MIT, Гарвард и Лига плюща: моя небольшая история

О том, как я пыталась поступать в самые лучшие ВУЗы планеты на прикмат и что я из этого вынесла

67f2f930dc0497b1d2d825ef8eac80ed.png

Привет, меня зовут Аделаида и мне 19-ть лет, и эта статья будет про то, как я в 17 лет поступала в Гарвард, Пристон и MIT на бюджет. Прошу ею поделиться, я старалась

Немного предыстории. С третьего класса я была лучшей в классе первоклассной школы страны. Я активно участвовала в олимпиадном движении, выигрывала в конкурсах и, в принципе, мне пророчили довольно успешное будущее. В основном меня интересовали математика и английский язык, но учителя постоянно пытались заставить меня участвовать в разнообразных состязаниях по русскому языку, так как он мне тоже хорошо давался, но безуспешно.

С 5-го класса школы я хотела поступать в Бауманку, но в 8-ом я прошла в довольно хорошую иностранную школу, и мой интерес переключился на иностранные университеты. Тогда меня очень сильно интересовала химия (из-за того, что мне нравилось представлять себя чокнутой химичкой, работающей с реактивами : з), но я хотела поступить не на химфак, а на биоинформатический, так как меня очень привлекала область генной инженерии, да и в то время она была чудовищно перспективной. Тем не менее, биология мне не нравилась и, откровенно говоря, не давалась, а поэтому вместо биоинформатического, я решила сначала пойти на радиотехнический, чтобы затем остановиться все-таки на математическом как универсальном варианте.

В зарубежной школе я училась лучше всех в классе по всем предметам, кроме истории, в ней же я и начала строить свой учебный план. Для поступления в американские университеты (а хотела я именно в американские) мне надо было сдать 7 экзаменов IB, TOEFL, SAT, SAT Subject Tests и ЕГЭ на всякий случай. IB это очень сложная международная программа для поступления в Европейские и американские ВУЗы. Там Вас заставляют выбрать 6 предметов — 3 HL и 3 SL, где HL — профильные, а SL — дополнительные. Изначально у меня была Математика, Химия, Физика HL, а Английский, История и Русский язык SL, был еще и 6-й предмет — Теория Познания (чит. Философия) –, но она была ни SL, ни HL. Английский я с течением времени перевела на HL, ради того чтобы поступить в престижные американские университеты (обычно требовалось 3 предмета HL, поэтому то, что у меня их было 4, считалось очень крутым :)).

Результаты американского Результаты американского «ЕГЭ» для топовых американских ВУЗов. Чтобы вы понимали, выше 1500-а баллов получает лишь 2–1% населения страны.

Math HL был самым сложным предметом из HL, а History SL — по SL. Математика IB славится своей сложной программой, нестандартными задачами и высокой нагрузкой, чем во многом похожа на русскую, а история — огромным количеством сочинений и информации для запоминания. Более того, ко всем этим предметам (кроме Теории и Англа) прилагались также эссе на 2000 слов и одна огромная работа по какому-то конкретному предмету на 4000 слов (основное эссе я писала по математике, по полиному HOMFLY, если кому интересно). Самым сложным предметом в плане эссе была физика. По ней надо было провести эксперимент, а меня этот предмет не интересовал от слова совсем, особенно с практической точки зрения. Выбрала светоотражение с банок и написала с большим трудом. Химия же мне очень нравилась, но хоть оценки у меня по ней были очень хорошие, с эссе по ней у меня не срослось. Я взяла тему по физической химии, а именно вязкости жидкости, и из-за проблем с покупкой реактивов у меня там ничего не вышло.

Что касается гуманитарных наук, то там все было, так сказать, не проще, хоть сдача русского языка людям, его не знающим, и кажется неудачным анекдотом. Его предполагалось изучать самостоятельно, это был родной язык по выбору, и то, как они предлагали мне это делать, показалось мне очень скучным. Надо было перебирать тонну литературы, учить кучу литературных приемов и написать унылое эссе об Отелло в переводе. Но по истории, наоборот, все было невероятно интересно. Хоть с предметом у меня и были сложности, меня он восхищал. В качестве темы я взяла ультраправый режим Видкуна Квислинга в Норвегии в период между 1941 и 1945 годами, ничуть не пожалев. Кстати, по математике тоже была работа на 2000 слов, и ее я написала о делении на ноль с точки зрения общей алгебры. Это было одним из самых интересных эссе, но и одним из самых проблемных, так как тема была довольно распростертая :(

