Международные платежные системы заявили о рисках для конкуренции в РФ
Международные платежные системы Visa и MasterCard в своей финансовой отчетности поделились опасениями о рисках, которые могут помешать им конкурировать с местными игроками в России. Среди них: протекционизм регулятора, развитие системы быстрых платежей (СБП) и выход новых игроков на платежный рынок.
Также Visa и MasterCard указали в качестве финансовых рисков ограничения, связанные с коронавирусом, усиление надзора и регулирования на различных рынках, рост конкуренции, в том числе и со стороны технологических компаний.
В отчете Visa говорится, что «в России законодательство фактически запрещает обрабатывать внутренние транзакции», а «контролируемая центральным банком Национальная система платежных карт является единственной организацией, которой разрешено осуществлять обработку внутри страны».
Платежные системы видят угрозу и в развитии СБП, отмечая, что центральные банки ряда стран, в том числе Аргентины, Австралии, Бразилии, Канады и России, находятся в процессе разработки или расширения национальных платежных сетей в режиме реального времени.
Наконец, МПС отмечают усиливающуюся конкуренцию со стороны новых игроков, которые выходят на платежный рынок и могут снизить доходы компаний, повысить расходы и даже «выдавить из страны».
В отчете НСПК за 2021 год говорится, что по эмиссии доля платежной системы «Мир» за год выросла с 29% до 32,3%, а по объему операций — с 23% до 25%. При этом в концепции развития национальной платежной системы Банка России написано, что в 2024 году платежная система «Мир» должна по объему операций занимать на российском рынке 30%. На долю СБП в декабре 2021 года приходилось более 130 млн платежей почти на 800 млрд рублей.
Независимый эксперт на рынке платежных карт Дмитрий Вишняков говорит, что пока рост НСПК и СБП происходит за счет уменьшения доли наличных, но в перспективе трех-пяти лет встанет вопрос о других источниках роста.
Глава правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров считает опасения МПС абсолютно реалистичными: «С учетом текущей международной ситуации эти риски могут реализоваться не на среднесрочном горизонте, а уже в текущем году. Санкционное отключение карт МПС — уже апробированный в отношении России сценарий».
По словам Прохорова, в варианте эскалации и отключения доля МПС на российском рынке может стать менее 10%, а при более «спокойном» развитии сценария она может сократиться до 20–30% (сейчас на карты Visa и MC приходится более 65% эмиссии).
Независимый эксперт на рынке электронных платежей Андрей Вылегжанин пояснил, что «независимо от предпосылок Visa и MasterCard будут вынуждены бороться за свою долю рынка в России, и при определенных обстоятельствах такое усиление конкуренции должно привести к росту стимулов от Visa и MasterCard для банков, к расширению дополнительных услуг по их картам, что в итоге может повысить общий уровень качества платежных услуг в России». По его мнению, даже при хорошем сценарии доля международных платежных систем в России в течение пяти лет снизится на 5–10%.
Система быстрых платежей заработала в 2019 году. Она позволяет клиентам банков переводить деньги по номеру телефона между счетами разных кредитных организаций, а также оплачивать товары и услуги с помощью QR-кода. Такую возможность оплаты предоставили 64 банка.
В 2020 году Центробанк отменил комиссии, которые банки берут за денежные переводы между своими клиентами внутри СБП. Если сумма перевода менее 100 тысяч рублей в месяц, то комиссию взимать нельзя. За переводы на сумму более 100 тысяч рублей в месяц она не может превышать 0,5% от суммы перевода, но должна быть не более 1500 рублей.
В апреле в Google Play появилось приложение от Национальной системы платежных карт СБПэй, которое предлагает упрощенную схему оплаты покупок через систему быстрых платежей.
С августа в СБП заработал механизм взаимодействия между банками, позволяющий вернуть ошибочный или мошеннический перевод. По данным НСПК, этот сервис используют уже 130 банков, в том числе ВТБ, ПСБ, МКБ, Райффайзенбанк и Росбанк.
Банк России с 1 октября установил предельный размер комиссии, которую банки могут брать с магазинов за безналичную оплату покупок с помощью СБП.