Лучшие навыки Алисы и советы от их разработчиков
Я уже довольно давно разрабатываю навыки для Яндекс.Алисы, но пока не создал ни одного популярного. Недавно мне стало интересно:, а какие навыки становятся самыми популярными, и кто те люди, которые их создают? Чтобы ответить на этот вопрос, я проанализировал каталог Алисы и опросил 20 разработчиков, чьи навыки набрали наибольшее количество оценок «пять». Похоже, что к их советам стоит прислушаться.
Каталог навыков
«Алиса, давай поиграем», обращаюсь я к голосовому помощнику на моём ноутбуке. «Вот что я могу», отвечает мне Алиса, и показывает карточку с пятью кнопками. Каждой кнопке соответствует свой так называемый «навык». Навык — это своего рода приложение внутри Алисы, исполняющее какую-то конкретную функцию. Удобно воспринимать навык как отдельную чатботную «личность» внутри Алисы; если позвать её по имени, Алиса передаст этому чатботу трубку. Например, я могу сказать «Алиса, запусти навык Наука или выдумка», и провалюсь в игру с соответствующим названием.
Подключить свой навык в Алису может любая компания и даже любой независимый разработчик (но нужно пройти модерацию). Публичных навыков «общего типа» в Алисе почти две тысячи (а кроме них есть ещё навыки Умного дома, про которые мы сегодня говорить не будем). Для желающих создать свой навык есть много ресурсов: официальная документация и видосы Школы Алисы, полуофициальная вики и неофициальный сборник ресурсов по разработке навыков.
Список всех навыков можно посмотреть в каталоге https://dialogs.yandex.ru/store. К сожалению, Яндекс не публикует данные о том, какие люди пользуются навыками, насколько массово запускают их, и насколько часто в них возвращаются. Но пользователи могут ставить навыкам оценки в каталоге по пятибалльной шкале, и именно на этих оценках я и построил свою статистику. Понятно, что эти числа несовершенны, ибо их можно накрутить, но приходится работать с тем, что имеем. Сделаем героическое допущение, что чем больше оценок поставили навыку, тем он популярнее, и чем больше средняя оценка, тем более пользователи довольны навыком (и потенциально готовы в него возвращаться).
На момент анализа в мою выборку попали 1810 навыков в 18 категориях. Больше всего навыков в категориях «Игры», «Бизнес», «Образование» и «Поиск» — суммарно больше половины всех навыков. Но из этого не следует, что данные категории самые популярные. Из всех поставленных оценок 79% приходятся на категорию «Игры», 13% — на категорию «Детские», и 8% — на все остальные категории вместе взятые. И в категории «Детские» большая часть навыков — тоже игры. Поэтому первый наш вывод можно сформулировать так: почти все оценки в каталоге поставлены навыков-играм. Может быть, причина этого в том, что неигровыми навыками пользуется особый вид людей, которые не любят ставить оценки. Но, скорее всего, неигровыми навыками просто не пользуется вообще никто.
Здесь надо оговориться, что под «навыками» я подразумеваю исключительно возможности Алисы, созданные внешними разработчиками. Среди моих знакомых много владельцев колонки «Яндекс.Станция» с Алисой, и внешними навыками Алисы они почти не пользуются. А пользуются «нативными» навыками, созданными самим Яндексом и не требующими активации по ключевому слову: включают музыку, ставят будильники и таймеры, узнают погоду, и просто болтают с Алисой. Поэтому (если судить по моему собственному информационному пузырю) навыки Алисы — это тема довольно маргинальная. А неигровые навыки, получается, маргинальны вдвойне.
Про категорию «Игры» я поговорю позже, а сейчас задамся вопросом, что же происходит в категориях, где много навыков, но ими никто не пользуется?
«Бизнес и финансы». Большая часть навыков здесь — это «визитки», типа такой или такой. При попытке запуска многие из них не отвечают, или отвечают простым шаблоном с парой кнопок. Увы, в отличие от сайта-визитки, который может появиться в поиске по ключевым словам, в навыки-визитки органический трафик не приходит. Поэтому такие навыки можно считать мертворожденным продуктом. Средняя оценка в этой категории заслуженно низкая: 3.2 из 5. Впрочем, у 80% из этих навыков оценок нет вообще.
«Образование». Эта категория куда более живая, в её топе есть относительно качественные навыки, такие как Умный Пересказ, Тренажёр слуха и Игра «Математика». Большая часть из них ориентирована на детей, но есть и «взрослые» навыки, от тренировалки английских слов от Skyeng до каталога позиций для секса. Впрочем, многие навыки в этой категории — викторины типа «Угадай композитора» с условно-образовательным контентом.
«Поиск и быстрые ответы». Эта категория тоже скорее мертвая, чем живая — меньше 30% навыков имеют оценки. В лидерах по суммарному количеству оценок — навыки «Умный гороскоп», «Синий гороскоп», «Рамблер/гороскопы» и «Хроники коронавируса». Последний корректно выдаёт статистику по количеству заболевших, умерших и выздоровевших, но зависает уже при нажатии кнопки «новости». Среди более интересных навыков — внезапный «Мои Документы Тюмень» (кажется, он действительно записывает в тюменские МФЦ, или по крайней мере неплохо притворяется), «Поиск навыков» и «Искатель навыков». В общем, осмысленные справочники перемешаны с гороскопами и сонниками с одной стороны, и визитками типа «Ремонт стиральных машин СПБ» — с другой.
«Покупки». В этой категории по числу оценок лидирует навык «Сколько будет» (калькулятор покупок) со средней оценкой 2.8, за которым идёт длинный хвост всё тех же нефункциональных навыков-визиток.