Еще в IB была такая вещь, как CAS, которая представляла из себя некий конгломерат регулируемых внешкольных занятий, которые по итогу заканчивались проектом по одному из них. По каждому занятию надо было написать «отзыв» на 150 слов, и этих слов должно было быть ± 40. В результате по программе можно было получить максимум 45 баллов, 42 по экзаменам и еще 3 за комбинированную шкалу результатов Теории Познания/Основного Эссе. IB являлся одним из самых важных экзаменов и моим аттестатом в принципе. Однако американские ВУЗы требовали не только IB, но и SAT и SAT Subject Tests, эдакие аналоги нашего ЕГЭ в США. SAT состоял из математики (58 простых заданий за 80 минут) и английского языка (96 простых заданий за 100 минут), по которым можно было получить макс. 1600 баллов.

Как вы можете понять, основная сложность теста была не в самих заданиях, а во времени, которое требовалось на каждое из него. За 80 минут решить 58 заданий по математике было, например, практически нереально, не говоря уже об английском языке. Средняя оценка по этому «ЕГЭ» была 1000 баллов, но первоклассные ВУЗы требовали более 1500. Меньше лишь для Стэнфорда, где еще кое-как брали с 1400-ми, но MIT такие поблажки, например, не делал. Даже если у тебя было, допустим, 1600 баллов, то с поступлением все равно могли возникнуть проблемы — ни одно количество баллов не гарантировало тебе прием в американский ВУЗ. В Гарвард могли взять с 1300-ми, но не взять с 1600-ми, это всегда была лотерея. Американские университеты по экзаменам лишь ориентируются.

Все это потому что одними экзаменами, особенно в стране с самыми конкурентными ВУЗами планеты, студентов себе не найдешь. Именно поэтому Университеты США ищут себе студентов с помощью «holistic review» — опыт каждого абитуриента изучается индивидуально. Он может включать в себя все что угодно: стажировки, олимпиады, внешкольные занятия, волонтерство и т. д. Результат всегда неизвестен, так как у разных университетов разные предпочтения. Например, в Лиге Плюща (Гарвард, Принстон и т. п.) важны лидерские качества, в MIT и Caltech — умение работать в команде, а в Стэнфорде и NYU — внешкольные достижения.

Итог присутствия самых светлых умов Америки в кампусе MITИтог присутствия самых светлых умов Америки в кампусе MIT

Вообще, лучшие ВУЗы США делятся на три категории

Первая — MIT и Caltech. Вопреки популярности первого, Caltech является не менее престижным, если не более. Оба университета являются крупнейшими технологическими высшими учебными заведениями Америки, просто MIT находится рядом с Бостоном, а Калтех — в Пасадене, Калифорнии.

MIT — огромный, известнейший институт, где учится 11.000 человек. Он известен своими драконовскими академическими требованиями к абитуриентам, и его больше всего в резюме поступающего его привлекают стажировки, олимпиады, хакатоны и т. п. Ну и из-за того, что там благодаря этому царит интеллектуальная атмосфера, ВУЗ переполнен самыми разнообразными представителями левого движения. Причем настолько, что в одном общежитии гетеросекуалов стало аж 20%, а другое даже закрыли из-за повальной наркомании и рисования на стенах.

Калтех же намного меньше — в нем учатся всего ~3000 человек. Его отличие от MIT в первую очередь заключается в том, что он расположен в совершенно другой среде — западное побережье, Стэнфорд, Гугл, Эппл и бесчисленное множество технологических стартапов и корпораций. Во-вторых, по отношению к иностранным студентам. MIT предоставляет финансовую помощь, не обращая внимание на то, является ли он гражданином США или нет, а Caltech очень внимательно на это смотрит и даже заставит Вас подавать на нее каждый год заново, если вы иностранец. Тут надо сделать отступление и сказать, что американские ВУЗы стоят безумных денег и семьи копят на них с самого начала рождения ребенка. Обучение в том же MIT стоит 58.000$/год, не говоря уже о проживании. Для среднестатистической семьи талантливого человека это неподъемная сумма.

