Маркировка рекламы в ОРД Медиаскаут для рекламодателей
В текущей публикации подробно рассмотрим как маркировать интернет-рекламу в ОРД Медиаскаут для рекламодателя, т.е. лица, которое определило объект рекламирования и/или содержание рекламы.
Рекламодатель (РД) сам может оформить всю необходимую отчетность в своем ОРД (оператор рекламных данных), в том числе загрузить креативы и получить токены (erid), вместо Рекламораспространителя (владельца интернет-площадки) либо вместо Рекламного агентства (Посредника), а также настроить саморекламу в свое аккаунте ОРД.
В предыдущих публикациях были рассмотрены сценарии отчетов по маркировке рекламе в ОРД для Посредников (рекламные агентства либо фрилансеры в статусе ИП либо ООО), а также для Рекламораспространителей (владельцы интернет-площадок — например, блогеры и админы пабликов в статусе ИП, СЗ, ООО).
На платформе ОРД Медиаскаут пользователю (владельцу аккаунта) придется идти по четко обозначенной логической цепочке оформления отчетности и получения токенов, оформления актов с разаллокациями в ОРД, которая завязана на тип владельца аккаунта в данной системе.
Тип владельца определяется настройкой, которую пользователь должен обозначить при получении аккаунта в ОРД Медиаскаут, а именно является ли пользователь Рекламораспространителем (владельцем интернет-площадки либо паблика) либо нет
В нашем случае Рекламодателю при регистрации в ОРД Медиаскаут требуется указать следующие настройки, которые в интерфейсе профиля аккаунта затем будут выглядеть так
Прежде чем перейти к подробным пошаговым инструкциям, как всегда кратко напомним важные аспекты, которые критически важны для участников рекламной цепочки и Рекламодателя в частности
Теоретическая часть
А. Исходные правила для оформления отчетности в ОРД:
1. Каждый участник рекламной цепочки должен отчитываться в своем ОРД по своему доходному договору, если иное не закреплено в договоре между контрагентами.
2. Каждый участник рекламной цепочки несет юридическую ответственность за исполнение положений Закона о маркировке рекламы (статья 18.1 закона о рекламе №38-ФЗ), в том числе в плане заполнения отчетности в ОРД, даже если они технически делегированы по договору Контрагенту.
3. По закону только изначальный Рекламодатель может делегировать как технические работы в ОРД своему Контрагенту, так и непосредственно ответственность перед законом за исполнение статьи 18.1 закона о рекламе №38-ФЗ при оформлении данных в ОРД своему Контрагенту.
4. По соглашению Сторон регистрация креативов и получение токенов в ОРД может быть закреплена за одним участником рекламной цепочки. В этом случае он обязан оформлять в ОРД дополнительно разаллокацию по креативам с выделением сумм и показов по каждому креативу.
5. Как следствие п.п. 1–4, в договоре между контрагентами всегда необходимо закреплять, кто из контрагентов будет выполнять конкретные технические работы по отчетности в ОРД для связки (договор) Заказчик-Подрядчик, чтобы избежать дублирования данных, поступающих в ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы).
6. Для регулирующих органов, в лице Роскомнадзора, не важно какой из контрагентов занесет отчетность за сделку (договор) в ОРД.
В итоге, например, для рекламной цепочки РД-РА-РР:
1. За связку (договор) РД-РА должен отчитаться в своем ОРД либо РД либо РА, закрепив данные работы в договоре между контрагентами.
2. За связку (договор) РА-РР должен отчитаться в своем ОРД либо РА либо РР, закрепив данные работы в договоре между контрагентами.
Маркировка рекламы в интернете новая реальность с сентября 2022 года, которая касается всех участников рекламной размещения. Иначе штрафы за отсутствие маркировки рекламы могут иметь место для каждого контрагента по текущему договору, а не только того у кого был Доходный договор.
Поэтому для выполнения закона о маркировке рекламы наличие договора между контрагентами, где четко прописано, кто и какие работы выполняет в своем ОРД, всегда лучше, чем работа просто по счету, счет-договору либо счету-оферте, где не в полной мере могут быть обозначены обязанности сторон по исполнению закона о маркировке рекламы.
