Минэкономразвития выступило резко против текущего текста закона о предустановке российского ПО
Минэкономразвития выступило с резкой критикой и высказалось против текущего текста закона о предустановке российского ПО на новые продаваемые гаджеты и смартфоны. Закон был оценен специалистами министерства как сырой и потенциально вредный как для ритейла, так и для конечных потребителей, сообщают ТАСС и Cnews, оригинал отчета, по информации Cnews, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
По оценкам экспертов министерства, разработанный ФАС законопроект не только ограничивает свободу торговли и влияет на потребителя, но также является сырым и требует доработки. Так, например, Минэкономразвития указало на формулировку, которую использует ФАС для определения устройств, подпадающих под закон о предустановке программного обеспечения:
оборудование беспроводной связи для бытового использования, имеющего сенсорный экран и обладающего двумя и более функциями
По мнению специалистов, подобное определение является слишком размытым, так как под него можно подвести любое современное бытовое устройство, вплоть до стиральных машин и холодильников. Предустановка же программного обеспечения на эти типы техники выглядит, как минимум, сомнительно.
Не снимается и вопрос по таким категориям девайсов, как автомобильные навигаторы, которые выполняют одну конкретную функцию и, чаще всего, имеют заводскую прошивку производителя, то есть о какой-либо предустановке ПО речи идти не может.
Также специалистов Минэкономразвития беспокоит тот факт, что уровень отечественного ПО не слишком высок и предустановка его на все устройства может вызвать снижение их производительности, что, в свою очередь, ударит по потребителю. Так, покупатель, руководствуясь здравым смыслом и желанием приобрести корректно работающий гаджет, может вовсе отказаться от покупки официально поставленного в РФ устройства.
На фоне всего этого Минэкономразвития предлагает ограничить круг устройств, которые подпадают под действие закона за авторством ФАС. Напомним, он вступает в силу с 1 июня 2020 года. При этом экономисты подчеркивают, что даже ограниченный перечень устройств будет «слишком широким».
По предложению министерства, закон о предустановке ПО должен действовать только на те устройства, которые поступят в продажу после его вступления в силу.
Обосновывается это тем, что если закон распространится «задним числом» — то есть вообще на все устройства на рынке, это может сорвать поставки и договоры между ритейлерами, представителями и производителями устройств и программного обеспечения, что повлечет локальный коллапс в отрасли.
Отдельно Минэкономразвития прошлось по требованию ФАС предустанавливать на все российские смартфоны приложение «Госуслуги». Как корректно заметили специалисты, предустановка приложения не гарантирует его работоспособности, так как для обеспечения деятельности данного ПО, пользователь должен корректно пройти систему регистрации и внести свои персональные данные. Система верификации пользователя же и вовсе подразумевает личный визит в аттестационный центр. Таким образом предустановка этого конкретного приложения на все смартфоны, по мнению Минэкономразвития, избыточна, так как потребитель сам скачает его после проведения всех предварительным мероприятий по созданию своей учетной записи.
Кроме того, требование установки «Госуслуг» идет вразрез со всей идеологией закона от ФАС, в основе которого лежит тезис о «создании условий для конкуренции российского ПО с зарубежными аналогами». В отчете отметили, что «Госуслуги» — уникальное приложение и зарубежных конкурентов у него нет и не может быть, то есть это приложение не может быть предустановлено в рамках нового закона.
В заключении документа было сказано:
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития может быть сделан вывод о том, что наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы недостаточно. В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы России.