Поэтому в США ввели такую вещь, как financial aid — когда университет частично или полностью выплачивает сумму за проживание и обучение студента. Иностранцам надо знать, что есть два типа университетов — need-blind и need-based. Need-based — то, что вы не можете оплатить вуз, влияет на вашу заявку, need-blind — нет. Например, основные ВУЗы Лиги Плюща, а именно Гарвард, Йель и Принстон, являются need-blind. И это не просто так, ведь Лига Плюща является ассоциацией одних из лучших университетов Америки, на уровне Стэнфорда, Чикагского Университета и MIT.

Гарвард является самым успешным и известным представителем этой лиги. Он стоит рядом с MIT и славится тем, как бесполезно туда поступать. У 5% это, впрочем, получается, и в отличие от MIT, самоубийств впоследствии не так много. Кстати, он является почти полной противоположностью MIT, чуть ли не во всем. В то время как в MIT берут тех, кто преуспевает академически, в Гарварде делают акцент на внешкольных занятиях. В MIT левая, прогрессивистская атмосфера коллективного труда, а в Гарварде акцент делается именно на личность. Процесс обучения тоже очень сильно разнится. В MIT колоссальная нагрузка по учебе и на другое времени почти не остается. Цель Массачусетского Технологического Института — воспитать хорошего работника, выдающегося в какой-нибудь конкретной дисциплине ученого, а не человека, которому подвластно все. Именно поэтому в то время как в MIT студенты изобретают невероятно классные вещи (посмотрите только на канал этого ВУЗа!), Гарвард славится своими клубами / спортом / газетами и журналами. Впрочем, это не означает, что эти заведения не могут быть лучше в дисциплине другого. К примеру, в Гарварде есть сложнейшая в мире математическая программа, а в MIT — один из лучших сайтов для ознакомления первокурсников с ВУЗом и чудесная медиа-лаборатория.

Самый слабый абитуриент в университет Лиги плюща.Самый слабый абитуриент в университет Лиги плюща.

Но помимо Гарварда есть и другие университеты Лиги Плюща. Несмотря на различия по отдельным дисциплинам, общая картина выглядит примерно так: Гарвард > Принстон > Йель > Колумбийский Университет > Университет Пенсильвании > Брауновский Университет > Дортмут > Корнэлл.

Принстон является лучшим Университетом для изучения естественных наук, а в частности математики — в нем училось множество выдающихся математиков, включая Теренса Тао, рядом находится один из лучших НИИ, где преподавал сам Эйнштейн, а ещё он славится своим политфаком. В штате Коннектикут находится Йель — пожалуй, лучший из всей Лиги по гуманитарным наукам. Там училось множество американских политиков, экономистов и т. п. и, в принципе, университет является одним из самых международных членов этой лиге, часто приглашая в свои стены людей из самых разных стран, включая, например, главу центробанка, Эльвиру Набиуллину.

Что касается чего-то пониже, то Колумбийский Университет расположен в Нью Йорке, а Пенсильванский имеет самую лучшую бизнес-школу в США, причём в последнем учился сам Трамп. Кстати, Колумбийский ещё хвалится своими математическими дисциплинами, ведь рядом с ним находится известнейший Курантовский Институт Мат. Наук. (именно там наш соотечественник Григорий Перельман приступил к решению теоремы Пуанкаре). Восточнее Пенсильванского Университета находится Брауновский, о котором стоит рассказать в отдельности. Он находится в г. Провиденс и известен тем, что там почти всю программу можно составить на свой лад. Хотите изучать математику и египтологию? Пожалуйста! Тем не менее, туда очень сложно поступить.

Карта университетов Лиги плюща.Карта университетов Лиги плюща.

Наиболее топовым университетом для поступления вне Лиги Плюща является Стэнфорд. Это сложнейший ВУЗ для поступления, наравне с MIT. Он расположен в Калифорнии и привлекает абитуриентов своими связями с корпорациями и своеобразным образованием, компенсируя это полным отсутствием финансовой помощи для иностранных студентов. Его приемная комиссия ценит в школьнике целеустремленность, лидерские качества и общее развитие, являясь противоположностью MIT в данном вопросе.

