Мангровый лес: крутейший биом планеты
Нормальные деревья растут на земле и уходят корнями вниз. Мангры в какой-то момент всё перепутали, и растут в воде, а корни уверенно запускают вверх, чтобы глотнуть воздуха. У нормальных деревьев экосистема строится вокруг, потому что много всяких опавших листьев и почвы рядом. Мангры — это космические корабли для почти всего биома — например, фауна старается жить в них, а не за их пределами. Потому за пределами дерева нет почвы и как-то мокро.
И эти самые мангры делают острова плодородными.
Но давайте начнём с клонирования кокосов. Или нет, даже с появления острова как такового. Или с того, почему дождю на островах течь интереснее, а рядом — нет.
А потом в середине поста к острову приплывёт ветка мангра, и всё закрутится.
Как появляется остров
Cразу говорю — я не биолог и не геолог, поэтому весь рассказ дальше будет весьма упрощённым. Но зато я съел геолога с биологическим образованием. Итак, Филиппины — место, куда приходится край тектонической плиты. Там всё кипит и взрывается. В масштабах времени геологии, конечно. На практике это означает повышенную вулканическую активность и много-много вулканических островов. Как правило, на месте будущего острова вылезает один-два-три вулкана, из них что-то выплёвывается — и всё это может показаться над водой. Масштаб — тысячелетия.
Если показалось — получается заготовка тропического острова — потому что там нет почвы. Расти нечему и не на чем.
Дальше на остров начинают течь дожди. Потому что из-за небольших температурных инверсий дождю интереснее попасть именно на нашу заготовку, нежели просто в океан. Параллельно намывается песок, поэтому вокруг каменных глыб много мелководья — песок накапливается по течениям.
Всего на Филиппинах появились тысячи таких основ-заготовок, и между ними считанные километры.
Потом на остров внезапно натыкаются кокосы-путешественники. Эти черти регулярно скатываются в воду и плавают в своё удовольствие. Поэтому в Микронезии и Океании можно наблюдать чьи-то головы в прибое — это не люди за бортом, а кокосы. Психодела добавляют иногда всплывающие шлёпанцы и резиновые уточки. Дело в том, что сюда приплывает невероятно много мусора (кажется, из Китая), и есть даже целые мусорные кластеры в океане. Плюс есть байка, что где-то в северных морях давным-давно перевернулся сухогруз с несколькими контейнерами уточек для ванн, и теперь они плавают по всему миру. В общем, у моряков есть много причин сойти с ума в «собачью» вахту.
Кокосы ударяются о берег и начинают прорастать в любом плотном субстрате. Делают они это быстро, и даже могут прорасти прямо в кучу своих соплеменников, которые оказались менее удачливыми. В итоге на острове образуется первая пальма с кокосом.
Вообще-то, кокосу надо иметь папу и маму, как и всем нормальным растениям. Но когда пальма на острове только одна, делать нечего — надо размножаться с тем, что есть. Поэтому в результате сочетания «женских» и «мужских» соцветий получается полный генетический клон изначальной пальмы. Плюс незначительные мутации от фоновой радиации и ошибок трансляции. Очень скоро остров становится похож на армию клонов из «Звёздных войн», плюс приплывает ещё пара путешествующих орехов для разнообразия. Они, кстати, пользуются популярностью у противоположного пола.
Кокосы обеспечивают почву и укрепляют её, фиксируют. Но этого мало, потому что остров всё равно открыт всем ветрам. В этот момент к делу подключаются мангры. Как правило, когда остров уже усажен клонированными пальмами, к берегу прибивается кусок мангра. Сразу с древесными червями и прочими особенностями биома, которые были импортированы по методике «Shift-Del, Shift-Ins» вместе с деревом.
На момент прибытия ветки получается примерно вот так (это далеко не свежий остров, но по нему видно и часть с вулканом, и части, где есть где укрепиться, и части, где почва смывается). Кстати, пилотируя дрон, надо помнить, что острова интересны дождю, в частности, потому, что тормозят ветер. Это значит, что вылет за «экран» из скал — сразу шанс поймать нехилый поток.
Мангр
Мангру очень важно иметь подсолёную, но не сильно солёную и не сильно пресную воду. Обычному. Не, бывают мангры, которые растут в солёной воде с концентрациями больше, чем в море, но наши филиппинские друзья предпочитают коктейль из ручья и приливной зоны.
Те дожди, которые выливались на остров сверху, и образовали там лужи или озёра, а потом и ручьи. Вот эти ручьи и служат манграм источниками пресной воды.
Мангры — вот эти зелёные «кучки» в воде и близ берега
Мангры довольно быстро размножаются (вообще-то, там целая куча стадий — есть специальные периметровые растения, есть внутренние и так далее, и об этом лучше читать в каком-нибудь зверском учебнике по биологии, благо биом хорошо изучен) — пропускаем долгий процесс. В финале образуется роща, которая закрывает остров с двух-трёх сторон. Как правило, на остальных сторонах неприступные скалы, где вода просто не стекает. Это не случайность, потому что мангры закрепляют почву и формируют остров до конца. То есть как остров определяет, где будут расти мангры, так и мангры определяют, где будет больше почвы и лучше закрепится песок.
