Медиахолдинги договорились с «Яндексом» об удалении пиратских материалов
1 ноября крупнейшие медиакомпании России, включая телевизионные холдинги и онлайн-кинотеатры подписали с интернет-компаниями официальный меморандум о борьбе с пиратством, о чем сообщают «Ведомости». Наиболее важным моментом в подписанном документе является обязательство компании «Яндекс» удалять ссылки на страницы с пиратским контентом из результатов выдачи по поисковым запросам пользователей.
Несмотря на то, что выручка легальных видеосервисов растет, правообладатели считают пиратство главным фактором, который сдерживает развитие этого рынка. Если говорить о заработках, то больше всего правообладателям приносит реклама и платные модели (рост выручки только в первом полугодии 2018 года составил 48%). Что касается убытков, то по мнению владельца Rambler Group Александра Мамута правообладатели в 2017 году правообладатели потеряли из-за действий пиратов около 70 млрд рублей.
Правообладатели придерживаются той точки зрения, что борьба с пиратством малоэффективна до тех пор, пока пользователи легко находят нелегальные копии телепрограмм, фильмов и сериалов через поисковики. В свою очередь, представители «Яндекса» на это отвечали, что действующее законодательство вовсе не обязывает компании блокировать ссылки на пиратский контент.
Тем не менее, спор продолжался. С начала 2018 года велась работа над меморандумом, правда, изначально предполагалось, что стороны подпишут его уже в июне. Правда, «Яндексу» первый вариант не понравился, так что документ пришлось доработать. В сентябре «Яндексу» пришлось снова начать работать с авторами меморандума, поскольку против компании было подано сразу четыре иска телеканалов холдинга «Газпром-медиа» к поисковику. Были приняты даже обеспечительные меры — поисковую выдачу, как постановил суд, необходимо заблокировать по названиям четырех сериалов в «Яндекс.Видео». Под угрозой блокировки «Яндекс» убрал все ссылки на эти сериалы. Пока что рассмотрение исков по существу продолжается, но если компанию признают виновной хотя бы по двум из четырех исков, то ей это грозит вечной блокировкой.
Текст меморандума стороны согласовывали до последнего, о чем рассказывают источники, которые принимали участие в переговорах. Финальный текст юристы компаний согласовывали даже в ночь перед подписанием. Mail.ru Group согласилась подписать документ практически перед подписанием. Для «Яндекса» участие группы было крайне важным, поскольку поисковик настаивал на том, что подписывать финальный документ должны все крупнейшие интернет-компании.
Со стороны правообладателей меморандум подписали такие компании, как «Первый канал», ВГТРК, «Газпром-медиа», «Национальная медиа группа», «СТС медиа», Ассоциация интернет-видео (объединяет онлайн-кинотеатры) и Ассоциация продюсеров кино и телевидения. Интернет-компании, которые согласились подписать документ — «Яндекс», Mail.ru Group и Rambler Group. Гарант этой «сделки» — Роскомнадзор.
Для отслеживания «пиратских» ссылок стороны договора создадут реестр ссылок на нелегальный контент. Поисковики обязаны сверяться с этим реестром каждые 5 минут и удалять новые ссылки в течение 6 часов. Обязанность ведения реестра будет возложена на выбранную правообладателями организацию — пока что неясно, что именно это будет.
Держатель реестра будет регулярно проверять правомочность присланных правообладателями ссылок. А они, в свою очередь, будут нести ответственность за достоверность указанных сведений. Если интернет-сервис удалит ссылку, которая попала в реестр ошибочно, правообладатель обязан компенсировать потенциальные убытки.
Кроме того, компании обязались не судиться друг с другом по вопросам, которые связаны с авторскими правами. Все возникающие споры будет разрешать Роскомнадзор. Лишь в том случае, если он не поможет, стороны будут обращаться в суд. Если же кто-либо из правообладателей станет судиться в обход гаранта, то интернет-сервис получает право выйти из соглашения.
Согласно договоренностям сторон, механизм удаления ссылок начнет действовать уже через три недели. Правда, поскольку создание реестра ссылок займет несколько месяцев, то стороны договорились о переходном периоде. Около полугода правообладатели будут вносить ссылки в стандартную онлайн-таблицу. Сервисы будут проверять наличие ссылок в ней каждый час, а не 5 минут.
Еще одно новшество — возможность удаления ссылок для создателей контента, не имеющих отношения к крупнейшим медиахолдингам. Для того, чтобы независимые правообладатели имели возможность принять участие в исполнении положений меморандума, интернет-компании создадут на своих ресурсах специальную форму для специального обращения сторонних партнеров. Любая компания, которая обнаружила нелегальные копии своего контента в сети, сможет отправить жалобу, используя эту форму. Поисковик же, если сочтет жалобу обоснованной, обязан удалить ссылки на пиратский контент в течение суток.