Другие известные ВУЗы страны — Джорджтаунский (политика и философия), Вандербильт, Райс, Чикагский, Дьюк, NYU, Джона Хопкинса (медицина), Мичиганский и Нортуэстерн. Отдельно идут технологические университеты: Карнеги-Меллон, Рочестер, Джорджийский, Пердью и Техасский. Есть еще государственные университеты (дешево и сердито, самый известный — OSU), университеты Бригама-Янга, Техасский A&M, HBCU (исторические университеты для темнокожих вр. сегрегации, там почему-то очень много женщин) и т. п. Колледжи свободных искусств дают общее образование, очень красивы и имеют малый размер. Самые лучшие и известные среди них — Амхерст, Колгейт, Боудин, Уильямс, Гриннельский, Уэслианский, Тринити, Уэллсли, Бернардский, Оберлинский, Брин-Мор, Рид, Суортворт и Хаверфорд. У рядового американца эти заведение ассоциируются, в первую очередь, с бессмысленной тратой накопленных средств.

Предприимчивый абитуриент решил запастись вариантами на всякий пожарный.Предприимчивый абитуриент решил запастись вариантами на всякий пожарный.

В общем, подавала я всего в четыре ВУЗа — MIT, Принстон, Гарвард и Нортуэстерн. Почему не больше? Во-первых, почти все вышеперечисленные университеты не смотрели на то, гражданин ты или нет, при предоставлении финансовой помощи. Во-вторых, писать кучу писем для поступления мне тоже не хотелось. А, в-третьих, я была дурой. Только потом я узнала, что обычно иностранные студенты подают в 50, а то и 100 университетов, для того чтобы с пакетом финансовой помощи их приняли хоть в какой-нибудь. И в большинстве случаев их все-таки не берут.

Кстати, да, в каждый из этих ВУЗов надо было катать заявки, состоявшие из сочинений, вопросов по поводу личной жизни и т. п. У каждого университета «индивидуальный подход», из-за «индивидуальности» которого ты заново начинаешь ценить четкий, понятный и неиндивидуальный подход ЕГЭ. В некоторые из них надо было сдавать еще SAT Subject Tests, аналоги SAT, но по отдельным предметам, необязательные (но писать их в мои ВУЗы рекомендовалось) и с огромным разнообразием тем. Так в SAT Subject Test по математике были матрицы, а по физике была теория относительности. SAT я со свистом завалила, написав на 1300. Почему так? Во-первых, я готовилась всего три дня. Во-вторых, последний год учебы у меня летела по полной программе крыша, и я изредка даже могла с кровати встать, не говоря уже о подготовки к таким экзаменам. Математику на 740, англ на 560. Математика мне далась значительно проще английского и, в принципе, по результатам это видно. Ее я сделала полностью и даже успела перепроверить, а вот с английским я остановилась на полпути, ибо моя скорость чтения (В SAT II чтение — самая сложная часть) оставала желать лучшего.

В принципе, это меня не расстроило, так как мой главный выбор — MIT — имел опцию выбора Сабджектов вместо SAT II. Тут стоит сказать, что в США есть «основной выбор» Early Action, с которым надо подавать в Ноябре и (за редким исключением) в один ВУЗ, и Regular Action. По Early Action, понятное дело, шанс попасть в ВУЗ был выше. Я подала на EA в MIT, несмотря на то, что MIT был этим редким исключением, так как я считала, что разница все-таки есть. Не повторяйте моих ошибок, оказалось, что это действительно не имеет значения. С SAT Subject мне повезло. К ним я долго готовилась и сдавала как физику, так и математику II. По физике я получила 740, а по математике 800, что было не супер, так как обычно абитуриенты по обоим предметам получали больше 1500 баллов.

В MIT была своя система подачи документов, а все остальные шли через общую американскую Common App. С самого начала там надо было сделать довольно простые, незамысловатые вещи — в какой школе училась, имя, страна проживания, паспорт, экзы и т. п., а затем — сочинения для каждого из ВУЗов. Эти сочинения были самой важной частью процесса подачи документов, так как по ним судят то, как абитуриент излагает мысли. В Гарвард надо было написать сочинение на тему любимой книги, в Принстон — послать свою научную работу, а в Нортуэстерн «почему вы выбрали наш университет». Так как MIT был моим первым выбором, то эссе туда были наиболее сложными — нужно было по отдельности расписать каждое внешкольное занятие, кем ты хочешь стать, твое любимое хобби и т. п. Мозгодерство, короче.

Затем следует интервью с представителем этого университета в твоей стране. MIT, Гарвард и Нортуэстерн меня с ними послали к чертовой матери и, понятно почему, ориентироваться на университеты с 5–2% поступления мне явно не стоило. Что касается Принстона, то он решил со мной все-таки провести интервью. Мне написал довольно миловидный дядька почтенного возраста из Севера Италии, когда я находилась в России. Он восхитился моими увлечениями, успехами и сказал, что меня могут с большой вероятностью взять. Мне не взяли.

