Менторинг: что это и зачем он нам нужен?

3d0d3ee87e6a57f596b500ffaa2f5fe9

В этой статье я поделюсь своим опытом и знаниями о менторинге: расскажу о его пользе, о принципах проведения ментор-сессий и об основных правилах для будущих менторов.

Для начала давайте разберемся, что же такое менторинг:

Менторинг — это эффективный способ передачи знаний от более опытного человека (ментора) к менее опытному (менти). Ментор делится своим опытом, помогает найти варианты решения задач, побуждает достигать карьерные цели или развивать уверенность в себе, направляет подопечного к обретению собственной мудрости.

В чем польза менторства для менти и ментора?

Польза для менти очевидна: он получает ответы на свои вопросы, узнает о вариантах решения проблемы или вместе с ментором находит путь для дальнейшего развития.

Ментор помогает менти взглянуть на проблему «сверху», предлагает варианты решений, опираясь на собственный опыт, а также вдохновляет на развитие и совершенствование своих навыков и знаний.

Ментор же получает пользу от того, что:

  • пополняет свои знания с помощью различных кейсов от менти;

  • проверяет свои компетенции и знания;

  • становится опытнее в обучении, коучинге, умении слушать, давать и принимать обратную связь;

  • проявляет лидерские качества, тренирует коммуникативные навыки;

  • тренирует способность мыслить шире для нахождения нестандартных решений;

  • становится более заметным, значимым в своей компании и в профессиональных кругах;

  • обретает дополнительную профессию ментора;

  • способствует выращиванию новых профессионалов, помогает им на пути к развитию.

Менторство в команде: укрепляем доверие и развиваем компетенции

Менторинг коллег в команде очень ценен, поскольку позволяет:

  • укрепить доверие в команде: ментор слушает своих коллег, узнает их слабые стороны и безоценочно помогает, демонстрирует готовность поддержать;

  • познакомиться с коллегами, знания и умения которых в дальнейшем будут помогать вам при решении новых задач.

  • развить свои компетенции за счет решения вопросов коллег;

  • повысить уровень компетенций внутри команды, устранить слабые места и быть во всеоружии при возникновении проблем.

Помните: менторство внутри команды — это отличный инструмент для обмена опытом и пополнения знаний.

Основные правила хорошей ментор-сессии:

  1. Ментор должен быть на полшага впереди менти. Важно узнать, на каком этапе развития находится менти, и дать ту информацию, которую он сможет усвоить.

  2. Не стоит заваливать менти советами. Необходимо выслушать запрос человека или помочь сформулировать более понятный запрос, а затем поделиться своим опытом и знаниями.

  3. Ментор и менти должны договориться о форме взаимодействия и правилах ментор-сессии. Соблюдение обязательств необходимо как со стороны ментора, так и менти.

  4. Ментор должен быть внимателен к запросу клиента и проявлять искреннее желание помочь, поддержать в выборе траектории развития, вдохновить на рост, развитие и применение новых инструментов.

  5. Ментор должен обладать навыками активного слушания, коучинга и обучения.

  6. Менти полностью несет ответственность за принятие решений и их реализацию.

  7. Менти должен брать на себя ответственность за соблюдение договоренностей с ментором. Важна максимальная заинтересованность в получении знаний.

  8. Менти должен быть активным и инициативным, так как именно он является главным заинтересованным в результате ментор-сессии.

  9. Как ментору, так и менти необходимо научиться давать и принимать развивающую обратную связь.

Как стать ментором?

  1. Определите, в каких областях вы достаточно компетентны и готовы делиться опытом.

  2. Составьте профиль ментора. Кратко опишите свой профессиональный опыт, место работы, должность/роль, ключевые навыки и темы для менторинга, в которых вы можете быть полезны.

  3. Определите, где вы можете найти менти. Узнайте о программе менторинга в вашей компании, предложите помощь коллегам. Обратитесь к организациям и ресурсам, которые объединяют менторов и менти (платно или бесплатно).

  4. Практикуйте менторинг, собирайте обратную связь и совершенствуйте свои навыки.

Мой путь в менторинге

Ко мне обратился ресурсный менеджер с просьбой: помочь коллеге пополнить багаж знаний по Agile- и Kanban-методу для успешного прохождения ассесмента на позицию руководителя.

У меня появились сомнения: достаточно ли я компетентна, чтобы быть хорошим ментором для коллеги? Но руководитель заверил, что у меня достаточно знаний, которыми я могу поделиться. Деваться некуда, пришлось согласиться. Мне было интересно проверить себя, а еще искренне хотелось помочь коллеге пройти ассесмент. В компании действовала программа менторинга менеджеров, которая позволяла зарегистрироваться как ментор и бесплатно помогать коллегам.

Итак, я зарегистрировалась и разместила свой профиль ментора в базе. Мы созвонились с коллегой и договорились о времени ментор-сессии, платформе для видеовстречи (он был из другой страны), а также о конкретном запросе для обсуждения.

К первой встрече я подготовилась, составила презентацию. Во время сессии я поделилась всеми своими знаниями по теме, а также отправила презентацию и запись встречи, чтобы менти смог обращаться к этим материалам самостоятельно.

Менти захотел продолжить сотрудничество и подготовиться вместе со мной к ассесменту. Мы составили план обучения и приступили к занятиям. Через полгода менти успешно прошел ассесмент и получил повышение.

Я продолжила быть ментором, и ко мне стали обращаться коллеги с различными запросами по темам, указанным в моем профиле. Однажды менти отметил, что вся предоставленная информация, бесспорно, полезна, но ему нужен только мой опыт и подход к решению подобных ситуации. Этот отзыв помог мне осознать, что не стоит вываливать все свои знания на менти, важно сфокусироваться на решении задачи, сформулированной в запросе.

Также я прошла тренинг ACC ICAgile, где узнала больше о роли ментора и о проведении ментор-сессий. Я узнала, что менторинг неразрывно связан с коучингом.

Главная задача ментора — помочь с затруднением, а не решить задачу.

С помощью коучинга можно помочь раскрыть запрос и дать клиенту инструменты, необходимые для самостоятельного поиска решения. Ментор может лишь предложить возможные пути, а менти сам поймет, подходит ли это решение и как его применить. Кроме того, очень важно сверяться с клиентом, в том ли направлении вы идете. Со временем я стала ментором и вне компании и теперь практикую платные ментор-сессии.

Давайте подведем итог

  1. Менторинг тесно связан с коучингом, но больше ориентирован на запрос клиента и помощь в преодолении затруднений.

  2. Ментором может стать каждый, кто обладает опытом и знаниями в определенной области и готов делиться ими с другими.

  3. Хорошего ментора отличает умение слушать и слышать менти, помогать в формулировке запроса, а также достигать результатов менторинга.

  4. Ментор должен быть всего на полшага впереди менти и давать такую информацию, которую тот способен понять.

  5. Если вы чувствуете, что ваш разговор во время сессии уходит не в ту сторону, стоит уточнить это у менти.

  6. Менти должен быть инициативным и активным, чтобы извлечь максимальную пользу.

  7. Менторинг позволяет развивать компетенции ментора, находить решения задачи менти, а также укреплять команды за счет роста экспертизы ее участников.

Менторинг — это увлекательный и взаимообогащающий процесс, в котором выигрывают обе стороны. Развивайте свои навыки, будьте открыты новому и не бойтесь делиться своим опытом. Возможно, именно вы станете тем наставником, который поможет другому человеку добиться успеха.

© Habrahabr.ru