Маркировка рекламы в ОРД ВК для digital-агентства по доходному договору
Пошаговая инструкция как маркировать рекламу для digital-агентства (посредника) с использованием платформы ОРД ВК (ОРД Вконтакте | ORD VK) с получением токенов (erid), оформлением актов и статистики, решением вопроса по разаллокации насчет изначального договора и креативов (площадок). Данный материал обозначает системный путь оформления отчетности для интерфейсного решения, а для его применения в отчетности с помощью API есть руководство от ОРД ВК.
Теоретическая часть
Системный материал для каждого участника рекламной цепочки при исполнении статьи 18.1 закона о рекламе 38-ФЗ (закон о маркировке рекламы)
Практическая часть
Рекламное агентство как посредник, через которого проходят финансовые средства за размещение рекламных материалов, может быть встроено в различные рекламные цепочки, каждая из которых имеет свою специфику.
Рассмотрим классическую рекламную цепочку РД — РА — РР, где
РД — рекламодатель (лицо определившее объект/содержание рекламы)
РА — рекламное агентство либо фрилансер как посредник (мы)
РР — рекламораспространитель (владелец интернет-площадки)
Инструкции для посредников через которых проходят финансовые средства за размещение рекламных материалов на примере данной цепочки будут иметь системный характер и могут быть интегрированы в любые иные схемы размещения рекламных материалов в интернете.
Первый сценарий: связка Рекламодатель — Агентство (мы)
Итак, Рекламодатель обратился к Рекламному агентству (мы), чтобы агентство организовало размещение рекламно-информационных материалов (РИМ) на интернет-площадках, принадлежащих Рекламораспространителям.
Причем заказчик является исходным Рекламодателем (РД) и не является Посредником, поэтому для данной цепочки договор между РД-РА и понятие изначальный договор это одно и тоже.
Напомним, изначальный договор — это договор между Рекламодателем (РД) и его первым контрагентом в рекламной цепочке. Первый контрагент в нашем случае это и есть РА (рекламное агентство).
Сторонами РД — РА была заключена договоренность, оформленная в договоре, что обязанность произвести отчетность в своем ОРД за связку (договор) между РД — РА возьмет на себя РА (статус доходного договора), в том числе РА получит токены в своем ОРД. Важно следующее, кто получает токены, тот по ним и отчитывается с разаллокациями (детализацией) по креативам и площадкам.
Предположим, что между РД и РА есть договор № 480 от 10 декабря 2023 года на размещение рекламных материалов в феврале 2024 года на сумму 100 000 рублей, где на размещение РИМ бюджет составляет 80 000 рублей, а на изготовление креатива 20 000 рублей.
Рекламодатель оплатит услуги по размещению РИМ 05 марта 2024 года. РА выставит для РД бухгалтерский акт 480-Акт-1 от 15 марта 2024 года на общую сумму работ по договору в размере 100 000 рублей.
Далее пошаговые инструкции, что должно сделать РА (мы) в своем ОРД для отчетности по Первому сценарию за связку РД — РА
В результате обозначенных далее действий РА (мы) полностью отчитается перед Роскомнадзором (ЕРИР) за связку (договор) РД-РА и Рекламодателю не понадобится предпринимать каких-либо действий в своем ОРД .
Первый этап:
РА (мы) пройдет регистрацию на сайте ord.vk.com с помощью своего VK ID и получит доступ к платформе ОРД.
Кстати, аналогичную процедуру предлагает ОРД Яндекс через Яндекс ID со своим новым интерфейсным решением вместо старого Партнерского кабинета.
Другие операторы рекламных данных: ОРД Озон, ОРД Амбердата (ОРД-А), ОРД Билайн (Первый ОРД), ОРД Медиаскаут, ОРД Сбер (ОРД Лаборатория разработки) потребуют подписание полноценных договоров (в том числе возможно отдельное NDA) для предоставления доступов в личные кабинеты ОРД.
Второй этап:
При получении доступа в аккаунт ОРД ВК в блоке Контрагенты владелец аккаунта уже будет фигурировать со своей карточкой организации, которая подтянулась из VK ID.
