Material 2.0 для разработчиков. Краткий обзор новых компонентов
В мае на Google I/O мы впервые увидели Material Design 2.0. Команда Google провела крупный рефакторинг и выпустила обновленную библиотеку дизайна. В ней появились новые компоненты и анимации. Мы следим за развитием Material Components с самого начала. Сейчас все находится на стадии RC1, и уже скоро выйдет в релиз. Под катом обзор новых и обновленных UI-компонентов для тех, кто еще не пробовал их в работе, но интересуется.
Android X вместо Support library
«Как это уже задеприкейтили? Я даже попробовать ее толком не успел», — сказал один мой знакомый, когда узнал о переезде Material Components в новый пакет. Действительно, поддержки support.design больше не будет, а на ее место придет com.google.android.material.
В рамках проекта Android X Google устроили рефакторинг всей библиотеки поддержки и архитектурных компонентов. Подробнее можно почитать в их блоге. Вот пример некоторых пакетов:
старый пакет
android.support.@
android.databinding.@
android.design.@
новый пакет
androidx.@
androidx.databinding.@
com.google.android.material.@
К счастью, для «мягкого» переезда на новую библиотеку, в студии появится инструмент, позволяющий автоматически обновить все зависимости. Сейчас это доступно уже в Android Studio Canary 3.3. Он призван автоматически находить все зависимости в импортах, в gradle файлах, в XML и в Proguard.
Material library
Все старые UI-компоненты из Support Library переехали в Material library, а ещё появились новые компоненты. Добавим в проект новую зависимость:
implementation 'com.google.android.material:material:1.0.0-rc01'
Обратной совместимости с Support не предполагается. Придется избавиться от всех остальных зависимостей, где встречается слово support, и заменить их на соответствующие из Android X. Иначе проект просто не соберется из-за множества конфликтов. Для тестовой сборки мне пришлось даже заменить Glide на Picasso, потому что первый тянет за собой android-support. На большом проекте вручную это делать будет неудобно.
Однако для тестирования Material Components можем воспользоваться support: design версии 28-beta, куда Google любезно продублировала все актуальные компоненты. Несмотря на это, 28 версия Support library будет последней, и в дальнейшем ее поддержка прекратится. А теперь давайте посмотрим на новые компоненты, и измененные старые.
BottomAppbar
BottomAppbar — это что-то похожее на Appbar, только с возможностью прикрепления Floating Action Button и вырезом под него. Предназначен для работы внутри CoordinatorLayout.
Вот некоторые параметры, которые мы можем кастомизировать:
- app: backgroundTint — цвет заполненного пространства
- app: fabAlignmentMode — положение FAB
- app: fabCradleMargin — отступ между FAB и BottomAppbar
- app: fabCradleRoundedCornerRadius — закругление на углах выреза для FAB
- app: fabCradleVerticalOffset
- app: hideOnScroll
На момент написания статьи, BottomAppBar доделан не до конца. Например, нельзя разместить NavigationIcon в центре по вертикали, но, наверное, это скоро допилят.
Chips
Chip — еще одна новая View в библиотеке. С её помощью можно удобно показывать перечисление небольших объектов. Например, фильтры или какие-нибудь подсказки для пользователя. По гайдлайнам Chip обладает следующими свойствами:
- Может иметь иконку контента (слева).
- Может иметь иконку для удаления (справа).
- Содержит текст.
- Может находится в двух состояниях, как CheckBox.
Реализация в Material library представляет из себя расширенную версию AppCompatCheckBox, и может порадовать нас такими кастомизируемыми параметрами:
- app: chipCornerRadius
- app: chipMinHeight
- app: chipBackgroundColor
- app: chipStrokeColor
- app: chipStrokeWidth
- app: rippleColor
- android: text
- android: textAppearance
- app: chipIconVisible
- app: chipIcon
- app: chipIconTint
- app: chipIconSize
- app: closeIconVisible
- app: closeIcon
- app: closeIconSize
- app: closeIconTint
- app: checkable
- app: checkedIconVisible
- app: checkedIcon
- app: showMotionSpec
- app: hideMotionSpec
Приятно удивило наличие ChipGroup, являющегося наследником FlexboxLayout, которого наконец-то включили в библиотеку дизайна.
