Лидерами не рождаются или принципы эффективного управления

Управление командами непростое занятие, требующее от руководителя концентрации, ответственности, целеустремленности, решительности и постоянного повышения квалификации, изучения методик управления и построения коммуникации с подчиненными. Обучение является важной частью любой работы, а тем более управленческой.

Как говорится: «Чтобы стоять на месте, нужно бежать, а вот чтобы двигаться вперёд, нужно бежать в два раза быстрее». 

Чтобы не оставаться на месте, я регулярно стараюсь читать литературу посвященную управлению командами и проектами, для изучения опыта состоявшихся управленцев и имплементации их практик в свою работу. Также иногда я пишу рецензии на особо понравившиеся мне книги. 

В этот раз хочу поделиться с вами книгой «Лидерами не рождаются. 12 правил эффективного руководства», Джоко Виллинк. 

f6164553d2dbdff0cc9c522d022915af.jpg

Автор книги рассказывает о своём опыте становления в качестве руководителя. Это интересный путь от рядового до командира подразделения в армии, и в дальнейшем, до руководителя в частной компании, а также консультанта в области управления.

Джоко выделяет ряд качеств, которыми должен обладать хороший руководитель. А также формулирует правила, которые помогают сделать управление более эффективным. 

Я тезисно зафиксировал рекомендации автора, которые помогут улучшить качество управления. Некоторые рекомендации довольно прозаичны,  , но тем не менее, далеко не все руководители их придерживаются:  

  1. «Проявляйте инициативу» — если командования нет или оно некачественное — необходимо проявлять инициативу, предлагать более эффективные решения.

  2. «Умейте отстраняться» — необходимо смотреть на ситуацию со стороны перед принятием сложных решений.

  3. Придерживайтесь принципа «Экстремальной ответственности» — в неудачах команды всегда виноват руководитель. Подчиненные допускают ошибки из-за недостаточной информированности или компетентности. Руководитель должен уметь доносить информацию и решать вопросы связанные с компетентностью сотрудников.

  4. Придерживайтесь принципа «Превентивной ответственности» — руководитель должен предусмотреть все риски наперед, подготовить дополнительные планы действий на случай ЧП, в противном случае ответственность за провал должен нести руководитель. 

  5. Хороший руководитель не боится «тяжелой работы руками» вместе со своими подчиненными.

  6. Если руководитель «командует на передовой» важно чтобы его «команды» не мешали работе.

  7. «Не реагируйте слишком остро» — бурные реакции всегда плохо, в экстремальных ситуациях, перед тем как принять решение, сначала необходимо уравновесить себя и здраво оценить ситуацию, а после что-либо говорить людям или предпринимать действия.

  8. «Все люди одинаковые и разные одновременно» — во всех командах присутствуют люди определенных архитипов, что делает их похожими, при этом у всех членов команды разные мотивы. Для успешного управления командой следует учитывать особенности каждого её участника.

  9. «Понимайте что важно, а что нет» — эффективный лидер умеет понимать какие изменения оперативной обстановки действительно важны для исхода дела, а какие даже не стоят внимания. Когда подчиненные решают незначительные задачи самостоятельно — это позволяет руководителю сосредоточиться на более важных стратегических задачах. 

  10. «Работа каждого сотрудника самая важная» — необходимо, чтобы руководитель понимал важность и ценил работу каждого сотрудника. Благодаря работе каждого члена команды и удается достигать стратегических целей.

  11. «Работайте с гордыней и эго» —когда гордость становится высокомерием, эго раздувается, профессиональный рост останавливается и все летит по нисходящей. 

  12. Не бывает плохих команд, бывают плохие руководители.

  13. Не полагайтесь на надежду, а планируйте. Но надежда на успех всегда должна быть в сердцах и умах членов команды, без надежды воля не может выжить.

  14. Ультиматумы не являются оптимальными инструментами лидерства. Ультиматумы нельзя отменять, они ставят всех в неудобное положение.

  15. Похвалы должно быть в меру. Большое количество похвалы раздувает эго людей, делает их менее внимательными и способствует ухудшению результата работ. 

  16. Отражайте и смягчайте негативные эмоции подчиненных. В конфликтных ситуациях старайтесь выступать в роли их союзника. 

  17. На подчиненных можно повышать голос только в двух случаях — когда вас не слышно из-за шума, когда нужен более высокий уровень громкости, а не эмоции. Например, можно повысить голос в очень шумном помещении или для придания акцента сказанным словам. В остальных случаях повышение голоса воспринимается как потеря контроля. 

  18. Если сотрудники вас перебивают и хотят высказаться — дайте им слово, пусть они говорят. 

  19. Говорите по делу и больше слушайте. Впитывайте всю информацию, что транслируют вам коллеги. Краткость повышает ценность слов руководителя.

  20. Извинения и признание ошибок не слабость, а признак силы руководителя, умения здраво мыслить. 

  21. Будьте примером для подчиненных. Люди сознательно и бессознательно копируют поведение своих руководителей. Если руководитель подаёт плохой пример — это скажется на состоянии команды.

В книге автор формирует 12 правил эффективного руководства, которые звучат следующим образом:

  1. Будьте смиренными. Быть на руководящем посту — это честь.

  2. Не ведите себя так, будто вы все знаете. Вы не знаете. А ваша команда знает. Задавайте умные вопросы.

  3. Слушайте. Просите советов, интересуйтесь чужим мнением.

  4. Относитесь к людям с уважением. Независимо от ранга каждый человек — личность. Он играет важную роль в коллективе. Относитесь к нему подобающим образом. Позаботьтесь о своих людях, и они позаботятся о вас.

  5. Возьмите на себя ответственность за неудачи и ошибки.

  6. Признавайте успех нижестоящих и вышестоящих сотрудников.

  7. Усердно работайте. Как руководитель, вы должны работать упорнее, чем кто-либо другой в команде. Нет работы ниже вашего достоинства.

  8. Будьте честны. Делайте, что говорите. Говорите, что делаете. Не врите своим сотрудникам.

  9. Держите баланс. Крайние меры и противоречивые мнения обычно до добра не доводят.

  10. Будьте решительны. Когда придет время принимать решение, сделайте это.

  11. Выстраивайте отношения. Это ваша главная цель как лидера. Команда — это группа людей, которые поддерживают отношения и доверяют друг другу. В противном случае это просто несвязанная, непоследовательная группа людей.

  12. Наконец, выполняйте свою работу. Цель руководителя — управлять командой при исполнении задачи. Если вы не выполните задание, то потерпите неудачу как лидер.

Также Джоко рассказывает что делать, чтобы вас выбрали руководителем, о синдроме самозванца и самоуверенности, неуверенности руководителей, попытках скрыть некомпетентность и последствиях таких действий, скромности, полезных навыках для руководителя и многом другом.

Одна из важнейших идей книги — прежде всего важен успех команды, а не реализация амбиций руководителя. Когда руководитель стремится развивать команду, достигать целей вместе с командой — у него все получается, как у руководителя и как у человека. А что самое важное — выигрывают его люди. Это и есть истинное лидерство. 

Выражаю солидарность с утверждениями и рекомендациями изложенными в этой потрясной книге. Категорически рекомендую её всем, кто руководит людьми или хочет развиваться как управленец.

Больше полезных материалов на темы дизайна и правления командами в моём Телеграм канале. Также больше книжек по управлению в моей подборке на Литресе.

© Habrahabr.ru