Лучшая медицинская страховка — думать головой. Идея приложения
Хочу рассказать о проекте приложения, которое я начинал разрабатывать, когда еще работал начальником IT-отдела в одной из ЦРБ в РФ.
Рассказываю с целью поделиться опытом, и, возможно, подтолкнуть кого-то к идее реализации интересного продукта. Рассказываю максимально не скатываясь в проф сленг и опуская некоторые детали.
Параллельно расскажу, как и почему работает медицина (как организация) в современно мире. Начнем с теории и разговор будем вести на примере «модного» сейчас заболевания COVID-19, оно же ОРВИ и пневмония на начальной стадии заболевания.
Начнем с самого начала — с идеи приложения.
Идея!
Идея заключалась в создании веб версии (с API) и создании мобильного приложения, которое будет включать в себя:
- Запись на прием к врачу
- Просмотр качества медицинского обслуживания по поставленному диагнозу
- Предоставление развернутой достоверной информации по заболеванию и необходимым действиям врачей по установленному диагнозу на основе стандартов и протоколов лечения. Данные протоколы строятся на международных протоколах и в принципе являются едиными как в США, Европе, так и у нас. Только у нас они, кажется, не выполняются за редким исключением (моё личное ИМХО на основе фактической работы в первичном звене и ЦРБ).
- Предоставление списка утвержденных препаратов по активному действующему веществу, а не по бренду, что позволит обсуждать с врачом назначенное лечение и подбор медикаментов по цене и доступности.
- Справочная информация для медицинских работников.
- Иные плюшки и нужные вещи, которые можно и нужно использовать. В том числе, как проект вывести из РФ на Европейский и Американские рынки.
Сейчас оказание медицинской помощи фактически привели к предоставлению услуги населению. Именно поэтому возникает так много негативных историй по поводу безразличия врачей, неверных диагнозов и всего, что вы так часто слышите и сталкиваетесь. Почему так?
ТФОМС
Основная причина в идее бесплатного медицинского страхования и его детища ТФОМС (территориальный фонд обязательного медицинского страхования). Именно эта организация устанавливает расценки, сколько стоит та или иная манипуляция медицинского персонала. Они меняются в зависимости от левой пятки правого дворника со стороны левой руки. Искать зерно почему и как так — бессмысленно. Это нужно взять за аксиому. Так к примеру первичный прием терапевта участкового может стоить 200 рублей, а какая то, сопутствующая манипуляция другого специалиста может стоить 0 рублей, но ее нужно показывать. Или обратная ситуация — прием узкого специалиста пульмонолога может стоить 700 рублей. Именно это и является причиной того, что терапевту для выбора бюджета на зарплату нужно ежедневно принимать 50 человек по 6 минут на пациента, а пульмонолог смотри от силы 15 и к нему очередь на три месяца вперед.
ТФОМС разработал различные справочники в которых увязал все медицинские манипуляции и их связь с диагнозами. Справочники как правило выполнены в формате XLS или DBF файлов. Что удобно конвертировать в различные базы данных.
Страховая компания
Страховая компания — это компания, которая оплачивает ЛПУ ежемесячные счета на оказанные медицинские услуги. Справедливости ради — есть и другие способы финансирования, но мы не будем углубляться в детали и особенности. Мы вникаем в специфику проекта.
Именно страховая компания может стать вашей палочкой-выручалочкой — звонок на горячую линию позволит вам оперативнее и в более полном объеме получить медицинскую помощь. Почему так? Система штрафов. Вас берут на заметку в страховой и в месяц, следующий за отчетным, вашу карточку проверяют на верность заполнения и качество оказанной медицинской помощи. Если прием и выставленный счет составит 200 рублей, то штраф может доходить до 5–7 тысяч рублей. При мне были случаи, когда проверка трех месяцев работы одного лишь врача привела к штрафу в 500 тысяч рублей. А таких врачей около 450. Поэтому со страховыми стараются не связываться.
Страховая компания может отследить качество оказанных вам услуг, а вы можете ей помочь.
Идея программного продукта была в том, чтобы пациент мог по диагнозу определить насколько качественно ему была оказана услуга и при необходимости обратиться с претензией в страховую компанию для воздействия на ЛПУ.
Как же это можно реализовать?
Диагнозы
Что такое диагноз в современной медицине? Это буквенно-цифирная запись в справочнике медицинских диагнозов, который базируется на едином справочнике медицинских услуг Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Справочник называется МКБ-10. Пруф
Классы МКБ-10 / J00-J99 / J00-J06 Острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей (J00-J06)
Как видите, диагнозы разделены на группы из буквы и набора цифр. И все это сложено в таблицу, которую легко можно загрузить в БД.