Домик в манграх в Пуэрто-Принцесе
Вид с его веранды ночью
А вот здесь рыбаки прячутся от штормов: бухта внутри острова Калабанбаньянг покрыта манграми:
Дело в том, что они защищают от волн. Любая сильная волна заходит в мангровый лес и начинает путаться. В результате определённых действий червей и движения потоков пресной воды, мангры естественным образом так рассаживаются, что волны начинают разбиваться на мелкие, а потом интерферировать друг с другой и взаимогаситься.
Среди всего прочего мангры не могут расти слишком близко из-за ограничений по кислороду — на уровне полога леса уже совсем темно и страшно.
Теперь пневматофоры. Это такие шноркели, поднимающиеся вертикально из поземного корня. С помощью них растение забирает кислород из окружающей среды. Авиценния (вид мангра на моих фотографиях) умеет выращивать пневматофоры до 30 сантиметров в высоту, — это мало, бывают деревья с дыхательными трубками в пару метров. Зато на один «мой» взрослый мангр именно этого вида приходится до 10 тысяч таких отростков. «Щётки» внизу мангра — это вот оно. Второй способ дышать, когда ты в приливной зоне — это выпускать корни на ветках. Прямо в воздух.
Естественно, пневматофоры есть не только в мангровых рощах.
Кто ещё живёт в мангровом лесу
Черви, живущие в манграх, конечно, нужны для биома. Но мангры об этом не знают и просто звереют в попытках от них избавиться. Все растения так или иначе воюют с паразитами, как-то реагируют. Мангр злобно травит червей — до 40% сока могут быть дубильные вещества. На практике это означает, что случайно залетевший кролик, вонзивший зубы в кору мангра, быстро (но мучительно) избавит биом от своего экзогенного влияния.
На Пуэрто-Прицесе 5-сантиметровых червей жрут. Насчёт местных не уверен, но туристам точно продают «суперэкзотичесоке блюдо, которое обязательно надо попробовать». Я не рискнул. В начале экспедиции лучше есть знакомое. Да и я уже жил несколько недель в Китае, поэтому решительно не удивили.
Местные варят кору и дубят кожу в отваре. Ещё мелкие побеги идут на пиво.
В мангровых зарослях живёт и всё то, что встречается на болотах. Например, змеи и москиты (малярийные комары, в частности). Прививки от малярии нет, и ещё возбудитель умеет прятаться на долгие годы в вашей печени, поэтому выбирая мангровый лес для экскурсии, стоит смотреть на тот, где случаев заболевания малярией не регистрировалась уже несколько лет. Когда мангр умирает, его весело разлагают моллюски, а потом уже бактерии и грибы. Куча этих грибов совместима с человеком. Поэтому если вы собираете образцы (как мы), то нужны перчатки. Хотя местным, конечно, всё это нисколько не мешает рубить заросли. А, да! Мангры очень чувствительные к чистоте воды, поэтому если вы видите заросли — знайте, что рядом, скорее всего, хорошая экология. Не факт, что не стремящаяся вас убить, но хорошая.
Орхидеи, конечно
Крайне злобные муравьи
Ещё из примечательного внутри всего этого варева живут лабиринтные рыбки. Лабиринтные рыбки, конечно, милые тупые животные, но для нас интересно то, что они представлены в широком ассортименте по типам дыхательных систем. Путешествие по дивному миру борьбы за кислород стоит начать со статьи на Вики про лабиринтовый орган. Если коротко — на рыбку присобачили костыль, который позволяет несколько часов или дней обходиться без воды. Но теперь ей надо всплывать время от времени, потому что просто в воде она тоже может задохнуться.
А вот илистые прыгуны — рыбы с локтями. Умеет впадать в анабиоз и лазить по стенам на присосках. Как и сами мангры, они где-то что-то перепутали.
Конечно, обезьяны. Они иногда даже на мелких островах бывают.
Путешествие по ссылкам стоит начать, опять же, с Вики, там прекрасный разбор. И да, я вам сейчас в общих чертах рассказал только один конкретный тип мангрового леса, который встречается на Филиппинах, и не прошёлся по всему многообразию мангровых рощ. А они дико круты.
Когда филиппинцы выбирали Цесу — столицу для острова Палаван, то взяли совсем не то место, что было при испанской оккупации. Испанцы выбрали отличный с военной точки зрения вариант, укрепились там фортом (камня не было, поэтому строили из коралловых блоков и расширяли много десятков лет силами заключённых). А Пуэрто-Принцеса окружена мангровыми лесами с воды и горами со стороны острова: никаких тайфунов и цунами. Местные говорят, что это самое безопасное место на Филиппинах. И надеются, что мангры не вымрут из-за плохой экологии. Потому что тогда городу придётся не очень весело — примеры в соседних странах были.