у контрагента, т.к. связь через директора похоже оборвалась.
      • 9 сентября 2016 в 14:21

        +1

        Вы действительно верите в эту ситуацию? Назначатеся собранием учредителей ИО и он решает вопрос значительно быстрее. DHL работает быстро. Любые бумаги могут проездить по миру и собрать необходимые подписи за неделю-другую. А занчит направшивается вывод — решать проблему просто не хотели.
        Да и по умолчанию не говорите мне что в крупной компании операцию может осуществить только один человек. Там как минимум должен быть ещё IT директор, Финансовый директор или Главбух с доверенностью и/или правом на осуществление данных операций.
      • 9 сентября 2016 в 15:44

        0

        она полномочия с себя сложила, а нового гендиректора не поставить
        Я не думаю, что вы, как продавец услуг, должны пострадать только потому, что у кого-то организационные проблемы. Это ведь бизнес, не так ли? Что, если вы пойдете на встречу по доброте душевной, а из-за дальнейших внутренних проблем вы вообще эти полмиллиона долга больше не увидите? Скажем, директора поставить не удалось и… компания «самоликвидировалась».

        Кстати, как подсказывают ниже, та ситуация все же немного отличается.

  • 9 сентября 2016 в 12:20

    +8

    Информации мало. В целом, мне кажется крайне мутным то, что администрация сайта «неожиданно» обнаружила задолженность за 3 (!) месяца.

    • 9 сентября 2016 в 12:35

      +3

      Владелец что-то не поделил с директором, начался конфликт и как итог отсутсвие картины дел.
      Добавил в текст откуда забывчивость.
      • 9 сентября 2016 в 15:44

        0

        Я думаю, это проблемы владельца, а не Селектела.

  • 9 сентября 2016 в 12:24

    +1

    Про «нет ножек» уже сказали. Можно пропустить один платёж, бывает. Но «случайно» узнать о трёхмесячной задолженности?
    • 9 сентября 2016 в 12:34

      0

      Мы так за телефон платим :)
      • 9 сентября 2016 в 12:44

        +1

        Это несерьезно.
      • 9 сентября 2016 в 14:42

        0

        Я каждый месяц плачу за инет когда его отключают. Чаще всего лень просто) Иногда очень лень и я беру обещанный платеж на 10 дней…
        • 9 сентября 2016 в 15:44 (комментарий был изменён)

          0

          быть ленивым для себя же, это чересчур! :) Тем более в 21 веке живем, онлайн платежи через карту и все такое, я думаю не проблема
  • 9 сентября 2016 в 12:44

    0

    Я для начала не очень понимаю, почему внезапно сайт с гигантской посещаемость аж чуть больше миллиона в месяц (да еще и судя по поисковым запросам — заметная доля этого — порнотрафик) — «крупный».
  • 9 сентября 2016 в 12:52 (комментарий был изменён)

    +5

    Сначала мы жалуемся на коррупцию, а потом спрашиваем — ну может для «крупного, крутого сайта» сделаем поблажку?
    Чем они лучше сайта фотографа Игната Перепупкина с одной страничкой и 3 фотками? Его бы без разговоров прикрыли
    • 9 сентября 2016 в 13:08

      0

      Коррупция — это использование своего рабочего положения в ЛИЧНЫХ целях.
      Если же менеджер считает, что благодаря особому отношению к конкретному клиенту, бизнес заработает денег — это не коррупция, это клиентоориентированность)
      • 9 сентября 2016 в 13:17

        +5

        Когда богатому можно простить то, что нельзя бедному — это как называется? Я с удовольствием заменю на новое слово в своем посте
        • 9 сентября 2016 в 13:37

          +1

          Дискриминация же и двойные стандарты.

          Но я понимаю, что вы хотели сказать. Но ближе по смыслу будут «двойные стандарты».