Тем более, что штрафы за маркировку рекламы в интернете, точнее за отсутствие маркировки рекламы, могут быть достаточно серьезными по совокупности причин и будут зависеть от множества факторов. В итоге каждый участник рекламной цепочки должен знать и понимать как маркировать рекламу в интернете с помощью инструментов ОРД либо переложить обязательства на своего контрагента.
Б. Налоговые статусы участников рекламной цепочки
Рекламораспространителем может быть ООО, физлицо в статусе ИП либо физлицо в статусе Самозанятый. В принципе, возможен и вариант когда РР будет простым физлицом, но вряд ли он будет выбран в качестве партнера со стороны Рекламодателя, если мы говорим об официальном сотрудничестве, так как по закону РД становится налоговым агентом физлица и обязан удержать 13% налога из гонорара физлица по текущей сделке, придется платить страховые взносы сверх гонорара физлица со своего счета, а также подавать ежеквартальную и годовую отчетность по данному факту сотрудничества.
В. Посредник может иметь налоговый статус только ООО либо ИП.
Посредник не может иметь статус Самозанятого, так как деятельность физлица в статусе СЗ по закону имеет множество ограничений, в частности самозанятый не имеет права выступать как посредник в сделке, например участвовать в рекламной цепочке Рекламодатель-Самозанятый-Рекламораспространитель через которого проходят финансовые средства.
Оформление отчетности в ОРД при этом может быть проведено и данные без проблем уйдут и будут приняты в ЕРИР, поэтому никаких претензий от ФАС и Роскомнадзора не будет иметь место.
Однако, это грозит серьезными проблемами отложенного характера, а именно ФНС, увидев сделку по данной цепочке сразу может лишить самозанятого его статуса, где он платит пониженную ставку налога (4–6% от дохода).
Более того, так как самозанятый станет иметь статус физлица, а по сделкам с физлицами заказчик становится налоговым агентом и будет обязан выплатить за него 13% налога на физических лиц, страховые взносы и сдавать отчетность в ФНС. Причем переложить по договору (оферте) эти обязанности на физлицо нельзя, даже если физлицо с этим согласно.
Практическая часть
Итак, перейдем к практической части. Учитывая специфику механики построения отчетности в ОРД Медиаскаут выделим несколько сценариев настройки отчетности в ОРД
Базовая рекламная цепочка с участием Рекламодателя:
Рекламодатель — Подрядчик
Подрядчиком может быть:
1. Посредник (рекламное агентство либо фрилансер) в статусе ИП либо ООО
2. Рекламораспространитель (РР — владелец интернет-площадки) в статусе ООО, ИП либо СЗ.
Первый сценарий: связка Рекламодатель-Посредник
Сторонами Рекламодатель-Посредник (агентство) была заключена договоренность, оформленная в договоре, что обязанность произвести отчетность в своем ОРД за связку (договор) между Рекламодатель-Посредник возьмет на себя Рекламодатель (Расходный договор), в том числе Рекламодатель получит токены в своем ОРД. Важно следующее, кто получает токены, тот по ним и отчитывается с разаллокациями (детализацией) по креативам и площадкам
Изначально предположим, что между Рекламодатель и Посредник есть договор 300–10 от 10 октября на размещение рекламных материалов в ноябре 2023 года на сумму 150 000 рублей и дополнительным работам по договору (креатив и SEO) в размере 50 000 рублей. Рекламодатель оплатит услуги Посреднику 10 декабря. Посредник выставит для Рекламодателя бухгалтерский (бумажный акт) 300–10-Акт-1 от 15 декабря 2023 года на общую сумму работ по договору в размере 200 000 рублей.
Далее пошаговые инструкции, что должен сделать РД (рекламодатель) в своем ОРД для отчетности по Первому сценарию за связку РД — Посредник
Профиль Рекламодателя (Профиль агентства ИП Хатин Дмитрий Степанович) имеет следующий вид, как на скане ниже.