Свою карточку (как впрочем карточку любого контрагента, которого вы заведете на платформе) можно будет потом редактировать, расширяя роли, которые он может пользоваться в различных рекламных цепочках
Например, роли указанные выше на скане позволяют использовать контрагента как Рекламодателя в какой либо рекламной цепочке либо как посредника (Агентство) в другой рекламной цепочке либо как Издателя (Рекламораспространителя)
Многоролевой статус позволяет очень гибко использовать свой текущий аккаунт в ОРД и не требует заводить дополнительный аккаунт, если пользователь (ИНН) будет играть иную роль в какой-либо рекламной цепочке.
Теперь РА необходимо занести данные по своему заказчику (Рекламодателю)
Пусть нашим РД (рекламодатель) будет ООО «Красивый пингвин»
В итоге будет иметь место рекламная цепочка: ООО «Красивый пингвин» (РД) — ИП Хатин Дмитрий Степанович (РА)
Третий этап:
Теперь нам (РА) требуется зафиксировать в ОРД ВК наши деловые отношения с заказчиком (РД)
Агентство (мы) укажет договор с атрибутами (номер, дата, сумма договора необязательна) точь-в-точь как в бухгалтерском (бумажном) договоре №480 от 10 декабря 2023 года в блоке Договоры
Четвертый этап:
Требуется указать площадки размещения РИМ (рекламно-информационный материал)
Пусть это будет сайт dhprime и телеграм-канал dhprime_ppc.
Информация по данным площадкам будет известна Агентству (мы), если Агентство (мы) собственными силами подбирало владельцев интернет-площадок для размещения рекламы при цепочке РД-РА (мы) — РР (блогеры).
Либо данную информацию Агентство (мы) получило (зафиксировать в договоре) от своего подрядчика справа по цепочке, когда, например, имело место рекламная цепочка РД-РА (мы)-Подрядчик (агентство)-РР (блогеры)
В итоге так
Пятый этап:
Далее Агентство (мы), согласно договору 480 от 10 декабря 2023 года, загрузит креатив и получит токен.
Например, креативом будет баннер в качества РИМ (рекламно-информационный материал), который будет размещаться, согласно медиа-плану на площадках Рекламораспространителя (ей)
спускаемся ниже по интерфейсу
Заметим, что Целевую ссылку перехода (см. скан выше) здесь лучше указывать в оригинальном виде БЕЗ ютм-меток и без использования сервиса сократителя ссылок.
При необходимости добавление utm-меток либо использование сокращенной ссылки следует использовать в Кликовой ссылке (если она будет иметь место при размещении РИМ) непосредственно в рекламном материале (РИМ) на площадках Рекламораспространителя.
Примеры как могут быть зашиты* utm-метки и erid в кликовую ссылку (гиперссылку) — подразумевается, что romashka.com это посадочная страница рекламодателя:
romashka.com/? erid=xxxxx
romashka.com/? erid=xxxxx&utm_campaign=yyyyy
romashka.com/? utm_campaign=yyyyy&erid=xxxxx
*Важно знак? должен располагаться сразу после url-адреса посадочной страницы и должен быть только ОДИН в любой конструкции присоединения utm-меток и erid. При указании символа ? все остальные элементы прикрепляются с помощью символа &. Всегда проверяйте корректность перехода на сайт после присоединения utm-меток и erid, а также их наличие в браузерной url-строке после перехода.
Всегда проверяйте сокращенную ссылку с вшитым токеном в ЕРИР, чтобы сервис корректно распаковывал ссылку и видел прикрепленный в кликовую ссылку токен (erid)
Галочку Нативной рекламы (см. скан выше) не ставим. Аспекты проведения и оформления нативной рекламы в ОРД обозначены мною в отдельной публикации
В поле Тип рекламной кампании при размещении РИМ у блогеров в пабликах либо у владельцев интернет-площадок, как правило, указывается именно Иное, как универсальный вариант.
