Мирный атом взламывает льды: наш атомный ледокольный флот

ba7de15da441431288cf425c272797c5.jpg

59 лет назад, 5 декабря 1957 года со стапелей сошло первое в мире надводное судно, приводившееся в движение ядерным реактором — атомный ледокол «Ленин». С этого корабля, 30 лет проводившему суда по Северному Ледовитому океану, началась история отечественного атомного ледокольного флота. Россия — единственная страна в мире, строящая и использующая атомные ледоколы.
Ледокол — это корабль, предназначенный для прокладки во льдах прохода для обычных кораблей. Также ледоколы используются для решения научно-исследовательских задач в арктических и антарктических широтах. Эти суда имеют высокопрочный корпус, у которого носовая (а у некоторых ледоколов — и кормовая) часть имеет особую форму, позволяющую не только проламывать лёд как таран, но и продавливать его под своим весом.

История ледоколов восходит ещё к середине 19 века. Несколько десятилетий они использовались для хождения по замёрзшим рекам и морским заливам. А первым в мире арктическим ледоколом стал «Ермак», построенный для Российской Империи в Англии в 1898 году, и прослуживший аж до 1963 года.

60689d33af5a469382746c9af477e624.jpg

Чем выше масса ледокола и мощность его силовой установки, тем большую толщину льда он способен проломить. Для работы в акваториях Северного и Южного полюсов планеты, где моря покрыты сплошным льдом толщиной в несколько метров, нужны достаточно крупные и мощные суда. Лишь несколько стран используют ледоколы, способные плавать в высоких широтах, что объясняется их географическим положением. И в этом отношении Россия уникальна — всё наше северное побережье огромной протяжённости находится за полярным кругом и омывается водами Северного Ледовитого океана.

505bf08ff4b344eea44ef254427b1887.png

Красные линии — Северный и Южный полярные круги.
841cbff12e004684a9279cb138bd47b3.jpg

Широка страна моя родная: наши северные границы простираются от западного края Баренцева моря до середины Чукотского. Практически половина окружности.
Наших предков нужно благодарить за то, что они раздвинули границы государства от Европы до Северной Америки. Это дало нам огромные запасы полезных ископаемых, которые много раз спасали нашу страну в войнах и экономических катаклизмах. Например, Норильский горно-металлургический комбинат в годы войны был главным поставщиком стратегически важного ресурса — никеля. Сегодня на северном побережье и в устьях рек Обь и Енисей находится ряд городов, портов и посёлков, которые имеют важнейшее значение для снабжения многочисленных труднодоступных городов и посёлков. Через порты на северном побережье вывозится нефть, газ, металлы и многие другие ценные ресурсы. Более того, вдоль наших полярных границ идёт самый короткий маршрут из Европы на Дальний Восток. Он носит название Северного морского пути (СМП).

d67a6291121d48969d585a4740f398b9.png

Синяя линия — Северный морской путь.
Именно благодаря СМП существуют многочисленные населённые пункты и предприятия на бескрайних северных просторах. В некоторые города и посёлки можно добраться лишь двумя способами: самолётом или морем. Но есть одна проблемка: большую часть года СМП покрыт льдами. Причём не такими, какие на реках и прудах сверлят фанаты зимней рыбалки. Здесь всё более чем серьёзно — это же Заполярье. Толщина льда может достигать 4 и более метров. Так что без мощнейших ледоколов просто не обойтись.

Первые ледоколы были паровыми, работали на угле. Но это было очень неэффективное топливо: корабли вынуждены были возить огромные запасы угля, и всё равно приходилось часто заходить в порты и пополняться. Необходимость повышения мощности и увеличения автономности привела к созданию дизельных ледоколов. Но суровые льды, гигантская протяжённость Северного морского пути и небольшое количество портов требовали создания ещё более мощных судов, способных ломать более толстый лёд и работать долгие месяцы без дозаправки.

Так появился «Ленин».


Прошло всего 12 лет после окончания войны, а СССР смог впервые в мире запустить на орбиту искусственный спутник. Это случилось 4 октября 1957 года. И почти ровно через два месяца был спущен на воду корпус ледокола «Ленин». Это был не только первый атомный надводный корабль, но и первый атомный гражданский (за три года до этого американцы выпустили в океан первую атомную подводную лодку «Наутилус»).