Специфика ОРД Медиаскаут, что в названии упоминается про агентство. Не обращайте внимание — так на платформе принято, но новичков может ввести в заблуждение. Логично было упоминать слово «контрагент», но это Медиаскаут, поэтому принимаем так как есть)
2. Для того, чтобы успешно оформить отчетность в ОРД Медиаскаут Рекламодателю требуется идти пошагово по строгой логической цепочке.
Если бы владельцем аккаунта был Рекламораспространитель (Пометка »Да» в профиле), то логическая цепочка оформления отчетности всегда бы начиналась с блока Заказчики, чтобы занести контрагентов, которые являлись бы заказчиками для владельца аккаунта
Однако в нашем случае Рекламодатель сам по статусу всегда заказчик со статусом расходного договора (он платит деньги подрядчику), поэтому, чтобы оформить в своем ОРД отчетность за связку (договор) Рекламодатель-Посредник, загрузить креативы и получить токены (erid), ему требуется начать логическую цепочку с блока Расходный договор в интерфейсе ОРД Медиаскаут
Нажмем Добавить договор. Кликнем на поле Исполнитель и занесем Посредника (подрядчика) в качестве Контрагента текущего договора. Отправим данные по Контрагенту в ЕРИД, нажав на Отправить в Erid
Затем далее Рекламодатель заполнит карточку расходного договора Рекламодатель-Посредник
Карточка договора будет выглядеть так
3. Следующий шаг это загрузка креативов и получение токенов
Чтобы перейти в блок Креативы требуется кликнуть на номер договора (300–10) в блоке Расходные договоры, в результате чего система вас автоматически перебросит в блок Креативы с активированной кнопкой Загрузить креативы.
Если вы, находясь в блоке Расходные договоры просто кликнете на блок Креативы, то кнопка Загрузить креативы не будет активной (Медиаскаут тем самым указывает, что вы нарушили логическую цепочку)
Итак, мы все сделали правильно и оказались в блоке Креативы
Заполним Бронь (верхний раздел)
Теперь загрузим сам креатив (нижний раздел)
В итоге так будет выглядеть строчка креатива с полученным токеном
Важно понимать, что в Первом сценарии договор 300–10 и понятие изначальный договор это одна и та же сущность, а токены всегда прикрепляются к изначальному договору. В нашем случае токен прикреплен к договору 300–10, что является по сути прикреплением к изначальному договору в рекламной цепочке
Напомним, что изначальный договор для каждой рекламной цепочки — это договор между исходным рекламодателем (ИП Хатин Дмитрий Степанович) и его первым контрагентом (Рекламное агентство Орел).
В итоге все необходимое для начала размещения РИМ (рекламно-информационные материалы) в интернете сделано. Осталось только нанести атрибуты маркировки рекламы на РИМ и начинать размещение рекламы, согласно договору 300–10 от 10 октября 2023 года
В своей статье я подробно объяснял как правильно наносить атрибуты маркировки рекламы на рекламные материалы
Напомним, что за атрибутами маркировки (Реклама и Название рекламодателя) следит ФАС, а Роскомнадзор отслеживает наличие атрибута erid (токен) на РИМ и контролирует отчетность в ОРД.
Базовый вариант маркировки рекламного материала:
4. После окончания размещения РИМ, Рекламодатель должен до 30 числа следующего месяца после размещения оформить в своем ОРД блок Акты с разаллокацией по изначальному договоруна основании бухгалтерского закрывающего акта от Посредника (Рекламное агентство Орел). А также занести данные по показам в блоке Статистика без актов с разаллокациями по креативам (площадкам).
Сначала следует оформить блок Статистика без актов, в котором Рекламодатель занесет данные по показам для каждого креатива и для каждой площадки. Так как у нас креатив был один и площадка одна, то в данном блоке (в эксель-файле) будет присутствовать одна строчка. Если бы у нас был один креатив, но две площадки, то в эксель-файле присутствовали бы две строчки — каждая для своей площадки с единым креативом.
