Магистральные сети связи российских операторов могут быть полностью загружены к 2026 году
Фрагмент интерактивной карты «Магистральные сети связи в России».
Профильные эксперты пояснили СМИ, что дефицит зарубежного IT-оборудования, снижение инвестиционной привлекательности отрасли фиксированной связи в сочетании с её высокой капиталоёмкостью создают угрозы постепенной деградации телекоммуникационной инфраструктуры в РФ. Магистральные сети связи российских операторов могут быть полностью загружены к 2026 году. По мнению участников рынка, для развития отрасли связи необходимы инвестиции, льготы и новые магистральные линии связи, ориентированные на Восток.
Согласно оценкам экспертов и участников рынка магистральной инфраструктуры связи, ежегодный рост трафика в магистральных сетях составляет свыше 25%. Основная часть магистральных волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) построена в 1995–2005 годах и уже загружена более чем на 75%.
Средний срок эксплуатации ВОЛС составляет около 20–25 лет. В период до 2035 года предстоит замена многих магистральных сетей, при этом их работа организована на DWDM-оборудовании зарубежных производителей, ограничивших поставки в РФ. Для перехода на отечественные решения придётся частично или полностью перестроить многие линии связи.
Суммарная протяжённость ВОЛС в РФ составляет 1,3 млн км (магистральная и внутризоновая сеть по регионам). Причём основной трафик сконцентрирован на европейском направлении (85%), и только 15% — на азиатском. Эксперты считают, что в настоящее время только усиливается отставание РФ в мировых рейтингах по скорости фиксированных сетей, доходы провайдеров стагнируют, а недостаточная инвестиционная привлекательность отрасли в сочетании с высокой капиталоёмкостью создают угрозы деградации инфраструктуры.
В рамках развития сетей связи и строительства новых ВОЛС предлагается реализовать ряд проектов в формате государственно-частного партнёрства с привлечением средств Фонда национального благосостояния для «разбалансировки трафика» в пользу дружественных стран. Например, запуск проектов по строительству магистральной сети Москва — Пекин (6,8 тыс. км), Москва — Дели (5,9 тыс. км), Транскаспийский транспортный маршрут (315 км), Мурманск — Владивосток (вдоль Северного морского пути, 12,6 тыс. км).
Часть проектов новых ВОЛС уже находятся в проработке. Сеть вдоль Северного морского пути в настоящее время прокладывается в рамках проекта «Полярный экспресс», который с 2021 года реализует ГК «Управление перспективных технологий» (УПТ). Стоимость этого проекта составляет $1 млрд, финансируется из госбюджета, окончание работ ожидается в 2026 году.
Проект магистральной сети Москва—Пекин может быть частью проекта ТЕА Next «Транзит Европа — Азия», который с 2021 года реализует «Ростелеком». Но в этом случае строительство ВОЛС должно идти при участии Китая, а его стоимость может также достигать $1 млрд.
В рамках Транскаспийского транспортного маршрута уже реализовывается совместный проект Казахстана, Азербайджана и Туркменистана TCFO (Trans-Caspian Fiber Optic).
Представители рынка пояснили СМИ, что сейчас более 20% трафика между Китаем и Европой транспортируется в России через сеть «Транстелекома», а строительство новых ВОЛС с каждым годом дорожает. Кризис 2022 года снизил производство ВОЛС в России на 77%, также значительно выросла цена на оптоволокно в пересчёте за километр.
Заместитель руководителя Центра компетенций НТИ на базе «Сколтеха» по технологиям беспроводной связи Александр Сиволобов уточнил СМИ, что предложения операторов связи могут быть не приняты госведомствами, так как межгосударственные телекоммуникационные проекты имеют долгосрочный план окупаемости и возврата вложений, а с другой стороны, соседние страны стараются обходить РФ в своих проектах ВОЛС. «В 2022 году уже появилось много проектов магистральных сетей вдоль восточных и южных границ России, но без пролегания через её территорию. Это вписывается в стратегии западных стран по созданию альтернативных маршрутов транзита трафика в азиатский регион», — пояснил Сиволобов.
Ранее источники СМИ сообщили, что часть российских производителей электроники перенесла производство за границу или планируют это сделать в ближайшем будущем. По данным представителей отрасли, около 10% российских компаний, производящих телекоммуникационное оборудование, промышленную, бытовую и мобильную электронику перенесли сборку со своих локальных производств и сборочных линий в Китай, Вьетнам и Турцию. Также многие небольшие производители объединились с крупными для сокращения издержек. Участники рынка пояснили, что это произошло из-за санкционного давления и дополнительных проверок поставляемых в РФ компонентов для сборки устройств внутри страны.