Матч-реванш: человек выиграл в го у искусственного интеллекта
Американец Келлин Пелрин обыграл в го AI-систему KataGo. Противостояние, в котором человек победил в 14 играх из 15, привлекло внимание из-за определённого символизма события. 7 лет назад, в 2016 году, проигрыш чемпиона мира Ли Седоля системе AlphaGo в похожем матче был назван вехой в развитии искусственного интеллекта. Тогда казалось, что здесь человек уступил первенство AI-системам навсегда.
Как уточняет Ars Technika, победить Пелрину помогла другая компьютерная программа, которая исследовала одну из лучших систем для игры в го KataGo и нашла у неё «слабое место». AI-помощницу разработала и обучила калифорнийская исследовательская компания FAR AI: её ПО сыграло более 1 млн игр против KataGo и обнаружило «слепую зону».
Стратегия, которую потом разработал и использовал игрок, заключалась в том, чтобы одновременно совершать отвлекающие манёвры на одном участке доски и окружать «петлёй» группу камней противника на другой. Как рассказал Пелрин, «машина» не заметила подвоха, даже когда её камни были почти полностью окружены. По его словам, человек давно бы понял тактику противника и заметил окружение.
Победитель называет выбранную им стратегию «не совсем тривиальной, но и не слишком сложной для человека». Сам Пелрин находится на одну ступень ниже высшего любительского рейтинга и считает, что его метод может использовать игрок среднего уровня, и он вполне подходит для победы над искусственным интеллектом. Сам он прибегал к такой же стратегии, чтобы выиграть у другой ведущей системы по игре в го, Leela Zero.
Стюарт Рассел, профессор компьютерных наук Калифорнийского университета в Беркли, отмечает в своём комментарии для Ars Technika: «Тот факт, что мы постоянно обнаруживаем слабости в некоторых из самых совершенных машин для игры в го указывает на фундаментальный недостаток в системах обучения искусственного интеллекта». Кроме того, Рассел убеждён, что прецедент «ещё раз показывает, что мы слишком поторопились приписать машинам сверхчеловеческий уровень интеллекта».
Engadget выразился проще, без академических терминов и в том духе, что AI-системы на самом деле не могут «думать», они выдают только то, чему их учили, поэтому часто делают вещи, которые кажутся людям невероятно глупыми.
Ещё раз стоит напомнить, что AlphaGo, система, разработанная принадлежащей Google исследовательской компанией DeepMind, в 2016 году победила чемпиона мира по го Ли Седоля со счётом 4: 1.