          «Лорд должен быть лордом, даже на горшке!» ©

          • 9 сентября 2016 в 13:45

            0

            Спасибо уточнение. Так действительно точнее было бы. Но все равно одно без другого редко существует
        • 9 сентября 2016 в 15:43

          0

          Когда богатому можно простить то, что нельзя бедному — это как называется?
          Бизнес это называется.
          И двойных стандартов тут нет, стандарт тут один — «выгодно или не выгодно».
  • 9 сентября 2016 в 12:54

    +3

    Ситуация очень странная в принципе.

    Со стороны владельца при пертурбациях в компании есть возможность, что человек который контролировал проплату и взаиморасчеты, перестал это делать.

    Со стороны хостера — обычно при пропуске оплаты и при появлении задолженности, менеджер связывается с клиентом и выясняет ситуацию.

    В моей практике был случай когда проплата двух серверов зависла на пару месяцев, из-за смены юр. лица производящего оплату. Решили вопрос в рабочем порядке с клиентской службой. Простоя не было серверов. Но мы сразу предупредили о том что оплата задержится и подтвердили намерения заплатить на бумаге.

    Тут что то скорее всего есть скрытое от наших глаз. Не стал бы хостер так просто становиться в позу, это для репутации вредно.

  • 9 сентября 2016 в 12:57

    +1

    А когда, например, Юлмарт забывает продлить домен, и пользователи попадают на заглушку регистратора — как быть? тоже «применять индивидуальный подход»?
    Имхо, опираться нужно на договор. И все поблажки и уступки должны быть прописаны именно там.
    Алсо, со стороны Selectel было странно доводить ситуацию до трехмесячной задолженности, а потом молча выключать. Или они два месяца не могли договориться?
  • 9 сентября 2016 в 12:59

    +1

    Снизить скорость — можно словить антирекламу качества оказываемых услуг.
  • 9 сентября 2016 в 13:02

    +1

    Слишком мало информации.
    «Занято несколько стоек, 14 лет сервису» — вполне возможно сам хостер был уже не рад этому клиенту, к примеру по причине старых договоров (по старым ценам), и/или устаревшему оборудованию в стойках (устарелость => сложность обслуживания => стоимость обслуживания).
    Если же хостер был заинтересован в клиенте, то, имхо, стоило зафиксировать долг, и продолжить обслуживание с оплатой текущих услуг. Долг же распределить на следующие месяцы. При этом, о чем были на самом деле переговоры мы тоже из этой статьи не увидим)
  • 9 сентября 2016 в 13:23

    –1

    ну и 
    и владелец ресурса действительно не знал про наличие задолженности.

    очень похоже на «проблемы индейцев»
  • 9 сентября 2016 в 13:25

    0

    А я один залип на следующую новость про яндекс?
    Может вся история высосана из пальца ради новой сферической плюшки поисковика?
    Как еще привлечь внимание, если ты уже всем надоел?
    Устроить скандал!
    Точнее не так: начался скандал, а мы просто рядом проходили.

    Очень возможно, что я в корне не прав, но как-то уж очень похоже.

  • 9 сентября 2016 в 13:30

    +1

    Клиент остается клиентом, пока платит за услуги. Заодно таким образом формируется правильный подход к оплате счетов, а то первый раз не отключишь, в следующий раз уже будут про это помнить и на это рассчитывать. Есть договор, там все прописано. А сопли и собственную фантазию надо оставлять в песочнице.
  • 9 сентября 2016 в 13:39