«Ленин» был образцом передовой техники, одним из достижений науки и промышленности Советского Союза: длина 134 м, водоизмещение 16 тыс. тонн, мощность на гребных валах достигала 32 МВт. Для сравнения: у американского ледокола береговой охраны Glacier, бывшего в то время одним из крупнейших в мире, длина была 94 м, водоизмещение 8,5 тыс. тонн, а мощность всего лишь 16 МВт. Система балластных цистерн на «Ленине» позволяла изменять крен судна, раскачивая его с боку на бок, при возникновении угрозы затирания льдами с бортов.

e2ee6545e5f84e988ebabf83b4fc8083.jpg

00615f268b0944079fa61cfd9db8d8db.jpg

4af7adaaa2b74a46a973cdf63d3d6aa9.jpg

6f24368ff5f44db383171d8b60ff6acb.jpg

Первый арктический встречается с первым атомным — «Ленин» и «Ермак»:

1092b031b9ad49e6851418b4245ec838.jpg

26932d492ca3439c9caee2fedd659716.jpg

3e7459314d42445ba0c361770c12ffd5.jpg

46ef66671d56485f9f6dad485c5159e6.jpg

С 1967 по 1970 год «Ленин» проходил модернизацию — три реактора мощностью по 90 МВт заменили на два по 159 МВт. Так выглядела силовая установка с тремя реакторами:

67e2c5696ec340da92490ad34b4ea9c9.jpg

Модернизация была проведена потому, что первые установленные на «Ленине» реакторы оказались очень ненадёжны. В 1965 году произошла авария, которая продемонстрировала ещё и низкую ремонтопригодность силовой установки ледокола. Поэтому старые реакторы сняли… просто вырезав дыру в корпусе и сбросив их на дно.

3f8bd027db23462fb3909b6e3b59120f.jpg

Ледокол стал настоящим локомотивом Северного морского пути: он проводил через льды и спасал из ледового плена многочисленные грузовые суда, участвовал в научных экспедициях. Благодаря вводу в строй такого небывало мощного ледокола, способного дробить льды, которые были не по зубам его дизельным предшественникам, удалось существенно удлинить период навигации на СМП и увеличить общий грузопоток.

bc55f3f6fe074e64b5eeb950f6025b1a.jpg

f3922b271f4f4ec3abbd12a32aa9cd28.jpg

Дозиметристы проверяют реакторы ледокола:

eb0f49f6a8e546688d9dfea270fc1a47.jpg

c7c73c82f66342b789bbd8a150b0bea3.jpg

За три десятилетия своей службы «Ленин» провёл 3741 корабль, прошёл 654 000 миль, из которых во льдах — 563 000. В 1989 первенец атомного надводного флота превратили в корабль-музей. Если будете проездом в солнечном Мурманске, то можете побывать на «Ленине» с экскурсией.

c90353d49aa0478bba8453c27a17d898.jpg


5bdf375d2c064688ab95a2f952ef639a.jpg

Долгое время «Ленин» был единственным атомным ледоколом. А в 1975 году в строй вошёл более мощный корабль проекта 1052 — «Арктика» (с 1982 по 1986 носил имя «Леонид Брежнев»). С длиной 148 м и водоизмещением 23 460 тонн он стал крупнейшим ледоколом в мире. Два реактора мощностью по 171 МВт приводили в действие паропроизводительные установки, обеспечивающие на гребных валах мощность до 49 МВт. Ледокол мог преодолевать льды толщиной до 2,8 м. Автономность плавания — не по ядерному топливу, а по провизии — составляла 7,5 месяцев.

3d3efb03ed7a4b05b5f9afcb24475aa1.jpg

32b3af9657894a0c9fb075d6f34e0f75.jpg

26a3d646d0814016858d2377f5894cb5.jpg

Толщина внешнего корпуса ледокола в самых нагруженных зонах достигала 48 мм. «Арктика» тоже имел систему балластных цистерн, позволявшую менять как крен, так и дифферент корабля, что повышало эффективность дробления толстых льдов и не давало ледоколу застрять. Этот атомоход мог ломать лёд не только носом, но и кормой.

7a37a08848ec40fbbec5b38f85ea7a7c.jpg

afc186a62300404598ad9d8ba9e59c08.jpg

«Арктика» стал головным кораблём в самой массовой серии наших атомных ледоколов. Всего таких кораблей было построено 6. Несмотря на сугубо мирные задачи, проект 1052/10521 подразумевал возможность быстрого оснащения ледоколов вооружением, превратив их во вспомогательные крейсеры.

8f0f749a1dd949729d3e7e01b1573d85.jpg

В 1977 году «Арктика» стал первым кораблём в мире, который своим ходом (не дрейфуя) дошёл до Северного Полюса. Это нам, дилетантам, кажется чем-то будничным: подумаешь, ледокол ведь, проложили курс по линейке и попёрли льды ломать до самой макушки планеты. Но даже для мощнейшего ледокола того времени это было очень сложной задачей: огромные торосы, течение и ветер могли привести к поломке конуса одного из винтов, что сразу бы снизило мощность ледокола на треть. Чтобы этого избежать, маршрут к Северному Полюсу прокладывали в районах, где по статистике наблюдений вероятность мощных подвижек льда была наименьшей.

3410bd278d7d47d9937758808c4f67ef.gif

Поход прошёл успешно, и 17 августа 1977 года ледокол «Арктика» прибыл в точку с координатами 90° северной широты и 0° восточной долготы. Во время похода были подтверждены высокие ходовые характеристики нового атомного ледокола, собраны многочисленные данные о поведении корпуса корабля в разных режимах хода в условиях дробления особенно толстых льдов, впервые испытано оборудование для дистанционного определения толщины льда, испытана система спутниковой навигации в высоких широтах, и так далее.

88575dc1e6424fada643636326152e9a.jpg

В 2008 году ледокол «Арктика» был выведен из эксплуатации по причине технического и морального устаревания. Сейчас он ожидает своей очереди на утилизацию.

5d99ca6126f84b5598ffc35a20d18752.jpg

Как уже говорилось выше, корабли проекта 1052 были самыми массовыми в нашем атомном ледокольном флоте. Помимо «Арктики» были построены:

  • «Сибирь», введён в эксплуатацию в 1977 году. После «Арктики» он стал вторым в мире надводным кораблём, самостоятельно добравшимся до Северного Полюса (25 мая 1987 года). Он прослужил в северных морях до 1993 года, а потом был законсервирован. «Сибирь» стал первым атомным ледоколом, отправленным на утилизацию.

    abac56d5c9044a23ba9f165c73155a38.jpg

    430f0491152a4e4b829222aa775c50d7.JPG

  • «Россия», введён в эксплуатацию в 1985 году. Построен по модернизированному проекту 10521.

    bfa730b9810b4b07a9782ee0c8b72918.jpg

    213c18ede51b4057947256e8262154d1.jpg

    50988f844e8f43b89871548fda213b7a.jpg

    ff4d1a15fdcf4aa6bb735054a783eef8.jpg

    d1cf6d1376604695a9eb350acca0c03e.jpg

    Выше уже упоминалось, что ледоколы проекта «Арктика» могли быть достаточно быстро переоборудованы во вспомогательные крейсеры. Состав вооружения был бы таким:

    • РЛС «Фрегат».
    • Две артиллерийские установки АК-100.
    • Четыре зенитные шестиствольные артиллерийские установки АК-630.
    • Комплекс радиоэлектронного подавления ПК-2.

    Во время ходовых испытаний на «России» был смонтирован весь набор вооружения. По завершении испытаний ледокол снова «огражданили»:

    bdaba9350897440b9980c82152644398.jpg

    В 2013 году ледокол выведен из эксплуатации и находится в отстое.

  • «Советский Союз», введён в строй в 1990 году. На баке смонтирована РЛС управления огнём артиллерийской установки (серый цилиндр перед рубкой).

    1172e3b068274374b18117c11075fd15.jpg

    Ледокол проработал всего 20 лет: с 2010 года находится в отстое. Существуют планы по продлению его ресурса и повторному введению в строй.

  • «Ямал», введён в эксплуатацию в 1993 году. Самый старый из ныне действующих ледоколов проекта «Арктика». Корпус «Ямала» покрыт специальной износоустойчивой краской с уменьшенным коэффициентом трения.

    622f67a32249410c98254aa22bf031ac.jpeg

    На этом снимке хорошо видно, как ледокол справляется с толстым льдом: благодаря пологому, покатому корпусу корабль выезжает на лёд и проламывает его своим весом.

    2e6a0a3f550d4c8298ddabacb7fe6c0f.jpg

    d3af5c90e0a44067b23df9e8e0b09551.jpg

    В плавучем доке на ремонте:

    5a5d2f8052d041b4ab88e1f97b184e5d.jpg

  • »50 лет Победы». Самый молодой из ледоколов класса «Арктика», был спущен на воду ещё в 1993 году, но из-за нехватки денег был достроен и введён в строй только в 2007 году. На сегодняшний день является самым мощным ледоколом в мире — длина 159 м, водоизмещение 23 439 тонн. Но скоро на пьедестал «самого большого и мощного» взойдёт другой корабль (об этом ниже).

    156e645ce77c42f7ba9fdbf1516af30f.jpg

    5df948fa4cb2484d92d6fc514e8ba5d9.jpg

    e29dcc9d2eac4894903a3df29471d6e0.jpg

    »50 лет Победы» на 10 метров длиннее остальных ледоколов класса «Арктика» благодаря дополнительному отсеку. В нём расположены системы утилизации всех отходов жизнедеятельности экипажа и пассажиров. То есть на корабле используется замкнутый цикл переработки отходов, которые не попадают в океан.

    64d1bb63eac44b08bed8f986cc2bc4f1.jpg

    Для уменьшения трения об лёд используется система пневмообмыва: в нижней части корпуса, под ватерлинией, проходит ряд отверстий, через которые под высоким давлением нагнетается воздух. На этом снимке их можно увидеть по обеим сторонам форштевня:

    81d2e2819d474789bce0181ce448c38a.jpg

    А металлические овалы — это ледостойкие платино-ниобиевые аноды, уменьшающие коррозию ледового пояса корабля.

    29d7127fb98043509ce8e54b4a7e9a9a.jpg

    4f9b8ee0bdd1428796500173a10780b6.jpg

    962ec62248a64d9c8208abeea4381bb5.JPG

    c9f2c8be11a447eabee3a09a7626d707.JPG

    c88e6dde73d24c0c9dfd9912863f7bed.jpg

    В 2013 году »50 лет Победы» привёз на Северный Полюс Олимпийский огонь:

    96432aeb2d0b45beaec886dbb5c401dd.jpg


f57a5df4d59b4bc59650095c0fbcec4a.jpg

При всей своей мощи, у ледоколов класса «Арктика» есть одна особенность — довольно большая осадка. Из-за этого они не могут входить в устья таких рек, как Обь и Енисей. А это необходимо для проведения грузовых судов от «большой воды» до ряда северных портов, нефтеналивных терминалов и терминалов сжиженного природного газа.

Поэтому в 1988 и 1989 году по заказу Советского Союза в Финляндии было построено два мелкосидящих ледокола. Затем они были отбуксированы в Ленинград, где на них установили силовые установки и достроили. Ледоколы получили названия «Таймыр» и «Вайгач».

1b9fccc535b0424baed4f18480028ad5.jpg

857add536f6046c6824e8d67af5fc734.jpg

Их длина — 151 м, водоизмещение — 20 000 тонн. Осадка — 8,1 м, на три метра меньше, чем у ледоколов класса «Арктика». Мощность у «Таймыра» и «Вайгача» тоже поменьше, 32,5 МВт на валах, поэтому они способны преодолевать лёд толщиной только до 2 метров.

