Малогабаритный Монорельсовый Транспорт — ММТ
Кто из нас не попадал в дорожные пробки? Иногда 20 минут поездки превращаются и в 2 часа. А если попадаешь в пробки постоянно — каждый день утром и вечером? Подземный поезд (метро) и развитая сеть электричек — неплохой выход для крупных городов (хотя и они не всегда экономят время). А что остается другим — только постигать «философию» вечных заторов? Конечно, все знают о проблеме, а вот решить ее трудно. В старых районах большинства городов дороги рассчитаны на малое количество машин (в советское время их и было мало). Где сумели расширить дорожную сеть, давно расширили, но кардинальных сдвигов не произошло: особо расширять было некуда. Даже сейчас могут строить новые районы и абсолютно не учитывать транспортные потоки. Массово «загнать» общественный транспорт под землю невозможно по экономическим и техническим причинам. А поднять его выше тоже не так просто. Для этого требуется места не меньше, чем уже имеющаяся сеть дорог, и откуда взять пространство для монументальных бетонных виадуков, как их вписать в городские улицы? Лишь в некоторых агломерациях осуществимы подобные проекты. Однако сама идея имеет смысл, если на нее взглянуть под несколько другим углом.
Вдоль городских дорог стоят фонарные столбы, там же есть троллейбусные или трамвайные контактные сети — привычная структура дорожной сети. Но те же столбы можно видоизменить (поставить новые) с учетом дополнительной нагрузки, связав их по высоте стальной балкой. Изменения не кардинальные, но по такой конструкции, смогут двигаться беспилотные подвесные вагончики на 10–20 человек согласно определенному графику. Важно исходить из реального распределения нагрузки, а она не сможет быть большой, отсюда небольшая грузоподъемность и габариты. По своей сути, это та же маршрутка, только с возможностью закатить велосипед или коляску. Количество людей можно ограничивать, а загруженность обозначать цветом. Зеленый — посадка разрешена, желтый — посадка запрещена, красный — движения не будет (перегруз).
«Модель ММТ, но она не совсем подходит для уже существующих улиц. Требуется адаптации для городских маршрутов».
Относительно небольшой вес позволяет обойтись без монументальных конструкций. Малый монорельс не заменит метро или электрички, но вот стать «беспробковой» альтернативой или дополнением автобусам, троллейбусам, маршруткам вполне может! Дорожные работы, аварии, разбитые дороги, светофоры, бесконечные потоки машин, снежные заносы или затопления — все это останется где-то там, внизу. Экономическая рентабельность и стоимость эксплуатации в несколько раз ниже, чем у наземного маршрутного такси аналогичной вместимости. Если же брать экологическую и транспортную составляющую, то преимущества очевидны. Перевозки рентабельны, востребованы в городах и по 300–500 тыс. жителей. Дешевый электротранспорт, почему бы и нет?
Понятно, что дело требует инженерной отладки, но сами задачи интересны и вполне достижимы. Приведем пример обустройства. На внутреннюю часть балки с рельсами подвешивается рабочая платформа с колесами и со сцепкой. Задача сцепки (как дополнительная гарантия безопасности) — зацепить при поломке соседа и предотвращать прямые столкновения между пассажирскими вагончиками. На каждом колесе стоит свой электромотор.
«Технический опыт «Русских горок» при строительстве подвесного маршрута и подходящей для него колесной формулы будет нелишним».
Выход из строя одного или двух двигателей не будет критичными, другие смогут потянуть платформу. Электропитание осуществляется по двум сторонам балки от разных подстанций, т.е. исключается вариант полной остановки движения.
Под двигательную платформу вешается пассажирская кабинка на 10–20 чел. по принципу карусельного крепления колеса обозрения, что даст возможность при острых углах подъема и спуска всегда оставаться в одном положении. Небольшие размеры позволяют применять такие решения.
«При спуске и подъеме кабина всегда в одном положении».
Поэтому необязательно строить посадочные, высотные платформы, а под крутым углом можно опускаться прямо к пассажирам. Основная часть маршрута, учитывая относительно небольшие расстояния между остановками, будет состоять из подъемов и спусков, но сама пассажирская кабинка всегда будет оставаться ровной. Внутри ЖК-панель с информацией о маршруте, возможных задержках, сообщения МЧС, погода и т.п. Комфортная скорость движения исключает болтанку и морскую болезнь (на спуск и подъем), так как это не аттракцион для острых ощущений. Впрочем, в этом городском транспорте есть что-то и от аттракциона, но только вместо парка — весь город. Полукруглая форма (против прямого пути) или вантовая поддержка монорельсовой конструкции дает местами и определенные преимущества, позволяя увеличить длину рельсовых проемов без дополнительных столбов-опор, так как не всегда их можно поставить в нужном месте. На остановках устанавливаются ажурные ограждения от возможных столкновений (при спуске и подъеме) с людьми или авто. Они обязательно защищены бордюрами безопасности, как и столбы-опоры в тех местах, где присутствуют любые угрозы наезда с стороны дорожного транспорта. Вопросы безопасности важная составляющая. Все движение ММТ удаленно контролируется камерами и операторами, как и оплата за проезд. Но можно и по старинке посадить вагоновожатых — не вопрос! Есть определенные сложности при планировании транспортных развязок (когда от одной линии отходят другие) для подвесных систем, но и они решаемы.
«Искусственный интеллект при вводе исходных данных, так определил свое понимание ММТ».
Концепция далеко не новая, и ее можно реализовать на базе профильного трамвайного (троллейбусного) завода, там же построить и испытательный маршрут с разными характеристиками. Одни технологии всегда тянут за собой и другие. Взять транспортные опоры для монорельса, использовать не только в качестве подсветок улиц, рекламы, вышек связи, но и располагать нешумные, вертикальные генераторы ветряной энергии. На маршрутных балках можно устанавливать и гибкие солнечные панели, как и на самих вагончиках — малый их вес не утяжелит конструкцию. Даже для отопления салона реально использовать такое спорное для многих решение, как майнинг. Хоть какой-то толк от обычного преобразования электричества в необходимое для салона тепло, к тому же будет хотя бы частичная окупаемость
Серьезное препятствие для проекта — инертность мышления. «Мы никогда так не делали!», «НЕ ПОЛОЖЕНО!», «Денег на такие игрушки нет — приоритетными освоениями заниматься надо!» и т. д. и т. п. Всем же сегодня известен принцип «освоений» и его реальная отдача?
Малотоннажный Монорельсовый Транспорт «ММТ» вовсе не претендует на решение абсолютно всех транспортных проблем, но определенное право на жизнь имеет. Было бы очень неплохо реализовать данный проект. Все, кому это интересно, добро пожаловать на обсуждение его концепции. Если возникают критические замечания, то обязательно предлагайте свои решения. Если же у кого-то есть иные предложения по организации линии городского транспорта, более дешевой и эффективной, — делитесь, было бы очень интересно сравнить. Будущее с телепортацией еще не наступило, поэтому и есть куда развиваться.