Линия фронта «холодной войны» TELINT. The Space Review
Программа Tell Two по сбору телеметрических данных о ракетных и спутниковых запусках в 1960-х годах.
Дуэйн Дэй, понедельник, 21 февраля 2022 г.
Первоисточник:
Самолет радиотехнической разведки RB-47E (TT) Tell Two, 1960-е годы. Большие антенны по обеим сторонам фюзеляжа использовались для перехвата телеметрии советских ракет и спутниковой телеметрии. Позже их заменили антеннами меньшего размера. (Предоставлено: Роберт С. Хопкинс III)
В марте 1965 года Алексей Леонов совершил первый выход в открытый космос, покинув свой космический корабль «Восход» на двенадцать минут, что стало первым в истории событием. А далеко внизу под «Восходом-2» специально оборудованный самолет ВВС США B-47 ловил радиосигналы с его корабля, используя свои антенны и электронное оборудование для сбора и записи телеметрии, которую космический корабль отправлял на советскую наземную станцию. Самолет был частью секретной программы Tell Two («Скажи два»). Теперь, благодаря усердной работе отставного военного летчика и историка, Tell Two становится менее загадочной.
Во время «холодной войны» Соединенные Штаты использовали широкий спектр систем и методов для сбора телеметрических сигналов с советских ракет и космических кораблей. К ним относятся наземные станции, спутники, корабли и самолеты (см. «Кража секретов из эфира: ракетный и спутниковый перехват телеметрии во время холодной войны», The Space Review, 17 января 2022 г.). Согласно недавно рассекреченной в 2004 году истории телеметрии по сбору разведывательных по данным историка Агентства национальной безопасности Ричарда Л. Бернарда, самолеты EB-47E (TT) Stratojets сыграли важную роль в перехвате телеметрии запусков советских ракет, особенно на решающем этапе полета первой ступени, который предоставлял наиболее важные данные о характеристиках ракеты. [1]
EB-47E (TT) Stratojets сыграли важную роль в перехвате телеметрии запусков советских ракет, особенно на решающем этапе полета первой ступени, который предоставлял наиболее важные данные о характеристиках ракеты.
Одним из источников Бернарда информации о миссиях EB-47E (TT) была статья доктора Роберта Хопкинса III 1990 года. Хопкинс написал множество книг и статей о самолетах, особенно о RC-135. Раньше он пилотировал специализированный самолет RC-135 Cobra Ball, который следил за ракетными испытаниями СССР и других стран. После своей статьи 1990 года Хопкинс обновил историю Tell Two, последний раз в книге 2018 года о бомбардировщике B-47, и в настоящее время собирает информацию о самолетах и их задачах. На сегодняшний день статья Хопкинса 1990 года и книга 2018 года остаются лучшими опубликованными источниками по самолетам EB-47E (TT) Tell Two, которые были предшественниками программы Cobra Ball.
По словам Хопкинса, в 1957 году два специально модифицированных самолета ERB-47H были доставлены в 55-е стратегическое разведывательное крыло на базе ВВС Форбс в Канзасе. B-47 был передовым средним бомбардировщиком для Стратегического авиационного командования, и более 2000 из них поступили на вооружение ВВС после ввода в строй в 1951 году. Эти два самолета были оборудованы для обнаружения и записи как телеметрии советских ракет, так и общей информации электронной разведки. Однако Стратегическому авиационному командованию быстро стало очевидно, что эти самолеты не подходят для сбора телеметрической информации. Модификации самолета финансировались в рамках программы IRON WORK; На программу IRON деньги, вероятно, были предоставлены ЦРУ.[4]
После того, как стали известны ограничения двух самолетов ERB-47H, SAC заказала три недавно модифицированных самолета для их замены. Это были B-47E, произведенные на заводе Boeing в Уичито и модифицированные с марта 1958 г. (серийные номера самолетов 53–2315, 53–2316 и 53–2320). EB-47E (TT) для программы Tell Two. Эти самолеты были приписаны к 55-му стратегическому разведывательному крылу на базе Форбс до 1967 года, когда оставшиеся самолеты переместились вместе с крылом на базу ВВС Оффатт, штат Небраска. Самолеты обычно взлетали с авиабазы Инджирлик недалеко от Аданы, Турция, а иногда и с других аэродромов в Тихом океане.
