Marantz PMD430: профессиональный кассетный портатив
Акио Морита, один из основателей корпорации Sony, рассказывал, что линейка портативных кассетных плееров Walkman родилась так. К нему пришел другой сооснователь Sony, Масару Ибука, выложил на стол достаточно увесистый профессиональный кассетник и посетовал, что как-то тяжеловато его с собой таскать, нельзя ли сделать что-то более компактное? В результате в 1979 году появился первый Walkman, модель Sony TPS-L2. Хотя его и придумали два больших начальника в возрасте, Walkman неожиданно стал самым желанным гаджетом у молодежи.
Я очень люблю кассетные плееры, и насобирал уже приличную коллекцию, но эпоха «до Walkman» тоже представляет определенный интерес. Тот большой (но все еще переносной) кассетник, который Масару Ибука таскал с собой — это модель Sony TC-D5 1978 года выпуска. Это магнитофон для профессионального использования, где вес и габариты — не главное. А что там было главное? Какие фичи? Такие устройства правда были лучше «потребительских» магнитофонов?
Тут я должен был сказать, что я купил и изучил тот самый Sony TC-D5, но нет, я нашел кое-что получше. Это магнитофон Marantz PMD430 1984 года выпуска, прямой конкурент Sony, выпускавшийся много лет, но на сегодняшний день достаточно редкий. Для портатива у него просто уникальный набор магнитофонных функций, поэтому сегодня будет рассказ о нем. А также о страданиях при обслуживании и тонкостях настройки аналоговой техники прошлых лет.
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.
О сумасшедших ценах
С момента моей первой публикации кассетная техника окончательно превратилась в ностальгический артефакт из прошлого. Этому способствуют камео магнитофонов в популярных кино и сериалах. Они же взвинчивают цены на конкретные модели плееров. Сначала, благодаря фильмам «Стражи Галактики» улетели в космос цены на тот самый первый Walkman, модель TPS-L2. Недавно другой плеер, Sony WM-9, показали в сериале Stranger Things, и угадайте что произошло:
Профессиональные магнитофоны пока в кино не показывали, но стоят они все равно достаточно дорого. И мой Marantz, и Sony TCM-D5 на eBay продаются практически по цене новых. За свой экземпляр я заплатил сильно меньше, но все равно это самый дорогой условно переносной магнитофон в моей коллекции. Высокие цены являются следствием уже достаточно небольшого количества живых экземпляров. Но не только. Мой опыт показывает, что на стоимость влияют «стрелочки»!
Стрелочные индикаторы в 80х даже на домашней технике вытеснили вакуумно-люминисцентные дисплеи или светодиоды. Тогда это было признаком современной техники. А сейчас движение стрелок в такт музыке кажется что ли более ностальгическим, теплым и ламповым. Короче, если видишь на барахолке аппарат со стрелками, цена как правило будет выше обычного.
О профессионализме
Так зачем вообще выпускали такие большие портативные магнитофоны? Ладно в семидесятые, там возможно компактнее и не получалось. Но в 1984 году уже можно было приобрести, например, профессиональную модель Sony WM-D6, которая значительно компактнее:
Оба магнитофона на этом фото обычно использовались «в полях» для записи звука. Если к вам на улице подходил корреспондент радиостанции и предлагал поговорить в микрофон, на плече у него скорее всего висел такой Marantz или подобное ему устройство. Различного рода кассетные диктофоны регулярно попадаются на фотоснимках и видеозаписях выступлений политиков и звезд эстрады. Если на столе перед выступающим установлена кучка микрофонов, то провода от них скорее всего вели именно в такую технику. В таких сценариях надежность устройства, возможность долго работать от батарей, способность переживать даже сильную тряску во время записи были куда важнее размеров.
Представим еще один сценарий: вы записали Важное Интервью и расшифровываете его, возможно печатая итоговый текст на пишущей машинке. Для этого вам пригодится встроенный динамик, а желательно также иметь возможность быстро находить нужный фрагмент записи. На большом аппарате это несколько удобнее делать, чем на карманном. Для этой статьи также важно и то, что профессионалам далеко не всегда важно качество звука. Скорее необходимо, чтобы в нужный момент аппарат не подвел.
О фичах
Из-за специфики использования, в комплекте ко всем таким аппаратам идет кожаный чехол. Чехол имеет отверстия для всех элементов управления и разъемов, и как правило не снимается никогда. Благодаря этому такие магнитофоны как правило доживают до сорокалетия в прекрасном внешнем состоянии:
Устройства для профессионалов живут долго, а меняются мало. Конкурент от Sony выпускался с небольшими изменениями с 1978 по начало двухтысячных. Здесь нет модных фишек более поздних моделей, например, электронного управления. Только классические механические клавиши: так надежнее. Зато есть много разъемов, для подключения как внешних источников через линейный вход, так и микрофонов:
И много регулировок: переключатель систем шумопонижения, регулятор тока подмагничивания, регулятор скорости воспроизведения.
На передней панели те самые стрелочки, ручка регулировки уровня записи, регулятор громкости выхода на наушники или встроенного динамика. Сам динамик при необходимости выключается. На него также можно направить звук с двух стереоканалов, или отдельно с левого или правого.
Работает Marantz PMD430 (ну или CP430, как указано на крышке моего экземпляра, это одна и та же модель) от трех батареек размера D. По паспорту они обеспечивают достаточно скромные 7,5 часов воспроизведения. Но за почти 40 лет батарейки видимо стали лучше, у меня точно получалось больше 10.
Бренд Marantz существует до сих пор, выпускает дорогую технику для дома, а также продолжает делать профессиональные инструменты. С начала нулевых это чисто японский производитель, входящий в одну группу с компанией Denon. В восьмидесятые бренд принадлежал компании Philips. Кассетников Marantz для специалистов в восьмидесятые выпускалось много, но PMD430 — чуть ли не единственная модель со стереозвуком. Множество других вариантов имели только монофонические головки для записи и воспроизведения, зато, например, оснащались разъемом для телефонного кабеля для записи прямо с линии.
Две самые важные фичи, которые отличают эту модель от конкурентов: три магнитных головки и система шумопонижения DBX. Во всех портативных записывающих магнитофонах голов две: одна стирает предыдущую запись, другая, в зависимости от режима, записывает звук или воспроизводит. В PMD430, как в качественных стационарных магнитофонах, головки записи и воспроизведения раздельные. Во-первых, это позволяет прослушивать запись в режиме реального времени, при необходимости подстраивая уровень или даже ток подмагничивания. Во-вторых, достаточно сложно добиться хороших параметров и записи, и воспроизведения в универсальной головке.
DBX — профессиональная система шумопонижения, которая достаточно редко встраивалась даже в стационарные потребительские магнитофоны. Вот эта комбинация «DBX + три головы» делает Marantz уникальным портативным устройством прошлых лет. Другие переносные устройства с этими двумя фичами мне не известны.
Магнитофон оказался рабочим, что как бы совсем не гарантируется. Я с удовольствием послушал на нем пару лент, и оценил еще две возможности. Счетчик хоть и механический и показывающий расход ленты в «попугаях» (а не в реальных минутах и секундах), имеет режим памяти. Если его активировать, перемотка ленты будет остановлена по достижении «трех нулей» на счетчике — это удобно, когда надо запомнить место, с которого началась текущая запись. Клавиши перемотки работают и в режиме воспроизведения тоже: можно быстро найти нужный фрагмент, не отключая звук. И еще маленькая деталь: кнопка Eject сначала открывает защитную шторку, а потом уже выбрасывает кассету. Можно слушать кассету с открытой шторкой, и менять кассеты чуть быстрее. Такая вот работа со звуком тридцатилетней давности.
Про обслуживание и страдания
Кассетным хобби я занялся всерьез, и за четыре года успел починить (или доломать) больше десятка аппаратов. Marantz казался легкой прогулкой: выглядит как новый, работает, разве что скорость воспроизведения заметно выше, чем требуется. Вроде достаточно заменить приводные ремни, прижимной ролик на новые, и все. Но нет, как это обычно бывает, простая процедура превратилась в пару вечеров сплошных страданий.
Еще одно преимущество профессиональной техники: она разработана так, чтобы быть относительно легко обслуживаемой. Основная плата снимается и откидывается, открывая доступ к кассетному механизму, который тоже достаточно легко снять целиком. Длины проводов хватает, не надо ничего отпаивать, красота.
Но впервые в моей практике новый пассик от надежного поставщика оказался слегка не подходящим по параметрам. Основной ремень соединяет мотор с двумя тонвалами. Один из них никуда не подключен и выполняет роль дополнительного стабилизатора. Судя по всему новый плоский пассик оказался чуть короче, чем нужно. На маховике мотора он постоянно сползал вниз и крутил кассету заметно медленнее, чем этого требовалось. Мне нужно было либо подбирать пассик по параметрам (чуть шире и/или чуть длиннее), но я, по совету более опытных товарищей, пошел на небольшой колхоз, слегка опустив мотор вниз, так, что ремень уверенно вставал на свое законное место.
Второй проблемой был прижимной ролик: с новым магнитофон пытался жевать кассету, как бы сдвигая ленту вниз относительно нормального положения. Контролировать это удобно с помощью специальной кассеты, в которую вставлено зеркало:
Вероятно новый ролик оказался не совсем ровным, и не обеспечивал плотное прилегание к тонвалу. Но дело также могло быть в не совсем удачной конструкции держателя ролика: при замене этот металлический элемент легко гнется, в результате чего ролик встает под углом. Мне пришлось вернуть старый ролик, который в итоге оказался вполне нормальным. Заметка себе самому на будущее: в старой технике лучше не трогать то, что работает.
Параллельно пришлось заменить смазку в кассетном механизме, так как некоторые кнопки включались с трудом. В процессе работы отвалилась «земля» между кассетным механизмом и основной платы, при воспроизведении магнитофон начал фонить. Не могу сказать, что горжусь этим ремонтом, но в итоге все косяки, как встроенные, от возраста, так и внесенные лично мной, удалось исправить. После ремонта механики можно заняться уже настройкой магнитофона. А нет, еще желательно почистить магнитные головки. Их кажется никогда не трогали, и при съемке макрообъективом я увидел вот такой ужас:
К счастью, чистка помогла:
О тестовых кассетах и проблеме курицы и яйца
Важным апгрейдом моего набора инструментов для настройки магнитофонов стали измерительные кассеты. Я уже говорил, что магнитофон воспроизводил музыку чуть быстрее, чем надо. На слух такое регулировать сложно, нужна эталонная запись синусоидального сигнала с известной частотой. Вопрос в том, где ее взять. Можно записать на другом магнитофоне, если он есть. И нужно быть уверенным в том, что этот магнитофон имеет правильную скорость. Проще доверить создание таких кассет профессионалам, которые используют максимально качественную технику. Измерительная кассета выглядит вот так:
Потребуется звуковая карта (в моем случае это Creative E-MU 0404), ноутбук и программа wfgui, позволяющая измерить и скорость, и коэффициент детонации.
На тестовой кассете записан сигнал с частотой 3000 герц, на магнитофоне с минимально возможной собственной детонацией. Вот результат Marantz PMD430 после подстройки скорости:
Посмотрим в характеристики магнитофона в руководстве по обслуживанию:
Wfgui показывает и усредненный коэффициент детонации, и пиковый, в инструкции указан пиковый. У нас получилось не хуже, чем «с завода». Хотя в целом этот показатель далек от идеала. Хорошие портативные магнитофоны, например, Sony WM-D6C, показывают результат в 0,06%.
Следующая задача — регулировка азимута, подстройка расположения магнитной головы относительно ленты так, чтобы она примерно совпадала с общепринятым стандартом. Для этого на тестовой кассете записан сигнал с частотой 10кГц, и нужно отрегулировать азимут так, чтобы уровень этого сигнала при воспроизведении был максимальным.
Далее нужно выставить эталонный уровень воспроизведения: на измерительной кассете записан сигнал с частотой 315 Герц с заранее известным уровнем. При воспроизведении этого сигнала нужно отрегулировать уровень так, чтобы вольтметр, подключенный к одному из каналов линейного выхода, показал прописанное в инструкции значение напряжения. Наконец, отстраивается уровень записи: при подаче сигнала определенного уровня на вход, должен быть такой же уровень на выходе при воспроизведении.
Вроде все готово, можно пользоваться! На самом деле я упустил довольно много моментов: например, нужно размагнитить головку и металлические элементы механизма, прилегающие к ленте. Регулировка азимута на самом деле чуть сложнее, чем просто поиск максимального уровня сигнала. У меня еще слишком мало опыта, чтобы авторитетно говорить о таких вещах, поэтому вы прослушали сокращенную версию. Все перечисленные шаги по настройке механики и электрической части — важные, они напрямую влияют на звук.
О звуке
Звучит Marantz хорошо! Субъективно он оказался лучше любого моего переносного кассетного плеера. Но он и гораздо крупнее, поэтому хочется сравнить его не с переносной техникой, а со стационарной. Например, с моей эталонной декой Sony TC-K870ES. Сравнение провожу в программе RMAA, и получаю вот такой вот график АЧХ:
Как видите, стационарный магнитофон имеет плоскую АЧХ во всем диапазоне, с отклонениями не более 1,5дБ. Портативный (при воспроизведении кассеты, записанной на стационарном) чуть хуже: в пределах ±3дБ диапазон частот получается от 30 до 13500 Герц. Подождите, но в характеристиках указан куда более приличный диапазон 20–18000 Герц для ленты второго типа? Как так?
Дело в том, что RMAA не совсем подходит для измерения параметров аудиокассет. То, что указано в технических характеристиках почти любого магнитофона, измеряется при крайне низком уровне записываемого сигнала, на 20дБ ниже нормального. Чем выше уровень сигнала, тем хуже отдача на высоких частотах. Тест RMAA расчитан на цифровую технику, и такого режима измерения не имеет, нужно использовать другие программы, например утилиту Audio Tester. При этом в подходе RMAA нет ничего плохого, просто он, получается, задает очень сложные условия для магнитной ленты. Стационарный магнитофон с ними справляется, портативный — ну не совсем.
При записи на самом Marantz мы можем регулировать отдачу на высоких частотах, уменьшая при необходимости уровень подмагничивания — для этого у магнитофона есть отдельный регулятор. Эта фича — также следствие наличия трех голов, и в других переносных магнитофонах она мне не встречалась.
Про DBX
Система шумопонижения DBX в стационарных магнитофонах встречается довольно редко, а уж в портативных тем более. Эту систему, в отличие от более распространенных Dolby B/С, больше использовали в профессиональной технике, и часто применяли внешний декодер. Принцип работы DBX в целом совпадает с таковым у любой системы шумопонижения: при записи происходит компрессия сигнала, то есть, например, тихие музыкальные пассажи, записываются громче, чем надо. При воспроизведении происходит обратное преобразование, за счет чего снижается уровень шумов. В отличие от Dolby B, запись, сделанную с помощью DBX невозможно слушать на магнитофоне без поддержки этой системы шумопонижения: уж слишком серьезно меняется спектр частот. Вернемся в RMAA и посмотрим, какой у нас получился уровень шума:
График показывает чистый шум от кассеты, без полезного сигнала. Как видите, система Dolby B обеспечивает определенное снижение шумов только в высокочастотном диапазне. DBX снижает шумы во всем диапазоне частот. Субъективно это приводит к полному исчезновению характерного кассетного шипения. Динамический диапазон без шумопонижения составляет 59 дБ, с Dolby B — 68 дБ, c DBX я измерил паспортные 75 дБ. На фирменных кассетах DBX почти никогда не использовался в виду его специфичности, но зато были попытки использовать его на виниловых пластинках. В этом видео Techmoan есть хорошая демонстрация, как DBX убирает характерные шумы винила:
О смысле хобби
На каком-то форуме любителей магнитофонов Marantz называли чуть ли не «убийцей Nakamichi Dragon», одного из лучших стационарных кассетных устройств. Мой опыт и измерения показали, что это не совсем так, стационарная техника может записывать и воспроизводить кассеты лучше. Но для условного переносного устройства Marantz обеспечивает прекрасное качество воспроизведения, насколько это в принципе возможно для аналогового источника.
В заключение хочу показать один пример, зачем я коллекционирую эту технику. Было бы странно иметь много магнитофонов и мало кассет. Мои собственные, в основном пиратские и самописные, кассеты из девяностых, качеством не отличаются. Недавно я купил очень странную коллекцию бутлегов: концертов, записанных с радио, а иногда и тайком в концертных залах и на стадионах. Это очень интересная подборка популярной музыки начала и середины восьмидесятых. И очень неровная по качеству, от прекрасных записей до отвратительных: это же бутлеги в конце концов. Зато у меня теперь есть запись концерта Live Aid 1985 года: приятно, что это не переиздание, а «тот самый» живой эфир 33-летней давности.
Эта коллекция требует вдумчивой сортировки на те записи, которые можно слушать, и на те, что нельзя. Именно этим я и занимаюсь по вечерам, кладу Marantz рядом с собой на диван и, не торопясь, перебираю очередную партию кассет. Он отлично для этого подходит, хорошо звучит и позволяет быстро жонглировать кассетами. Вот для таких моментов и существует это мое аналоговое хобби: на время почувствовать себя так, будто на дворе 1985 год. Построить собственную машину времени, мысленно вернуться в прошлое, причем не в свое, а в какую-то эталонную версию. С огромным ассортиментом носителей и очень качественной техникой.