Минюст США оштрафовал «Боинг» на $2,5 млрд за скрытие недостатков 737 Max
Министерство юстиции США оштрафовало компанию «Боинг» на $2,5 за недостоверную информацию о недостатках самолета 737 Max, предоставленную Федеральному управлению гражданской авиации (FAA). По мнению властей, нарушения работы ПО самолета привели к катастрофам 737 Max в 2018 и 2019 годах.
Минюст обвинил «Боинг» в заговоре с целью обмана Соединенных Штатов. Штраф стал частью соглашения об отсрочке судебного преследования в отношении компании. $2,5 млрд включают в себя штраф в размере $243,6 млн; $1,77 млрд, которые будут выплачены в качестве компенсации авиакомпаниям-клиентам «Боинг», и $500 млн, которые пойдут в фонд помощи семьям и родственникам людей, погибших в двух авариях рейсов Lion Air Flight 610 и Ethiopian Airlines Flight 302.
«Трагические крушения рейсов 610 Lion Air и 302 авиакомпании Ethiopian Airlines выявили мошеннические действия одного из ведущих мировых производителей коммерческих самолетов. «Боинг» выбрала путь прибыли, а не открытости, и утаила от FAA существенную информацию о работе самолета 737 Max. Эта резолюция возлагает на «Боинг» ответственность за преступные проступки ее сотрудников», — заявил и.о. помощника генерального прокурора Дэвид Бернс из уголовного отдела Министерства юстиции.
FAA пришло к выводу, что самолет 737 Max был спроектирован поспешно. Из-за недостатков ПО системы автоматизированного пилотирования MCAS самолет после взлета рисковал войти в штопор. Однако «Боинг» не сообщала о недостатках ни FAA, ни авиакомпаниям-клиентам, чтобы сэкономить время и деньги. Кроме того, ПО системы работало на основе показаний единственного датчика на внешней стороне самолета, а это означало, что при повреждении датчика не было возможности проверить достоверность данных. В ходе расследования Конгресс США заключил, что именно эта серия недостатков привела к двум катастрофам 737 Max.
29 октября 2018 года самолет 737 Max рейса 610 Lion Air потерпел крушение вскоре после взлета недалеко от Индонезии. Все находившиеся на борту 189 пассажиров и экипаж погибли. Как выяснило FAA, MCAS активировалась во время полета, что, возможно, сыграло роль в аварии. 10 марта 2019 года произошла похожая авария: самолет 737 Max, рейс 302 компании Ethiopian Airlines, разбился вскоре после взлета недалеко от города Эджере в Эфиопии. Все 157 пассажиров и экипаж погибли. MCAS также работала во время этого полета. С марта 2019 года эксплуатация 37 Max была приостановлена.
С момента расследования «Боинг» попыталась исправить проблемы, и авиакомпании постепенно возвращают 737 Max в свой парк. Однако, как пишет The Verge, в отчете Сената, опубликованном в прошлом месяце, указано, что «Боинг» и FAA пытались манипулировать результатами некоторых тестов, которые проводились в процессе повторной сертификации.
В ходе расследования дела «Боинг» ни одному сотруднику компании не было предъявлено обвинений. Деннис Мюленбург, который занимал пост генерального директора на момент аварии, был уволен в конце 2019 года. В рамках соглашения с Минюстом «Боинг» согласилась продолжать сотрудничать с Отделом по борьбе с мошенничеством в любых текущих или будущих расследованиях. Компанию также обязали сообщать о любых обвинениях в нарушении законов США о мошенничестве, предъявляемых сотрудникам «Боинг». Кроме того, «Боинг» согласилась каждый год предоставлять отчеты в Отдел по борьбе с мошенничеством относительно предотвращения и выявления фактов мошенничества при работе с правительственными учреждениями, включая FAA, регуляторов и авиакомпании-клиенты.
Ранее «Боинг» объявила о создании фонда в размере $100 млн для семей и близких 346 человек, погибших в авиакатастрофах 737 Max.