Самолет был оборудован специальным отсеком для офицера РЭБ, установленным в бомбоотсеке. Аналогичная «капсула фазы V» использовалась в других специальных версиях B-47. В капсуле находились два офицера радиоэлектронной борьбы по прозвищу «вороны» вместе с их электронным снаряжением. Два офицера сидели в катапультных креслах, отделяемых вниз во время полета, но перебирались на места рядом с пилотом и вторым пилотом во время взлета и посадки, когда катапультирование могло бы их убить.
По словам Хопкинса, «разведывательная система представляла собой серию приемников с фиксированной частотой, подключенных к записывающим устройствам. Система имела ограниченную способность оценивать частоты, отличные от предварительно запрограммированных, и в этих случаях контролировалась непосредственно одним или обоими «воронами». Помимо наблюдения за разведывательным оборудованием, «вороны» тратили много времени на замену катушек с записывающей лентой, что было рутинной, но скучной работой».[5]
Первоначально у самолета были большие прямоугольные антенны, установленные по обе стороны от носа, что придавало им особый вид, но позже они были заменены меньшими и менее заметными антеннами.
Один из трех самолетов Tell Two. Два офицера радиоэлектронной борьбы сидели в капсуле в переоборудованном бомбоотсеке самолета и следили за советской ракетой и спутниковой телеметрией. У них были обращенные вниз катапультные кресла, которые нельзя было использовать во время взлета и посадки. (Предоставлено: Роберт С. Хопкинс III)
Линия фронта «холодной войны»
Турция хорошо подходила для разведывательных операций против Советского Союза во время «холодной войны», и два самолета Tell Two регулярно использовались с военных баз в этой стране. Самолеты, вылетающие из Инджирлика, могли отслеживать пуски как с космодрома Капустин Яр, так и с огромного испытательного полигона Байконур, который тогда в разведывательном сообществе США назывался Тюратам. Самолеты летали над Черным морем для наблюдения за пусками из Капустина Яра и над Ираном для наблюдения за Байконуром. В Инджирлике по крайней мере один самолет и два экипажа Tell Two находились в состоянии боевой готовности, готовые взлететь менее чем через 15 минут после получения приказа о старте — бежать к своим самолетам, запускать двигатели и лететь к своим патрульным маршрутам на максимальной скорости. Это быстрое время отклика было жизненно важно для поднятия самолетов в воздух и для приема сигналов, исходящих от советских ракет, особенно в первые периоды ракетных испытаний. Несколько раз оба самолета находились в воздухе одновременно.[6]
«В то время как хваленые фотографии U-2 показывали, как мало ракет у Советов и как много времени требовалось для их подготовки и запуска, TELINT показал, насколько неэффективными были эти несколько ракет», — писал Хопкинс.
На протяжении «холодной войны» Соединенные Штаты потеряли многочисленные разведывательные ресурсы из-за политической нестабильности. Ключевые средства прослушивания в Пакистане пришлось закрыть из-за ухудшения отношений или, в случае Эфиопии и Ирана, революционных движений. Действия авиации не были застрахованы от изменений политического ветра. Специализированные самолеты Tell Two EB-47E (TT) отслеживали пуски ракет с маршрутов над Ираном, что было известно только руководству этой страны. В конце 1959 года один из самолетов был сфотографирован над Ираном, и фотографии были опубликованы в иранской газете, что вызвало общественный резонанс и прекращение полетов. Когда к началу 1960 года все улеглось, полеты над Ираном возобновились.
Запуск советского спутника в октябре 1957 года вызвал обеспокоенность по поводу так называемого «ракетного разрыва» — веры в то, что Советский Союз намного опережает Соединенные Штаты в производстве и возможностях межконтинентальных баллистических ракет (МБР). И Ричард Бернард в своей истории TELINT, и Хопкинс в своей книге 2018 года отмечают, что разведывательные оценки советских ракетных возможностей в конце 1950-х и начале 1960-х годов, которые указывали на то, что советские межконтинентальные баллистические ракеты были менее боеспособны и менее многочисленны, чем опасались, зависели не только от фотографий, сделанных летающих U-2, но и от сбора сигналов телеметрии многочисленными самолетами, в том числе Tell Two. «В то время как хваленые фотографии U-2 показывали, как мало ракет было у Советов и как много времени требовалось для их подготовки и запуска, TELINT показал, насколько эти несколько ракет были неэффективны », — писал Хопкинс в 2018 году.[7]
Первый сбор телеметрических данных с советской межконтинентальной баллистической ракеты состоялся в декабре 1958 года, а первая совместная миссия с участием U-2 ЦРУ и EB-47E (TT) Стратегического авиационного командования состоялась в июне 1959 года. В этой миссии по перехвату телеметрических данных участвовал советский МБР Р-7 запущенная с Байконура. Позже миссии Tell Two собирали телеметрию с советских космических полетов. В феврале 1965 года самолет «Tell Two» обнаружил сигналы от спутника «Космос-57», прототипа пилотируемого космического корабля «Восход». Собранная информация указывала на то, что Советы проверяли шлюз на космическом корабле, намекая на то, что они планировали выход в открытый космос. Алексей Леонов вышел в открытый космос чуть более чем через месяц, и самолет Tell Two был готов к перехвату телеметрии.