Для заполнения блока Статистика без актов не требуется соблюдать логическую цепочку. Достаточно просто кликнуть на блок Статистика без актов в интерфейсе. При этом логическая цепочка будет выглядеть так, как указано на скане ниже:
Кликнем на Загрузить статистику
Медиаскаут, что достаточно не удобно, не позволяет заполнить статистику непосредственно в интерфейсе платформы — для этого понадобится заполнить эксель-шаблон.
Платформа ОРД однозначно должна быть интерфейсным продуктом, поэтому пользователи ждут удобный и комфортный сервис для заполнения данных при оформлении отчетности в ОРД и получения токенов. Использовать эксель-файлы как дополнительную опцию для масштабных загрузок оправдано, но применять эксель как базовый вариант загрузки данных выглядит достаточно неудобно
В принципе ничего сложного, но неудобно. Вот пример шаблона:
Подсказки все указаны и заполнить не представит особых проблем — надо только попробывать раз-другой и все будет понятно. Однако, ОРД это всё-таки интерфейсный продукт и использование эксель-файлов в качестве основы для заполнения интерфейса является неоднозначным решением. Но имеем, что имеем, поэтому не расстраиваемся и продолжаем.
Рекламодатель заполнит эксель-файл в соответствии с исходными данными по договору 300–10 от 10 октября 2023 года и данными статистики:
прокрутим направо
Стоимость единицы оказания услуг — указано 150 000 рублей, так как Рекламодатель (ИП Хатин Дмитрий Степанович) оплатил Рекламному агентству (Рекламное агентство Орел) за услугу размещения РИМ, поэтому она и будет единицей оказания услуг. Всего услуга как размещение РИМ стоила 150 000 рублей по договору.
Так как креатив и площадка размещения РИМ одна, то вся сумма размещения в размере 150 000 рублей в качестве разаллокации (детализация) будет соотнесена только на данный креатив и площадку в полной мере.
Если бы у нас было два креатива на одну площадку размещения, то сумма 150 000 была бы распределена (разаллоцирована) поровну на каждый креатив по 75 000 рублей либо пропорционально показам, которые приходились бы на каждый креатив. В итоге в эксель-файле имело место две строчки, а не одна как по текущему сценарию. А стоимость единицы оказания услуг было поделено поровну — по 75 000 рублей для каждого креатива.
Загрузим эксель-файл в блок Статистика без актов. Получим следующее:
Специфика Медиаскаута такова, что в интерфейсе мы увидим только суммарные данные по все размещениям в ноябре не только по нашему Первому сценарию, а по всем иным проектам, которые проводились на текущем аккаунта
Чтобы увидеть реальную картину, что мы загрузили из эксель-файла по Первому сценарию требуется следующее:
В итоге так:
и
Да, крайне не удобно, но это Медиаскаут
5. Теперь мы добрались до необходимости оформления блока Акты
Если просто кликнуть в блок Акты, то ничего не получится в отличие от блока Статистика без актов и кнопка Добавит акт будет неактивной
РД потребуется пройти по логической цепочке:
Сначала кликнуть на блок Расходные договоры и уже в нем кликнуть на наш договор
Система перебросит нас в блок Креативы и уже из него просто кликнуть на блок Акты. В результате кнопка Добавить акт будет активной
Вот такие танцы с бубнами, но продолжим)
Начнем заполнение Акта
Сначала заполним раздел Основные данные
Затем загрузим предварительно сформированные эксель-файлы для раздела Разаллокация по изначальным договорам и Статистика по акту
Так надо заполнить эксель Разаллокация по изначальным договорам
id договора для скана выше возьмем здесь
Теперь заполним эксель-файл Статистика по акту
В итоге все загружаем в блок Акты и отправляем в ЕРИР. Получим следующее
Откроем карточку Акта, чтобы посмотреть подробно, кликнув на Показать карточку акта
и
В итоге, Рекламодатель (ИП Хатин Дмитрий Степанович) оформил все необходимое для исполнения закона о маркировке рекламы для связки Рекламодатель-Посредник по Первому сценарию. Посреднику ничего оформлять в своем ОРД не потребуется, так как отчет по сделке (договору) полностью выполнило Рекламодатель.