BackDrop
BackDrop — новый для Android паттерн навигации. Есть основной контент, который расположен на переднем плане, и дополнительная область, лежащая позади (обычно это меню навигации). Если нужно добраться до контента сзади, то передний план съезжает вниз до нужного уровня.
Состоит Backdrop из трех элементов:
- Toolbar
- Front layout
- Back layout
На момент написания статьи он еще не реализован в библиотеке, и в соответствующем репозитории пока пусто. Поэтому пришлось делать свою реализацию, обернув ее в библиотеку:
Просто прикрепляем BackdropBehavior на нужный Front Container и передаем ему Toolbar и Back Container.
XML
Kotlin
val backdropBehavior: BackdropBehavior = foregroundContainer.findBehavior() // find behavior
with(backdropBehavior) {
attachBackContainer(R.id.backContainer) // set back container
attachToolbar(R.id.toolbar) // set toolbar
// set navigation icons for toolbar
setClosedIcon(R.drawable.ic_menu)
setOpenedIcon(R.drawable.ic_close)
// add listener
addOnDropListener(object : BackdropBehavior.OnDropListener {
override fun onDrop(dropState: BackdropBehavior.DropState, fromUser: Boolean) {
// TODO: handle listener
}
})
}
Это просто один из вариантов реализации. Но для моего кейса получилось удобно. Думаю, решение Google будет несколько отличаться. Если вдруг есть предложения, то с радостью готов обсудить их в комментариях под статьей.
MaterialButtons
MaterialButtons — обновленные более кастомизируемые кнопки. У них есть следующие параметры для кастомизации:
- android: inset (Left, Top, Right, Bottom) — отступ кнопки от края View
- app: backgroundTint — цвет заполнения кнопки
- app: backgroundTintMode
- app: icon — можно добавить иконку, по умолчанию слева от текста
- app: iconPadding
- app: iconTint
- app: iconTintMode
- app: strokeColor — для создания кнопок с обводкой
- app: strokeWidth
- app: cornerRadius
- app: rippleColor
Конечно, эти стили для кнопок всегда можно сделать самостоятельно. Но теперь кастомизация кнопок хорошо работает «из коробки», и это очень удобно.
Например, чтобы сделать кнопку с крестиком, раньше пришлось бы писать два XML файла:
Layout:
bg_button.xml
-
-
-
Теперь описать кнопку можно сразу на месте:
Text Fields
Text Fields — тоже претерпел изменения. Теперь текстовому полю «из коробки» можно добавить обводку по контуру, сделать его залитым каким-то цветом, или закруглить отдельные углы.
Как и раньше, можно использовать конструкцию из InputLayout с дочерним EditText, для более удобного для отображения подсказок, ошибок и прочего выделения текста.
- app: boxCornerRadiusTopLeft
- app: boxCornerRadiusTopRight
- app: boxCornerRadiusBottomLeft
- app: boxCornerRadiusBottomRight
- android: hint
- app: hintEnabled
- app: errorEnabled
- app: setError
- app: helperTextEnabled
- app: helperText
- app: passwordToggleEnabled
- app: passwordToggleDrawable
- app: counterEnabled
- app: counterMaxLength
Изменения тоже не очень существенные, но кастомные решения можно разрабатывать теперь намного быстрее. С точки зрения бизнеса, скорость разработки имеет значение, и тут Google постарались неплохо.
MaterialCardView
MaterialCardView — это все старая CardView, но теперь с обводкой по контуру, как у кнопок.
- app: strokeColor
- app: strokeWidth
Итого
Существенных изменений не так много. Новые механизмы кастомизации просто позволяют сделать чуточку проще то, что мы все делали и раньше. Зато появилась проблема совместимости с Support library. Разработчикам библиотек придется переезжать на Android X, что отнимет много времени и нервов. Особенно, если учесть, какая кодовая база сейчас support-ориентированна. Несмотря на то, что Google предоставляет инструмент для автоматизации переезда с заменой всех импортов, работает он не идеально. Подобные переезды на своих проектах все-таки придется пережить с некоторыми трудностями.
На данный момент не все заявленные Material-компоненты реализованы корректно, а некоторые не реализованы совсем. Будем смотреть, будем пробовать.