У самолета было достаточно топлива, чтобы оставаться в воздухе в течение нескольких часов после запуска ракеты, что позволяло им собирать телеметрию с самого запуска, а также со спутников, которые пролетали над головой после своего первого витка и передавали информацию о своем состоянии на землю. В октябре 1963 года оба самолета были запущены и наблюдали за разведывательным спутником «Космос-20», при этом один самолет приземлился после почти семи часов полета, а другой приземлился через десять часов после взлета. Во второй половине 1965 года самолеты пользовались большим спросом, что создавало нагрузку как на самолеты, так и на экипажи.
К декабрю 1965 года отношения Америки с Турцией испортились, и оперативные миссии из этой страны были остановлены, что также привело к срыву планов по дислокации на базе Инджирлик двух самолетов и шести экипажей. В своей книге 2018 года Хопкинс указывает, что записи о том, где самолеты работали в 1966 году, являются неполными, и они, возможно, возобновили полеты из Инджирлика после паузы. Затем самолеты были переброшены на авиабазу Уилус в Ливии, начиная с января 1967 года, затем переброшены в Алжир и, наконец, на авиабазу Торрехон в Испании.
Перемещение самолетов дальше от советских стартовых площадок также привело к изменению их миссии, и, по словам Хопкинса, находясь в Уилусе, они исключительно следили за входом в атмосферу советских пилотируемых космических кораблей. Находясь в Торрехоне, им требовалась дозаправка в полете, чтобы добраться до районов наблюдения, и их больше нельзя было запускать сразу же при признаках неизбежности запуска ракеты, что ограничивало их эффективность. Миссии Tell Two завершились в июне 1967 года.
На протяжении 1960-х годов самолет время от времени летал в Тихом океане с базы ВВС Хикам на Гавайях. Второй пилот Tell Two использовал большую спектрографическую камеру, чтобы сфотографировать возвращение баллистических объектов в атмосфере. Это выявило один из недостатков самолета: отсутствие оптических устройств слежения в дополнение к оборудованию для сбора сигналов.
По словам Хопкинса, пилоты и штурманы были назначены на полеты Tell Two, а затем были назначены на более рискованные миссии RB-47, которые летали на периферии Советского Союза, время от времени перехватываясь советскими МиГами. Однако «вороны» сначала были назначены на RB-47, а затем были назначены на миссии Tell Two. Командировка Tell Two не была популярна среди их экипажей, в первую очередь потому, что Инджирлик в Турции был менее желанным местом, чем Англия или Япония. В Турции было скучно.
Экипаж самолета Tell Two состоял из пилота, второго пилота, штурмана и двух «Воронов», которые следили за электронными передачами из специальной капсулы внутри самолета. (Предоставлено: Роберт С. Хопкинс III)
Сложный в управлении B-47
B-47 был эффективным средним бомбардировщиком, но он также заслужил репутацию сложного в управлении самолета. В частности, он не мог справиться с сильным боковым ветром при взлете или посадке. 3 апреля 1965 года самолет 53–2320 потерпел крушение в Инджирлике после выполнения боевого задания, в результате крушения погиб штурман и смертельно ранен один из «воронов», который скончался через 30 часов. Пилот кружил над авиабазой, ожидая, пока стихнет ветер, и попытался приземлиться только после того, как почти закончилось топливо. Из-за засекреченного оборудования на борту не было санкционирована посадка на другом аэродроме.
Пилот Tell Two утверждал, что у них в кабине есть кнопка RTF «возврат в истребитель» — большие антенны на их самолетах позволяли им командовать советскими ракетами, чтобы они развернулись и взорвали стартующие самолеты противника. Это быстро заткнуло пилотов F-100.