Стоит заметить, что если бы Рекламодатель не получал токены, загружая креативы в своем ОРД (это было закреплено в договоре между РД и Посредник), то Рекламодатель не заполнял бы блок Креативы и блок Статистика без актов — все это сделал бы Посредник в своем ОРД либо подрядчик Посредника справа по рекламной цепочке, например Рекламораспространитель (блогер, владелец паблика либо иного интернет-ресурса).
Также обратите внимание, что по договору размещение имело место только в ноябре 2023 года и с декабря баннер был убран с площадки размещения у Рекламораспространителя. Если бы этого не произошло (в договоре это зафиксировано), то тот, кто получал токены (в нашем случае это Рекламодатель) обязан будет каждый месяц отчитываться в блоке Статистика без актов, фиксируя Показы креативов на каждой площадке с нулевыми суммами за размещение. Имело место, так называемая, вечная отчетность.
Второй сценарий: связка Рекламодатель-Рекламораспространитель
Сторонами Рекламодатель-Рекламораспространитель была заключена договоренность, оформленная в договоре, что обязанность произвести отчетность в своем ОРД за связку (договор) между Рекламодатель-Рекламораспространитель возьмет на себя Рекламодатель (Расходный договор), в том числе Рекламодатель получит токены в своем ОРД.
По данному сценарию порядок действий абсолютно идентичный описанному в Первом сценарии, только вместо Посредника будет фигурировать Рекламораспространитель (РР)
Третий сценарий: самореклама для Рекламодателя
Как мы знаем, термина самореклама официально в законе о рекламе №38-ФЗ не существует. По сути, данный термин описывает размещение информации о своих товарах, услугах, мероприятиях на своих интернет-ресурсах, которые выделены особым образом на фоне другого контента.
Что имеется ввиду?
Под саморекламу может попасть, с точки зрения ФАС, закрепленный пост в своих соцсетях, а также сквозной (всплывающий) баннер на своем сайте с информацией про свой отдельный товар, свою отдельную услугу, про отдельный бренд из вашего каталога и свое отдельное мероприятие.
В Медиаскаут уже произошло выделение блока Статистика без актов из блока Акты, поэтому самореклама с разрешения Роскомнадзора может оформляться упрощенным способом БЕЗ заведения технического фиктивного договора самим с собой на нулевую сумму, как это было реализовано в прежние времена.
Итак, чтобы Рекламодателю оформить саморекламу в своем ОРД требуется следующее:
1. Нажать на блок Креативы. Никаких логических цепочек выстраивать при этом в интерфейсе Медиаскаута не придется
Загрузить Креатив по аналогии с предыдущими сценариями.
далее
в итоге так
Все готово для размещения саморекламы. Требуется нанести атрибуты маркировки на РИМ и произвести размещение рекламных материалов.
3. После окончания размещения рекламный материал убирается из ленты либо с сайта и до 30 числа следующего месяца после размещения следует занести данные в блок Статистика без актов. Блок Акты заполнять не требуется. Заполнение по аналогии, как было описано для Первого и Второго сценария
Подготовим эксель-файл
и
Загрузим эксель-файл
Получим следующее в блоке Статистика без актов
Медиаскаут все данные, как было описано в Первом сценарии, помещает в единую строку для месяца размещения. Выгрузим эксель для того, чтобы увидеть детализацию
Стоит заметить, что если бы самореклама после размещения в ноябре 2023 года не была «демонтирована», то Рекламодатель каждый месяц (вечная отчетность) будет заносить количество показов с нулевыми суммами в блок Статистика без актов без заполнения блока Акты.
В итоге все необходимое в плане отчетности в своем ОРД для оформления саморекламы Рекламодатель сделал.
Итак, мы полностью описали все действия, которые предстоит пройти Рекламораспространителю по всем возможным сценариям при оформлении отчетности в ОРД Медиаскаут.
Рекомендации по моим публикациям на тему маркировке рекламы