Л – логика

Однажды мне в голову пришла идея новой игры-головоломки с очень простой, но, в то же время, интересной механикой: игроку дается набор из 5–7 картинок — нужно определить логическую цепочку, по которой эти картинки можно выстроить в ряд, и, собственно, выделить их по порядку. Если в процессе выделения картинок игрок допустит ошибку, попытавшись выделить картинку не в свою очередь, то всё построение сбрасывается, а картинки перемешиваются. В качестве логики объединения могут выступать абсолютно любые темы, которые только способны связать разные и не очень объекты.

image

Идея игры мне понравилась, и я решил воплотить её в мобильном приложении.
Для начала, конечно же, я начал собирать референсы о том, что уже есть на рынке. А оказалось, что, несмотря на всю простоту моей идеи, логических игр с подобной механикой-то и нету. В основном по теме попадались игры следующего содержания:

  1. «Составь слова из небольшого набора букв». На экране по кругу расставлены буквы — игрок должен соединять их в слова. Да, тактильная составляющая моей идеи практически такая же, как в этих играх, но цели разные.
  2. Классические задания вида «Определи последнюю картинку (или число) логической цепочки».
  3. Игры с огромными наборами однотипных уровней вида «Найди закрытую пару», «Быстро нажми на такую-же картинку», «Выдели все одинаковые картинки на экране».


Всё не то. И это хорошо.

Поиск в Гугле выдал логические цепочки картинок для детей, подавляющее большинство из которых, опять-таки, были вида «Заверши логический ряд». Попадались и наборы, соответствующие моей идее, но их было мало, да и количество картинок в них не превышало четырёх, а мне надо было 5–7.

В итоге, я сел сочинять свои собственные логические цепочки. Об этом и хочу рассказать.

Всё, что можно было найти на просторах Интернета, я, конечно, собрал и доработал до своего формата: 5–7 картинок в цепочке. Но основной массив уровней для игры пришлось сочинять самому, активно привлекая родственников к творческому процессу. Дети с удовольствием и в больших количествах рождали новые идеи для уровней, многие из которых в моей реализации вошли в игру. Затем детвора с не меньшим удовольствием решала готовые задания. Игра показала себя жизнеспособной, доступной и интересной для всех возрастов, а сочинение логических цепочек оказалось крайне увлекательным занятием, полезной разминкой для ума. Все уровни я разбил по сложности на две группы: лёгкие будут интересны детям, а взрослые их решат без труда; тяжёлые же заставят и взрослых задуматься, но дети тоже могут попытаться решить.

В ходе работы над уровнями выявились ярко выраженные темы — задания с одинаковой логикой построения цепочек. Вот некоторые из них (всё рассказывать не буду, чтобы не сильно спойлерить игру).

Подсчёт количества


В эту тему попадают все уровни, в которых картинки отличаются между собой количеством какого-то общего признака. Игроку нужно определить, что это за признак, и расставить картинки в порядке возрастания или убывания количества.

Самая многочисленная тема и простая для составления заданий. Мы можем взять любой объект (геометрическую фигуру или предмет из жизни), и у него с высокой долей вероятности найдется признак, который можно изменить по количеству. Если же такой признак определить сложно, то мы можем просто нарисовать разное количество этих объектов. Тема «Подсчёт количества» — бескрайнее поле для творчества.

Вот простой пример из игры — количество точек на игральных кубиках (в иллюстрациях уровней я буду расставлять картинки в случайном порядке, чтобы вы могли самостоятельно решить эти задания):

image

Чтобы задания не казались слишком простыми, общий признак можно маскировать — рисовать объекты так, чтобы он не бросался в глаза сразу. Например, геометрические фигуры можно накладывать друг на друга, затрудняя подсчёт количества:

image

Очень интересные задания получаются, когда берётся группа совершенно разных объектов, но имеющих один общий признак:

image

Общий признак


Группа объектов, на первый взгляд очень разных, но объединенных каким-либо одним общим признаком. Игроку нужно понять, что объединяет эти объекты, и расставить картинки от одного крайнего значения общего признака до другого.

Например, объекты с разной температурой: от самого холодного к самому горячему:

image

Очень интересная и красивая тема. Правда, в производстве требующая мобилизации фантазии и больших затрат на рисование.

История развития


Группа картинок, в которых отображено историческое развитие какого-либо явления. Соответственно, игроку надо расставить картинки в хронологическом порядке.

image

Добавление деталей


Логические цепочки на внимательность. Первый рисунок имеет самую низкую детализацию, а в каждый последующий добавляется одна деталь.

image

Эта тема, так же, как и подсчёт количества, имеет широчайшие возможности для творчества. Берём любой симпатичный объект с достаточным количеством деталей и убираем их по одной.

Разница в одной детали


Эта тема напоминает добавление деталей, но гораздо более тяжёлая для решения. Требует повышенного внимания. Тут каждый последующий рисунок из цепочки отличается от предыдущего одной деталью. Соответственно, крайние рисунки (с которых начинается логическая цепочка) будут те, для которых найдется только по одному соседнему рисунку. У всех же средних рисунков будет по два соседа.

image

Для этой темы нужно брать объекты, у которых достаточное количество различных признаков, чтобы менять их по одному.

Процессы


Моя любимая тема. И самая сложная к сочинению. В ней собраны логические цепочки, иллюстрирующие природные или производственные процессы, разнесённые по времени.

image

Среди прочих тем: пошаговое перетекание одной фигуры в другую, кадры анимации, изменение цветов. Есть и экзотические задания вне тем, например, цепочка из нот различной длительности, римские цифры по порядку. Сочиняя уровни, я старался вносить как можно больше разнообразия в задания.

Я приглашаю вас играть в игру, показывать её своим детям, помогать им решать сложные задания. Возможно, вы с вашими детьми захотите придумать новые логические цепочки: пишите, я обязательно нарисую уровни по вашим идеям — тем более, что у меня работают ежедневные обновления уровней. Возможно, что кто-то даже захочет использовать задания из игры для занятий в детских кружках — это было-бы мега-здорово!

Ну и ссылочки: Android, iOS.

© Habrahabr.ru