Письмо о том, что вас не приняли в MIT :')Письмо о том, что вас не приняли в MIT:')

После того как меня режектнули из всех ВУЗов США, у меня была настоящая апатия. Я искренне не понимала, почему все так сложно, ведь я очень сильно старалась и проделала огромную работу. По этой причине я решила перепоступать и пошла на форумы для поиска причин. (Впоследствии меня взяли в Нидерландский ВУЗ, куда я довольно быстро прошла из-за очень хороших результатов по IB (40, 7 Math HL, 7 Chem HL, 6 Phys HL, 7 English HL, 7 Rus. HL, 5 History HL, 2 TOK + EE) и отличной сдачи экзамена по английскому языку.)

Оказалось, что я метилась далеко не туда, куда нужно и, вообще, не очень хорошо понимала сам процесс поступления. Я пошла в MIT как иностранная студентка, а туда берут лишь 2% на бесплатное среди неграждан (что они оправдывают квотами со стороны правительства США, но мы-то с вами знаем). Тесты SAT окончательно все угробили. Внешкольные занятия у меня тоже были не сверхклассными, мягко говоря. Я играла в группе на клавишных, работала в школьном саду, переводчицей в газете, писала статьи по математике и участвовала в олимп. движении, но этого было недостаточно. Люди, поступавшие в эти университеты, не поступали даже со множеством стажировок в лучших компаниях, международные олимпиады не гарантировали поступления, не говоря уже о чем-то местном, а с «отличниками» обращались, как с навозом — средний абитуриент в MIT имел 1500 по SAT. Да, я, действительно, получала очень высокие оценки по математике для моей школы, но только для нее — эти университеты не сильно обращали на них внимания.

Работник MIT, Работник MIT, «лицо MIT в Quora» Том Стаглиано, доходчиво объясняет, куда отправляет лучший технологический институт Америки абитуриентов, которым нечего предоставить, кроме результатов олимпиад

Подводя итоги, я бы выделила следующие свои ошибки при поступлении в американские университеты

  1. Начнем с того что мне стоило подавать больше, чем в 4 ВУЗа, а минимум в университетов 25 изначально. Американские ВУЗы очень конкурентны, и их процесс приема размыт, поэтому надо было максимально под запастись вариантами на всякий случай.

  2. Мне стоило побольше посвящать себя социальной работе, так как она очень сильно ценится американскими университетами. Я видела, как людей с золотом по Математической Международной Олимпиаде не брали, а какую-то невзрачную девочку, много проработавшую волонтеркой, забирали с распростертыми объятиями.

  3. Мне надо было получше изучить ВУЗы, в куда я подавала. Ну не подходил мне Гарвард или Нортуэстерн, они почти полностью противоположны моему характеру. Лучше бы подала в Джорджийский Технологический или в какой-нибудь Калифорнийский.

  4. Пожалуйста, предпочитайте стажировки олимпиадам. Хорошая стажировка для американцев значит всегда больше, чем ваши награды и сертификаты, ведь это показывает не только ваш ум, но и работу в команде, практичность и т. п. У всех поступивших они были.

  5. Не подавайте исключительно в need-blind, это ловушка! В need-sensitive университетах, как оказалось, помощь в тех же объемах получить значительно проще, чем в каком-нибудь need-blind Гарварде и т. п.

Вот и все, надеюсь статья вам понравилась, я очень старалась и попытаюсь больше писать нечто подобное о своей жизни ;)

Не совершайте моих ошибок и будьте зайчиками :3

Полезные ресурсы:

Tom Stagliano — Лицо MIT в ресурсе Quora

Crimson Education — Очень хороший блог о подачи документов в университеты Америки и Великобритании

Online SAT / ACT Prep Blog by PrepScholar — Полезный блог о поступлении в американские ВУЗы

MIT Admissions — Чудесный блог MIT о жизни студентов университета

Сказ о том, как один нерадивый провинциал в MIT поступал — Отличная статья о поступлении в MIT на Хабре

Сабреддиты:

r/ApplyingToCollege — общая информация

r/ApplyingIvyLeague — информация по подаче документов в Лигу Плюща

r/IntltoUsa — информация по поводу поступления в американские университеты

r/chanceme — оцените ваши шансы поступить в ВУЗ

© Habrahabr.ru