Также совет название креатива указывать в понятной логике, например [Тип]-[Объект рекламирования]-[Описание]-[Место рекламирования], например Баннер-Розовый слон-Скидки 10%-Телеграм.
Это пригодится в навигации при отчетности в блоке Статистика для большого количества креативов, которые как снежный ком вырастут по экспоненте от месяца к месяцу.
ОКВЭД надо указывать объекта рекламирования (наиболее близкий логичный вариант с вашей точки зрения). Это вторичная информация собираемая для ЕРИР и на логику вашей отчетности в ОРД никак не влияет.
В итоге система выдаст нам токен (erid)
Прикрепление креативов в блоке Креативы всегда производится к Изначальному договору (договор между Рекламодателем и его первым контрагентом).
В нашем случае, при рекламной цепочке по нашему Первому сценарию, Изначальный договор и договор РД-РА (мы) это одно и то же, поэтому в блоке Креативы указан наш договор № 480 от 10 декабря 2023 года.
Агентство (мы) направит токены своему Подрядчику направо по цепочке для обеспечения нанесения атрибутов маркировки на рекламно-информационные материалы.
Критически важно правильно нанести атрибуты маркировки рекламы на РИМ
Как правильно наносить атрибуты маркировки рекламы на различные форматы РИМ можно посмотреть в моей публикации.
Затем произойдет размещение РИМ в феврале 2024 года, согласно договору на утвержденных интернет-площадках рекламораспространителя.
Шестой этап:
Согласно требованию Роскомнадзора, до 30 числа следующего месяца после размещения следует занести данные в блок Акты с разаллокацией по изначальному договору. Также внутрь блока Акты внести статистику с разаллокациями по креативам и площадкам по статистике (без заполнения блока Статистика), т.е. за размещение в феврале Рекламораспространителю (мы) требуется отчитаться в ОРД до 30 марта.
Данный вариант для нас будет наиболее оптимальным, учитывая наш случай: размещение со стартом внутри февраля, а полная оплата и выставление закрывающего акта от РА (мы) для РД — в марте.
В принципе указанная схема подойдет также, когда оплата за март будет в любое время — до начала размещения (январь), в течение месяца размещения (февраль) либо после месяца размещения.
Конечно, здесь возможны варианты, так как порой акт (в нашем случае за факт размещения в марте) выставляется по выполненным работам и только при наличии его проводится платеж, если заказчик не имеет претензий к исполнителю.
Если будет иметь место оплата раз в квартал с выставлением, соответственно, закрывающего акта от РА для РД раз в квартал, то без заполнения блока Статистика каждый месяц размещения не обойтись перед тем, как заполнить блок Акты раз в квартал (ответ техподдержки от ОРД ВК по данному вопросу здесь)
Подводя черту для работы с ОРД ВК, стоит сказать, что самым удобным в плане ведения отчетности является схема, когда платежи за каждое размещение проводятся раз в месяц и каждый месяц исполнителем по доходному договору выставляется отдельный акт. В данном случае отдельный блок Статистика заполнять РА в своем ОРД не требуется, а всю отчетность можно оформить внутри блока Акты со всеми необходимыми разаллокациями.
Итак, в блоке Акты добавим акт:
В итоге разаллокация по изначальному договору произведена
Теперь нам необходимо добавить креатив, чтобы произвести заполнение статистики с разаллокациями по креативам и площадкам
Кликнуть на Добавить креатив
Далее произведем разаллокацию по креативам и площадкам внутри блока Акты
разаллокация по площадке dhprime
здесь разаллокация по площадке dhprime_ppc
В итоге разаллокация (детализация) внутри Акта по креативам и площадкам произведена, а также произведена внутри Акта разаллокация по изначальному договору.
Стоит заметить, что у нас один (единый) креатив будет размещаться на двух площадках. Если бы у нас было два креатива (два токена), но одна площадка, то мы последовательно добавили внутри Акта два креатива с указанием для каждого одной и той же площадки размещения.
Количество показов, указанные выше можно взять из систем аналитики платформы размещения (например, из ленты Телеграм-канала либо системы аналитики платформы Телеграм) и с помощью Яндекс Метрики со своего сайта, указывая количество посещений страницы в феврале 2024 года, где был размещен рекламный материал.
Был указан точный срок размещения, если бы у нас было размещение с 10.02.24 по 29.02.24, то указать надо именно его.
Так как у нас общая сумма, которая была выделена на размещение 80 000 рублей, а площадки две, то мы указываем сумму для каждой площадки по 40 000 рублей либо можно распределить эту сумму пропорционально количествам показов на каждой площадке. Если бы у нас было разное количество дней размещения по каждому креативу в феврале, то распределение сумм можно было бы сделать пропорционально дням , а не пропорционально показам. И так и так будет корректным.
Стоимость единицы оказания услуг для типа Иное указано 40 000 рублей, так как блогеру платят за услугу — размещение, поэтому она и будет единицей оказания услуг. Всего услуга стоила 80 000 рублей, а так как площадки у нас две, то делим на 2.
В итоге, Агентство (мы) оформил все необходимое для исполнения закона о маркировке рекламы для связки РД-РА по Первому сценарию. Рекламодателю ничего оформлять в своем ОРД не потребуется, так как отчет по сделке (договору) полностью выполнил и подготовил РА (мы).
Стоит заметить, что если бы РА (мы) не получало токены, то РА (мы) не стали бы нажимать Добавить креативы в Акте, т.е. не стали бы выполнять разаллокацию по креативам и площадкам. Также РА (мы) не стали бы в блоке Креативы загружать креативы и получать токены.
Также обратите внимание, что по договору размещение имело место только в феврале 2024 года (01.02.24 — 29.02.24) и с марта РИМ был убран с площадок размещения.
Если бы этого не произошло (в договоре контрагентами это должно быть обозначено), то тот, кто получал токены (в нашем случае это РА) обязан будет за размещение с марта и далее каждый месяц отчитываться статистикой в блоке Статистика с указанием количества показов в блоке у соответствующего креатива, но без актов в блоке Акты. Имело место, так называемая, вечная отчетность.
Пример заполнения в блоке Статистика вечной отчетности для площадки dhprime
и так каждый месяц пока РИМ не будет удален с площадки
и для второй площадки
и так каждый месяц пока РИМ не будет удален с площадки
Второй сценарий: связка Посредник-Агентство (мы)
Мы рассмотрели классическую рекламную цепочку:
РД — Агентство (мы)-Рекламораспространитель (и),
но также возможен вариант, когда заказчиком у нас будет не исходный Рекламодатель, а Посредник (другое рекламное агентство либо фрилансер). Рекламная цепочка тогда будет иметь вид:
РД — Посредник — Агентство (мы) — Рекламораспространитель (и).
В данном случае логика работы для нашего агентства РА будет аналогичная, описанному в Первом сценарии, но изначальным договором теперь будет договор РД — Посредник. Поэтому Агентству (мы) в блоке Договоры придется дополнительно заносить атрибуты изначального договора между РД — Посредник
Атрибуты данного изначального договора Посредник должен в обязательном порядке (закрепить это в договоре Посредник — Агентство) передать Агентству (мы) для того, чтобы Агентство (мы) имело возможность в своем ОРД прикреплять токены в блоке Креативы к изначальному договору (РД-Посредник). А также производить разаллокацию по изначальному договору (РД-Посредник) в блоке Акты
Итак, мы полностью описали все действия, которые предстоит пройти Агентству по всем возможным сценариям при оформлении отчетности в ОРД ВК, где РА будет иметь доходный договор
Сценарий, когда Агентство (мы) будет отчитываться вместо РР по своему расходному договору в связке Агентство — Рекламораспространитель будет рассмотрена в следующей публикации
Итак, мы полностью описали все действия, которые предстоит пройти Агентству при оформлении отчетности в ОРД Вконтакте
Надеюсь, что данный материал будет полезен вам при оформлении отчетности в ОРД для исполнения закона о маркировке рекламы