Таким образом вы уже получаете справочник диагнозов и медицинских манипуляций.
Лечение как оказание услуг
В связи с тем, что в последние десятилетия медицину превратили в сферу услуг, управленцам от здравоохранения пришлось все стандартизировать. Так появились два типа документа:
- Стандарт оказания медицинской помощи
- Клинические рекомендации
Давайте их разберем
Стандарт оказания медицинской помощи
Пруф
Это структурированный документ по каждому диагнозу из справочника МКБ-10, в котором кратко прописано:
- Что нужно сделать для постановки диагноза. Это очень интересный раздел, там расписаны приемы тех врачей, которые должны быть назначены, исследования, анализы. И там не только осмотр терапевта, который глянув опытным взглядом, не собирая анамнеза и симптоматики, глаголет — «У тебя грипп, ведь на дворе февраль месяц». Опыт врача не пропьешь, но даже опытные врачи путают бактериологическую и грибковую пневмонии, хотя симптомы вначале очень похожи, а потом уже не важно бывает.
- Как ведется лечение. Подробно расписано.
- Диета — да, при многих заболеваниях в лечении принимает участие диета. В детстве если я попадал в больницу или в поликлинику, нам обязательно говорили — лечитесь неделю, лекарства, лечение и обязательно — диета, стол номер и шел номер диеты, которую можно было переписать на стенде. Сейчас я такое если и встречу, то только в ведомственной ЛПУ, где ОМС не работает.
- Лекарства. Полный список препаратов, большая часть из которых не понадобиться, но расписаны все препараты под данный диагноз, с дозировкой. И вы будете удивлены как сильно отличается список в стандарте от того, что часто выписыввают врачи. За последние 10 лет, при простуде с признаками гриппа (инфекционного рода по симптоматике) — рецепт от врача ни разу не совпал со стандартом, кроме группы анаферонов, чья клиническая польза при гриппе дискуссионная даже у врачей.
Все это оформлено структурированным документом, который можно использовать для создания БД стандартов оказания помощи.
Клинические рекомендации
Пруф
Это очень мощный и подробный документ. Он так же разбит на диагнозы согласно МКБ-10. Но в нем собрана вся информация по заболеванию. Симптомы, причины возникновения, лечение, осложнения. Это очень подробный документ, часто плод работы международных команд. В нем есть все, что нужно по заболеванию.
Чтобы было понятно, по нашему диагнозу J10 в клинических рекомендациях по диагностированию в стационарных условиях (!) расписан алгоритм (!) действий не только врача, но и среднего (!) и младшего (!) персонала. То есть документ отдельно рассматривает и описывает ситуацию диагностирования не как обычно, в поликлинике по месту жительства, а в стационаре и расписывает работу, врачей, фельдшеров, медицинских сестер и санитарок.
Так как он структурирован, то его можно также перевести в несколько таблиц в БД.
Так что за идея?
Идея была достаточно тривиальна — собрать данные из справочников, и реализовать API (asp.net + MS SQL), также реализовать web-интерфейс, который позволил бы пациентам узнавать:
- верно ли им ставили диагноз, т.к. по некоторым видам заболеваний ошибочными являются более половины диагнозов первичного звена. Я лично присутствовал на ВКС, где главный онколог громко выражал неудовольствие по поводу того, что более 62% выписанных направлений от районных онкологов не подтверждаются в его ЛПУ. С одной стороны, это хорошо, а с другой — часто бывает поздно.
- если назначен диагноз, вы можете проверить, верно ли врач рекомендовал лечение и задать вопросы, если сильно отличается назначение от стандарта.
- уточнить, верно ли назначены медикаменты. Так как указывает не торговую марку, а активное вещество, можно уточнить по поводу дженериков и заменителей.
- организовать сервис для врачей, невозможно помнить все стандарты и протоколы лечения.
Удобный поиск и доступ к информации даст возможность расширить клиентскую базу для вас.
В целом идея была вот такая. Как видите, информация доступна, структурирована. Я уверен, среди вас будут те, кому идея придется по душе и он реализует функционал.
Если будут вопросы к посту — я расскажу, как еще можно использовать эти данные, опираясь уже на свой личный опыт работы с врачами и фарм-представителями. И отдельно, как можно реализовать условно автоматический анализ медицинской документации, например, для организации сплошной проверки качества оказания медицинской помощи со стороны контролирующих организаций или страховых компаний.
Различные готовые справочники по теме Справочники разъяснения к ним Письмо