Ленивая инициализация в C#
Отложенная инициализация или «ленивая» инициализация — это способ доступа к объекту, скрывающий за собой механизм, позволяющий отложить создание этого объекта до момента первого обращения. Необходимость ленивой инициализации может возникнуть по разным причинам: начиная от желания снизить нагрузку при старте приложения и заканчивая оптимизацией редко используемого функционала. И действительно, не все функции приложения используются всегда и, тем более, сразу, потому создание объектов, реализующих их, вполне рационально отложить до лучших времён. Я хотел бы рассмотреть варианты ленивой инициализации, доступные в языке C#.
Для демонстрации примеров я буду использовать класс Test, у которого есть свойство BlobData, возвращающее объект типа Blob, который по легенде создаётся довольно медленно, и было решено создавать его лениво.
class Test
{
public Blob BlobData
{
get
{
return new Blob();
}
}
}
Проверка на null
Самый простой вариант, доступный с первых версий языка, — это создание неинициализированной переменной и проверка её на null перед возвращением. Если переменная равна null, создаём объект и присваиваем этой переменной, а потом его возвращаем. При повторном обращении объект уже будет создан и мы сразу его вернём.
class Test
{
private Blob _blob = null;
public Blob BlobData
{
get
{
if (_blob == null)
{
_blob = new Blob();
}
return _blob;
}
}
}
Объект типа Blob тут создаётся при первом обращении к свойству. Либо не создаётся, если он по какой-то причине в этой сессии программе не понадобился.
Тернарный оператор ?:
В C# есть тернарный оператор, позволяющий проверить условие и, если оно истинно вернуть одно значение, а если ложно, — другое. Мы можем использовать его для того, чтобы немного сократить и упростить код.
class Test
{
private Blob _blob = null;
public Blob BlobData
{
get
{
return _blob == null
? _blob = new Blob()
: _blob;
}
}
}
Суть осталась той же. Если объект не инициализирован, инициализируем и возвращаем. Ежели уже инициализирован, то просто сразу возвращаем.
is null
Ситуации бывают разные и мы, например, можем столкнуться с такой, в которой у класса Blob перегружен оператор ==. Для этого, вероятно, нам может потребоваться сделать проверку is null вместо == null. Доступно в свежих версиях языка.
return _blob is null
? _blob = new Blob()
: _blob;
Но это так, небольшое отступление.
Null-coalescing оператор ?
Ещё больше упростить код нам поможет бинарный оператор ?
Суть его работы такова. Если первый операнд не равен null, то он и возвращается. Если же первый операнд равен null, возвращается второй.
class Test
{
private Blob _blob = null;
public Blob BlobData
{
get
{
return _blob ?? (_blob = new Blob());
}
}
}
Второй операнд пришлось взять в круглые скобки из-за приоритета операций.
Оператор ?=
В C# 8 появился null-coalescing assignment operator, выглядящий вот так?=
Принцип его работы заключается в следующем. Если первый операнд не равен null, то он просто возвращается. Если первый операнд равен null, то ему присваивается значение второго и возвращается уже это значение.
class Test
{
private Blob _blob = null;
public Blob BlobData
{
get
{
return _blob ??= new Blob();
}
}
}
Это позволило ещё немного сократить код.
Потоки
Если есть вероятность, что к данному ресурсу могут обращаться сразу несколько потоков, нам стоит сделать его потокобезопасным. В противном случае может случиться такая ситуация, что, например, оба потока проверят объект на null, результат окажется false, а затем будет создано два объекта типа Blob, нагрузив систему в два раза больше, чем нам хотелось, и кроме того, один из этих объектов сохранится, а второй будет потерян.
class Test
{
private readonly object _lock = new object();
private Blob _blob = null;
public Blob BlobData
{
get
{
lock (_lock)
{
return _blob ?? (_blob = new Blob());
}
}
}
}
Оператор lock получает взаимоисключающую блокировку заданного объекта перед выполнением определенных операторов, а затем снимает блокировку. Он является эквивалентом использования метода System.Threading.Monitor.Enter (…, …);
Lazy
В .NET 4.0 появился класс Lazy, позволяющий скрыть всю эту грязную работу от наших глаз. Теперь мы можем оставить только локальную переменную типа Lazy. При обращении к его свойству Value, мы получим объект класса Blob. Если объект был создан ранее, он сразу вернётся, если нет — сначала будет создан.
class Test
{
private readonly Lazy _lazy = new Lazy();
public Blob BlobData
{
get
{
return _lazy.Value;
}
}
}
Так как у класса Blob есть конструктор без параметров, то Lazy сможет создать его в нужный момент без лишних вопросов. Если же нам нужно выполнить какие-то дополнительные действия во время создания объекта Blob, конструктор класса Lazy может принимать ссылку на Func
private Lazy _lazy = new Lazy(() => new Blob());
Кроме того, во втором параметре конструктора мы можем указать, нужна ли нам потокобезопасность (тот самый lock).
Свойство
Теперь давайте сократим запись readonly свойства, благо современный C# позволяет это делать красиво. В конечном итоге выглядеть всё это станет так:
class Test
{
private readonly Lazy _lazy = new Lazy();
public Blob BlobData => _lazy.Value;
}
LazyInitializer
Ещё есть вариант не оборачивать класс в обёртку Lazy, а вместо этого использовать функционал LazyInitializer. Этот класс имеет один статический метод EnsureInitialized с кучей перегрузок, позволяющих творить всякое, в том числе делать потокобезопасность и писать кастомный код для создания объекта, но основная суть которого заключается в следующем. Проверить, не инициализирован ли объект. Если нет, то инициализировать. Вернуть объект. С использованием данного класса, мы можем переписать наш код так:
class Test
{
private Blob _blob;
public Blob BlobData => LazyInitializer.EnsureInitialized(ref _blob);
}
На этом всё. Спасибо за внимание.