7a6ea677b90748a3b289d3a556af83dd.jpg

4966f5030e854684879c4631b325a2d9.jpg


В 1988 году вступил в строй атомный лихтеровоз «Севморпуть». Этот корабль предназначен для перевозки грузов в контейнерах и лихтерах. Хотя и не ледокол в классическом смысле понимании, однако «Севмпорпуть» вполне может проложить себе дорогу во льдах толщиной до 1 м.

b45b5196bced4cad8a426f9185c17764.jpg

К слову, по размерам он вдвое крупнее ледоколов класса «Арктика»: длина 260 м, водоизмещение 61 880 тонн.

ea81f410ccca4ecca1a620493ee2f4b6.jpg

Планировалось построить и второй лихтеровоз, но развал СССР поставил на этих планах крест. В 2007 году «Севморпуть» был выведен из эксплуатации и списан. Но позднее он был восстановлен, и в 2016 году снова вошёл в строй. Вполне наглядная иллюстрация тезиса о возрождении российского Севера.

К «Севморпути» пришвартован дизельный ледокол «Капитан Николаев»:

8843620781c64b478f82331296b5ad21.jpg

На сегодняшний день «Севморпуть» является единственным в мире грузовым кораблём с ядерной силовой установкой.


Было бы ошибкой считать, что ледоколы проекта «Арктика» — советской разработки — это пик развития нашего атомного ледокольного флота. К счастью, несмотря на все политические и экономические трудности, развитие Северного морского пути продолжается. Более того, четыре ныне действующих атомных ледокола сегодня загружены работой под завязку — практически 10 месяцев в году они водят корабли.

К тому же всё когда-нибудь ломается. Не вечны и ледоколы, ресурс имеющихся сегодня атомных ледоколов по большей части уже выработан. Поэтому несколько лет назад было принято решение разработать проект нового ледокола. Им стал проект 22220 (класса ЛК-60Я), головной корабль которого будет носить имя «Арктика» — наследник «Арктики» 1052/10521. В этом году корпус головного ледокола был спущен на воду:

Это будет самый крупный и мощный ледокол в мире. Вот его параметры в сравнении с параметрами »50 лет Победы», который сегодня считается «самым-самым»: длина 173 м (159 м), водоизмещение 33 540 т (23 439 тонн), мощность на валах — 60 МВт (49 МВт). Это позволит ему преодолевать лёд толщиной до 3 метров.

f1d71470ec37450986ce3acb64e83fd5.jpg

084ad10111b34aeba123d5867107ab58.jpg

26e958aa424043098649f2a3883af798.jpg

Более того, ледоколы проекта 22220 заменят как «магистральные» ледоколы класса «Арктика», так и мелкосидящие класса «Таймыр». Благодаря системе балластных цистерн они смогут менять свою осадку с 8,5 м до 10,5 м. Поэтому новые ледоколы называются «двухосадочными».

c5df745eca8e42e398d880096ed869f0.jpg

Головную «Арктику» планируется ввести в строй уже в 2017 году. Сейчас идёт строительство второго ледокола проекта 22220 — «Сибирь» (ввод в строй в 2019 году). Размещён заказ и на третий — «Урал» (ввод в строй в 2020 году).

Более того, изменения в мировой экономике требуют обеспечить круглогодичную навигацию на всём протяжении Северного морского пути. При всей своей мощности даже ледоколы проекта 22220 на это не способны, так как 2–3 месяца в году толщина льда может превышать их возможности. Поэтому уже сегодня ведётся проектирование еще более мощного ледокола класса ЛК-110Я: с мощностью на валах до 110 МВт и с возможностью преодоления льдов толщиной до 4 м.

Как вы понимаете, они будут ещё больше, тяжелее и шире (40 м). Последнее особенно важно, так как ширина ледокола определяет ширину кораблей, которые могут за ним следовать. Современным крупным танкерам на Северном морском пути требуется сразу два ледокола, обеспечивающих достаточно широкий проход. Перспективный ЛК-110Я сможет проводить достаточно большие суда в одиночку. Хотя и его ширины будет недостаточно для грузовых судов шириной около 50 м.

Правда, ждать постройки этого монстра ещё долго: при самых оптимистичных прогнозах, не ранее 2025 года. На сегодняшний день доступны такие изображения перспективного суперледокола:

2975ec62709a4b1c9eb0fed8c0db0010.jpg

ea1791708bd144a48ba176422b64e7f5.JPG

79e6f1676c5b4fb98e60f0d9f2cd5341.JPG

© Geektimes