    +14

    Поскольку активная дискуссия ведется о компании Selectel, мы решили прояснить вопрос сами.
    В ситуации с порталом Геометрия.ру речь идёт исключительно о погашении возникшей задолженности — любые иные трактовки вызывают у нас только недоумение и сожаление. У портала накопился долг в 450 тыс. руб., и в течение 3 месяцев мы пытались договориться об урегулировании задолженности (в том числе, и с собственниками бизнеса — и этому есть документальные подтверждения), но это не удалось.
    Отключение ресурса ни в коем случае не было неожиданным — мы предупреждали об этом представителей Геометрия.ру не менее 5 раз, как это предусматривает договор. Сожалеем, что пришлось пойти на крайние меры, но других рычагов воздействия у нас не осталось.
    Отметим, что уже сегодня (9 сентября) портал нашел средства и погасил около 40% суммы — мы, в свою очередь, пошли клиенту навстречу и после частичной оплаты восстановили доступ к ресурсу.
  • 9 сентября 2016 в 13:40

    0

    Сайт о клубной жизни? невелика потеря как по мне. Вот если бы википедию отключили, это уже другое.
  • 9 сентября 2016 в 13:44

    +1

    Почему хостер должен заботиться о сайте, когда его владельцы не хотят? Если нет денег, а информация актуальная — всегда можно придумать как передать её коммьюнити и захостить в каком-то ином формате.
  • 9 сентября 2016 в 13:55

    +2

    Топикстартеру: добавьте в UPD ответ Селектела. кмк, ситуация проясняется: задолженность не за три месяца., а три месяца её пытались урегулировать.
    ну, а собственники сами себе злобные буратины.
    • 9 сентября 2016 в 14:01

      0

      добавил
  • 9 сентября 2016 в 14:03

    0

    Представьте, что всё автоматизировано: кончилась оплата — кончилась услуга. например, с доменами так — забыл оплатить — домен потерялся. Почему вдруг должны быть какие-то особые условия, потому что сайту 14 лет? А если сайту полгода и у него 3-месячная задолженность, ему надо делать какие-то спец-условия или нет? Считаю, что Селектел отключили справедливо.

    Другое дело — что у Селектела плохо сработал человек, отвечающий за оплату услуг клиентами. Если он видел задолженность, то он должен писать-звонить по всем телефонам уже на следующий день, а он три месяца мышей не ловил. Уволить =) А если же три месяца Геометрия мямлили, то совершенно точно правильно, что им кислород перекрыли — один из немногих и быстрых способов получить оплату за оказанные услуги.

  • 9 сентября 2016 в 14:19

    –1

    Для начала имеет смысл перевести клиента на сервер с минимальными ресурсами по процессор, памяти, пропускной способности сети.
    • 9 сентября 2016 в 14:36

      0

      При изменении любого из этих параметров «клиент» может захлебнуться и по сути не будет работать вообще.
    • 9 сентября 2016 в 14:56

      0

      О чём вы? Тут разговор про клиента, который занимает три полных стойки. Сеть да, но минималка по процу и памяти…
  • 9 сентября 2016 в 15:18 (комментарий был изменён)

    –1

    Объясните мне — далекому от клубной жизни — как сайт о клубной жизни (с ежедневной аудиторией в 50 000) может занимать 3 стойки в ДЦ и арендовать каналы связи?
    • 9 сентября 2016 в 15:34

      +1

      Там не только клубная жизнь, а еще и куча других культурных и массовых мероприятий, которые проводятся в городах. + Там хостинг HD фоток, который делают фотографы и потом продают через этот сайт. Так что 3 стойки вполне нормально…
    • 9 сентября 2016 в 15:35 (комментарий был изменён)

      0

      Фоточки же ж…) тонны фоточек.
  • 9 сентября 2016 в 15:24

    –2

    Или может лучше сначала ограничить доступ к серверам и пойти в арбитраж, используя сервера как гарантию оплаты?

    Вот почему не рвусь в облака и не рекомендую другим в них глубоко уходить, максимум использую как бэкап или резер. Тут даже может быть и не задолженность, а просто придет письмо от оператора что через месяц ваша абонентская плата увеличивается в 2–3 раза, и посмотрю как вы за месяц найдете нового оператора и перенесете к нему все инфраструктуру из 2 стоек. Да или банально дума выпустит новый «пакет».

© Habrahabr.ru