Позднее два пилота возражали против отправки на базу ВВС Шемья, остров Аляски в цепи Алеутских островов, где дул печально известный боковой ветер. Второй EB-47E (TT) был поврежден при посадке с боковым ветром в Шемья. Этот самолет был отремонтирован и возвращен в строй.
Ранее в этом десятилетии ВВС предприняли попытку заменить более тридцати своих RB-47H десятью модифицированными RC-135B для выполнения миссий на периферии Советского Союза по сбору электронной разведки. ВВС начали планировать замену самолетов Tell Two на самолеты RB-57B, а затем на RB-57F. RB-57F имел гораздо большую рабочую высоту полета, что увеличивало возможности приема сигналов от пусков ракет и ракет. Однако из-за сложной череды событий эти планы рухнули.
Два оставшихся самолета были выведены из эксплуатации в 1967 году после того, как стратегическое разведывательное крыло было переведено из Канзаса в Небраску. Самолеты были заменены в своей миссии более мощными самолетами, RC-135S Cobra Ball и RC-135X Cobra Eye. Эти самолеты имели не только оборудование для перехвата сигналов, но и оптические датчики, которые смотрели в окна сбоку фюзеляжа, что позволяло им наблюдать за советскими боеголовками. После вывода из эксплуатации самолета Tell Two Стратегическое авиационное командование не имело возможности сбора данных телеметрии на этапе разгона ракет до конца 1990-х годов, когда он был добавлен к RC-135S Cobra Ball.
Пилот Джонни Дрост сделал эту фотографию, на которой советский МиГ приближается к B-47 во время «холодной войны». (Предоставлено: Роберт С. Хопкинс III)
Приподнимая завесу
Миссии Tell Two были секретными, а внешний вид самолета был необычным для всех, кто знаком со стандартным B-47. Они привлекли внимание других пилотов ВВС. Один из пилотов EB-47E (TT) рассказал, как группа пилотов F-100 на базе Инджирлик начала хвастаться, что их истребители хорошо вооружены и они защитят самолеты EB-47E (TT), если у них возникнут проблемы с советскими МиГами. Это побудило пилота Tell Two ответить, что на самом деле им не нужна помощь, так как у них в кабине есть кнопка RTF «вернуться в истребитель» — большие антенны на их самолетах позволяют им командовать советскими ракетами, чтобы они развернулись и взорвались. взлетающие самолеты. Это быстро заткнуло пилотов F-100. «Большинство не были уверены, верить нам или нет… и мы так и оставили», — вспоминал пилот проекта Tell Two.[11]
Роберт Хопкинс получил больше информации о миссиях Tell Two и пишет целую главу о самолете для второго тома своей книги 2016 года »Шпионские самолеты и полеты» . Одна из его задач — соотнести многочисленные вылеты самолетов с конкретными советскими пусками. Он собрал значительный объем информации об их операциях, а также о связанных с ними полетах самолетов в 1960-х годах и позже. Его цель — наконец рассказать историю этих загадочных самолетов, действовавших в разгар «холодной войны».[12]
Сноски
Ричард Л. Бернард, История сборника иностранных ракет и космической телеметрии — Первые 50 лет , часть 1, «Глава 1, В начале (1950-е годы)», с. 21. Часть 1, «Глава 2, План SPACOL и DEFSMAC (начало 1960-х)», с. 37.
Роберт Хопкинс III, «The Tell Two Stratojets», Air Enthusiast, 41, август 1990 г., стр. 18–21.
Общение с Робертом Хопкинсом, февраль 2022 г.
Роберт Хопкинс III, Boeing B-47 Stratojet: переходный бомбардировщик стратегического авиационного командования , Crecy, 2018, с. 168.
Роберт Хопкинс III, «The Tell Two Stratojets», с. 19.
Роберт Хопкинс III, Boeing B-47 Stratojet, с. 168.
Там же, с. 168.
Там же, с. 169.
Там же, с. 171.
Там же, с. 172.
Ян Теглер, B-47 Stratojet: гениальный бомбардировщик Boeing, McGraw-Hill, 2000, с. 151.
Общение с Робертом Хопкинсом, февраль 2022 г.
Роберт Хопкинс III хотел бы связаться с любым, у кого есть дополнительная информация о программе Tell Two. С ним можно связаться по адресу rc135x@gmail.com.С Дуэйном Дэем можно связаться по адресу zirconic1@cox.net .
Первоисточник: