Measurement Protocol — просто о несложном
На днях Universal Analytics вышел из статуса беты и теперь становится основной версией Google Analytics. Это событие позволяет использовать его без ряда ограничений, существовавших ранее. Новая версия несет также ряд новых возможностей для отслеживания посетителей сайта и дает возможность сопоставить действия пользователя на сайте и последующее совершение целевых действие в оффлайне.Для этих целей используется Measurement Protocol или Протокол передачи данных. В каких случаях вы можете использовать эту возможность? Приведу пару примеров.
Первый вариант — посетитель приобретает у вас на сайте товар или услугу, при этом выбирает вариант оплаты «безналичный расчет». Мы можем предположить, что процесс покупки по ряду причин может быть и не завершен, поэтому передача сведений в Google Analytics о транзакции после завершения процесса оформления заказа/покупки некорректна. Данные должны быть переданы после фактического поступления оплаты.
Второй вариант — оплата наличными курьеру при доставке товара. Покупка считается завершенной после получения оплаты курьером.
В обеих ситуациях, если мы будем передавать данные о покупке (транзакции) после завершения процесса оформления заказа, мы исказим статистику, т.к. у нас пока нет фактической оплаты. Для исправления ситуации с лишними учтенными платежами придется использовать отрицательные транзакции, что не всегда удобно и не совсем правильно.
Решить обозначенную проблему нам поможет новая возможность, появившаяся в Google Analytics с выходом Universal Analytics, под названием Mesurement Protocol.
В чем заключается принцип работы протокола? Все достаточно просто: необходимо отправить специальным образом сформированный запрос на определенный URL.
Пример запроса: www.google-analytics.com/collect? v=1&tid=UA-47xxxx-1&cid=12xx916×95.13×6127xx4&t=pageview
Разберем подробнее параметры подлежащие передаче.
Первое — это URL, на который должен быть отправлен запрос. Он должен принимать значение www.google-analytics.com/collect для незащищенного соединения и ssl.google-analytics.com/collect для протокола SSL.
Второе — обязательный набор из 4 параметров:1. v — версия протокола, в настоящей момент используется значение равное 1;2. tid — идентификатор кода отслеживания (ресурса) Google Analytics в виде UA-XXXX-Y;3. cid — анонимный Client-ID;4. t — тип хита.
Если первый и второй параметр не должны вызвать сложностей, то третий и четвертый требуют уточнений.Параметр cid, это анонимный client-id или идентификатор клиента. Если посетитель просматривает ваш сайт с помощью браузера, Universal Analytics сохранит значение client-id в cookie, а если вам не известно значение, используйте любое свое.
Обратите внимание, если вы используете client-id, который получен из cookie файла, переданные данные будут сопоставлены с другими действиями посетителя, а если передаете свое значение, то будет просто зафиксирован некоторый хит нового посетителя (операции под одним client-id приписываются одному посетителю). Для иллюстрации сказанного посмотрите на изображение:
Просмотр страницы под номером 1 — это первое посещение сайта, просмотр 2 сгенерирован с помощью Mesurement Protocol по клику на кнопке (при этом использовался clid из cookie, установленного в посещении номер 1). У нас по отчету на сайте будет 1 посетитель.
Просмотр 3, как и просмотр 2, сгенерирован при клике на кнопку, при этом в качестве clid передано значение 12345, что приводит к появлению на сайте второго посетителя. У нас по отчету уже 2 посетителя. Просмотр 4 полностью аналогичен просмотру 2 (это действие посетителя номер 1, который ранее осуществил просмотры 1 и 2).
Вернемся к параметрам. Следующий параметр t (это тип хита). Он может принимать ограниченный круг значений — 'pageview', 'appview', 'event', 'transaction', 'item', 'social', 'exception', 'timing'.
Наиболее часто используемые значения: ☑ pageview — просмотр страницы; ☑ event — событие; ☑ transaction — транзакция; ☑ item — элемент транзакции.
Уже сейчас у вас есть возможность передачи в Universal Analytics данных с помощью Measurement Protocol. Но для того, чтобы нам получить в отчетах достоверную и полную информацию, необходимо выполнить еще два действия:
1. Получить client-id посетителя сайта и сохранить его в CRM вместе с данными о заказе (сопоставить активность пользователя на сайте и его оффлайн действия).
2. Дополнить запрос дополнительными параметрами, позволяющими работать нам с передаваемыми данными в отчетах.Получить clien-id можно из cookie Universal Analytics:
habrastorage.org/files/529/f4c/cbb/529f4ccbb648442489665bff0423f1c2.jpg
Вы можете самостоятельно либо с помощью разработчиков получить нужное значение. Я в своей деятельности пользуюсь следующим кодом на языке PHP (автор Matt Clarke):
class UniversalAnalyticsCookieParser{
// Parse the _ga cookie if foundfunction __construct () {if (isset ($_COOKIE[»_ga»])){echo $this→getCid ();}}
// Handle the parsing of the _ga cookiepublic function parseCookie (){list ($version,$domainDepth, $cid1, $cid2) = split ('[\.]', $_COOKIE[»_ga»],4); return array ('version' => $version, 'domainDepth' => $domainDepth, 'cid' => $cid1.'.'.$cid2);}
// Get cidpublic function getCid (){$contents = $this→parseCookie (); return $contents['cid'];}
}
?>
Что касается дополнительных параметров, их достаточно много, некоторые из них с описанием на русском языке вы найдете здесь, а полный список доступен в официальной документации Google Analytics.
Рассмотрим некоторые из параметров, которые относятся к ранее обозначенным типам хитов.◘ dh — доменное имя сайта; ◘ dp — адрес страницы относительно доменного имени сайта; ◘ dt — заголовок страницы; ◘ ec — категория события; ◘ ea — действие по событию; ◘ el — ярлык события; ◘ ti — идентификатор транзакции; ◘ ta — название филиала или магазина; ◘ tr — общая сумма транзакции; ◘ in — название товара; ◘ ip — стоимость товара; ◘ iv — категория товара.
Теперь, когда мы имеем все необходимое для использования Measurement Protocol (протокола передачи данных), можно попробовать на практике приобретенные знания. Мы с вами воспользуемся всеми типами хитов, которые были названы ранее. Я буду демонстрировать передачу данных, отправляя запросы с помощью JQuery.
Отправка данных о просмотре страницы:$('#buttonId').click (function (){$.post («www.google-analytics.com/collect»,{v: '1', tid: 'UA-xxxxx-1', cid: '12xx916×95.13×6127xx4',
t: 'pageview', dh: 'test.prometriki.ru', dp: '/my-test-page', dt: 'Это проверка работы!'}, onAjaxSuccess)});
Отправка данных о событии:
$('#buttonId').click (function (){$.post («www.google-analytics.com/collect»,{v: '1', tid: 'UA-xxxxx-1', cid: '12xx916×95.13×6127xx4',
t: 'event', ec: 'Проверка события', ea: 'Виртуальное', el: 'Получилось'}, onAjaxSuccess)});
Отправка данных о покупке:$('#buttonId').click (function (){$.post («www.google-analytics.com/collect»,{v: '1', tid: 'UA-xxxxx-1', cid: '12xx916×95.13×6127xx4',
t: 'transaction', ti: '44473', ta: 'SITE', tr: '19990.00'}, onAjaxSuccess)
$.post («www.google-analytics.com/collect»,{v: '1', tid: 'UA-xxxxx-1', cid: '12xx916×95.13×6127xx4',
t: 'item', ti: '44473','in': 'Название товара', ip: '19990.00', iv: 'Категория товара'}, onAjaxSuccess)});
Обратите внимание, что для отправки данных о покупке необходимо сначала передать данные о транзакции, а затем о каждом товаре.
В какой момент вам необходимо передавать данные с помощью Mesurement Protocol? Для примеров, которые я привел в самом начале публикации, моментом передачи данных может быть перевод заявки в CRM из статуса «заказ доставляется» в «заказ оплачен». Разработчикам, при наличии необходимых данных, не составит особого труда отправить сформированный запрос по определенному действию или событию на сайте.
Как видите, сложного в использовании этого функционала Universal Analytics нет. Используйте его для сбора достоверных данных и оптимизации вашего бизнеса.
Для получения полной и официальной информации обратитесь к документации.
В заключении приведу пример ролика, который демонстрирует фиксацию событий и передачу сведений в Universal Analytics для датчика движения: http://www.youtube.com/embed/K3O9flJbtnw