Мессенджеры «подъедают» операторов связи, те готовят ответный удар

45d3847d4f3146eab380945c8636dc7e.png

Российские операторы связи с сожалением констатируют, что проспали появление мессенджеров.

Из-за мессенджеров и других мобильных приложений сотовые операторы по всему миру недополучили $14 млрд в 2014 году, по оценке Juniper Research. Потери российских операторов составили 15–20 млрд руб — около 2% доходов, по оценке J`son & Partners Consulting. Но цифра очень быстро растёт. По данным «Вымпелкома», в декабре 2015 года на мессенджеры пришлось уже в 8,3 раза больше трафика, чем в июле, и рост продолжается теми же темпами.

Во всём мире мессенджерами ежедневно пользуется около 3–4 млрд человек, это на четверть больше, чем аудитория социальных сетей.
9b0edc24aea54d988bab3aeffada556b.png

По российской статистике, на Кавказе, Дальнем Востоке и Поволжье самый популярный мессенджер — WhatsApp, во всех остальных регионах — Skype, на третьем месте Viber.

Среди посетителей Geektimes самыми популярными мессенджерами являются Skype и Telegram.

7632d1fd9c3c405c970c87c73e5570e4.png

Мессенджеры уже повлияли на рынок сотовой связи, а теперь могут совершить революцию в других областях. Например, боты на чатканалах — очень перспективное направление, пишет издание «Коммерсантъ». «Вопрос «Могу ли я к вам сейчас приехать и подстричься?» задают 90% звонящих в парикмахерскую. Человек на том конце провода смотрит в календарь, видит, что нельзя, предлагает другое время. Это несложно автоматизировать», — утверждает Андрей Ярошевский из Chatfuel.

Боты сокращают расходы на обслуживание клиентов в три-пять раз, считает директор по управлению портфелем Фонда развития интернет-инициатив Сергей Негодяев. Автоматический помощник может способствовать общению с большой аудиторией, когда вопросы стандартны и их можно систематизировать.

Через мессенджеры уже можно даже осуществлять денежные переводы: «Например, в США уже можно так переводить деньги другу в мессенджере Facebook — и это один из лучших опытов, которые я испытывал за последнее время», — гвоорит Андрей Ярошевский.

Впрочем, российские операторы связи просто так не сдадутся: телекоммуникационные компании во всём мире проспали появление мессенджеров, потому что не инвестировали вовремя средства в разработку новых технологий, говорил в недавнем интервью телеканалу «Россия 24» основной владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков. Компаниям, которые хотят оставаться в лидерах, необходимо инвестировать в развитие новых технологий, создавать собственные мессенджеры и думать над возможностью брать плату за пользование своей инфраструктурой.

«Операторы создают аналогичные сервисы, — пишет «Коммерсантъ». — У МТС есть мессенджер MTS Connect. «МегаФон» запускает мессенджер eMotion, а «Ростелеком» разрабатывает мобильное приложение «Аллё», к которому можно будет подключить номер фиксированного телефона. Кроме того, в конце прошлого года МТС, «МегаФон», «Вымпелком» и «Т2 РТК Холдинг» (бренд Tele2) объединились в альянс с целью стандартизировать IP-интерфейсы интернет-сервисов, в том числе мессенджеров, а также чтобы привлечь внимание властей.

«Деятельность сотовых операторов лицензируется, при этом интернет-компании предоставляют, по сути, те же услуги — возможность позвонить, передать сообщение, однако в законе нет определения IP-сервисов, для них не существует никаких правил», — объяснял вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич. Подходы к регулированию OTT-сервисов (over the top — онлайн-сервисы, без лицензий работающие на сетях операторов связи) вырабатывают в Роскомнадзоре и Медиакоммуникационном союзе. Есть предложение по введению в законодательство термина «информационно-коммуникационный сервис», также операторы согласовали ограничение доли иностранного капитала в таких компаниях 20%, рассказал «Ъ» источник в «Ростелекоме».


То есть иностранным мессенджерам в России вообще не дадут лицензии.

Подготовка законопроекта о регулировании OTT-сервисов завершится летом.

© Geektimes