В общем, похоже, что юзеры не пользуются неигровыми навыками не столько потому, что юзеры странные, сколько потому, что большинство неигровых навыков — очень так себе. А если же говорить про самые популярные навыки, то топ 20 по количеству оценок «пять» выходит таким. Почти все навыки — в категории «Игры и развлечения» (и два детских — тоже игры).
Отрадно, что авторы навыков разнообразные: кроме «Яндекса», почти никто не повторяется. Возможно, это результат того, что успешным навык становится довольно рандомно, и его автору не так-то просто реплицировать успех. Но не исключено, что Яндекс намеренно продвигает навыки разнообразных авторов, не давая кому-то одному захватить топ. Впрочем, не следует объяснять конспирологией то, что может быть объяснено случайностью. А ещё лучше просто задать вопрос самим авторам.
Создатели навыков
Я прошёлся по нескольким десяткам самых лучших навыков, и попробовал идентифицировать их создателей из общих чатов, мероприятий или публикаций и написать им. Мне ответили 20 человек. Эти 20 — лучшие в России разработчики голосовых приложений (или, по крайней мере, значительная часть от этих «лучших»). Каждому я задал несколько вопросов, и ниже я привожу краткую выжимку из их ответов.
Удивительно, но только трое из 20 занимаются разработкой навыков профессионально. Остальные — в основном айтишники, но разработка голосовых навыков для них «любительство и эксперименты», «хобби и способ самообучения и дополнительной практики, результаты которой могут помочь в основной работе». Некоторые из них, впрочем, принимают заказы на разработку навыков, или даже открыли либо собираются открыть специализированное агентство. Кто-то уже стал сертифицированным партнёром Яндекса. Кроме заказной разработки, больше половины создателей навыков используют рекламную сеть Яндекса для автоматической монетизации своих творений, но большинство из них говорят, что доход с этой рекламы пока низкий. Зато многие из них выигрывали Премию Алисы, некоторые — неоднократно. Сейчас для участия в Премии надо подавать заявку раз в квартал; навыки ранжируются по числу пользователей, их возвращаемости, и ряду других (не названных Яндексом) метрик качества.
Половина опрошенных разработчиков никак не продвигает свои навыки, среди остальных популярностью пользуется реклама или сообщества в ВК, а также кросс-реклама, когда из одного навыка даются ссылки на другой или на общий лэндинг. Говорят, что перекрёстные ссылки между навыками работают эффективнее всего, но, очевидно, чтобы это заработало, хотя бы один навык сперва должен выйти в топ. В целом, большинство разработчиков скорее рассчитывают на органический трафик за счёт переходов из каталога навыков и сарафанного радио.
Несмотря на некоторое количество визуальных конструкторов для навыков, ими почти никто не пользуется: трое из двадцати используют Aimylogic, а остальные пишут код для навыков самостоятельно на своих любимых языках программирования (в основном JS, php, Kotlin, Python, и C#). Хостят навыки в основном или на виртуальных машинах, или на облачных функциях Яндекса. Я лично знаю довольно много людей, разрабатывающих навыки в конструкторах, но почему-то среди создателей топовых навыков всё равно в основном кодеры. Свидетельствует ли это о превосходстве кода над конструкторами, или о различиях людей, использующих то и другое, я не знаю.
Советы
На вопрос «за счёт чего твои навыки такие крутые» многие разработчики ответили в духе «они не крутые, мне просто повезло». Наверное, элемент везения действительно большой, но есть и более серьёзные факторы, влияющие на успех:
Сценарная идея. Многие создатели навыков основной причиной успеха считают нахождение таких сценариев навыка, которые одновременно соответствуют желаниям большого числа пользователей и хорошо ложатся на механики голосового интерфейса.
Глубокая проработка деталей. Под этим понимаю в основном написание разнообразных, уместных и интересных вариантов ответов навыка. Многие разработчики отмечают важность анализа обратной связи буквально через чтение логов всех диалогов навыка с пользователями и итеративное улучшение сценариев.
Качество игр: интересный сюжет, веселье, и активное вовлечение пользователя, создающее состояние потока.
Простота, понятность и лаконичность ответов навыка, а также высокая скорость ответа. Это не так интересно, как развесистые ветки сценариев, но это не менее сильно влияет на пользовательский опыт.
Напоследок я попросил своих респондентов дать советы начинающим разработчикам навыков. Получилось много разнообразных кусочков мудрости, в частности, такие:
Не планируйте на этом заработать. Рынок голосовых приложений пока только развивается, и денег там немного.
Внимательно продумывайте сценарии использования. Это означает, с одной стороны, делать такие навыки, которыми будет интересно пользоваться самому, но, с другой, понимать, для кого делается навык, и в чём потребность аудитории.
Экспериментировать с форматами, целевой аудиторией и способами монетизации, и стремиться как можно быстрее проверять гипотезу востребованности для новых навыков. Проверять механику навыка можно, захардкодив ответы и только потом приступив к полноценной разработке.
Тестируйте свой навык на себе и друзьях. Если после этого исправите недочёты, то не будет стыдно за навык.
С самого начала логируйте все события в навыке и анализируйте их.
По возможности не пользуйтесь конструкторами, хостите навыки у адекватных провайдеров (чтобы получить высокая скорость и отсутствие падений), как вариант, используйте serverless.
Не делайте навыки которые выдают много слов в ответе, но при этом не отвечайте однообразно.
Участвуйте в Премии Алисы и в хакатонах, общайтесь с единомышленниками.
Хочется написать какое-то умное заключение, но в голову приходит только одно: надо пробовать. Лично мне чисто игры не очень интересны, но сделать хороший навык на стыке весёлого и полезного я пока не теряю. Удачи мне — и вам (: