Кураторы на Хабре: content buddy for everybody
Не очень давно в одном из комментариев Хабр назвали «хостингом контента» — в том ключе, что здесь собираются статьи совершенно разного качества, уровня и глубины проработки. Тогда нам это определение показалось очень обидным и задевающим, однако, когда эмоции улеглись, оно показалось осмысленным. Действительно, Хабр — это хостинг (накопитель, архив, сборник и т. д.) контента, который отражает временной срез интересов пользователей, их уровня подготовки, мышления, профессионализма. И это хорошо, особенно в свете возможности настройки ленты пользователя.
Однако Хабр как UGC-проект подвержен рискам, связанным с текстами: в наше время автором может оказаться не просто некомпетентный человек, но и нейросеть в руках этого самого человека. При 65–75 статьях в сутки и огромной Песочнице шансов на полную премодерацию не остаётся — это убьёт саму идею Хабра. В общем, идея кураторства витает в воздухе.
Немного истории
Проект кураторства впервые был задуман в 2018 году на мощностях тогда ещё совсем небольшой редакции Хабра. Принцип был простым: каждый куратор (сотрудник Хабра) работает с конкретным потоком, затем находит себе помощников из числа пользователей по самым сложным хабам. Они должны были выполнять ряд функций:
помогать пользователям выйти из модераторской Песочницы, подсказывая, как улучшить текст;
искать крутых авторов на сторонних ресурсах и приводить их на Хабр;
развивать существующих авторов, стимулируя создание новых публикаций;
создавать собственные публикации в разных форматах.
Первым в космосе кураторстве стал @SLY_G который за это время не только опубликовал огромное количество научно-популярных статей и переводов, но и привёл более 40 сильных авторов. Его деятельность стала отправной точкой для анализа существующего кураторского проекта.
Долгое время работой с авторами по мере сил и возможностей занималось коммьюнити (а точнее, отдел по работе с пользователями) в лице Boomburum и меня. Мы обучали пользователей, работали с обращениями по текстам, проводили и помогали проводить Технотекст, постоянно разгружая Песочницу (которая очень быстро нарастила очередь с 14 статей до 100 и даже 120).
В конце 2022 — начале 2023 года мы вернулись к вопросу кураторов, свой куратор появился на самом трудном для Хабра фронте: MarKaty стала курировать сразу три потока (Маркетинг, Менеджмент и Дизайн). Эти потоки сейчас довольно слабо отражают ситуацию с направлениями в IT и нам нужны авторы, которые будет готовить реально полезные и интересные публикации, а не учить настраивать Яндекс Директ в сотый раз. Ну, а авторам, конечно, нужна мотивация — например, в виде возможности рекламы своего проекта или своих услуг (а это нарушение правил). Хотя мотивация на Хабре существует и очевидна: это трибуна на 13 млн уникальных посетителей. Просто не все понимают, насколько это огромная и относительно вовлечённая аудитория.
Кураторы в деле
Накопленный опыт и большие планы подтолкнули нас интенсивно развивать подразделение кураторов, расширять круг экспертов, готовых тесно работать с пользовательским контентом. Мы выстроили примерную стратегию, решили действовать по старой схеме, но разумно дали проекту три месяца на обкатку без анонсирования и технических доработок, но с активной работой. Как оказалось, не зря — изначальные планы разбились о реальность, и на первый план вышли очевидные параметры и потребности «кураторства» внутри Хабра.
Поскольку на Хабре высокая контентная нагрузка и одновременно высокий уровень требований к контенту, необходима схема кураторства «всех ко всем», то есть куратором может выступить любой опытный пользователь, готовый провести фактчекинг, поправить материал, дать дельный и нужный совет.
Помощь сообщества критически необходима, поскольку 4, 8 и даже 10 кураторов не могут владеть знаниями по всем темам, которые ежедневно освещаются на Хабре.
Кураторством со стороны сотрудников Хабра должны заниматься именно коммьюнити-менеджеры, которые хорошо знают правила, принципы UGC и являются опытными авторами и модераторами.
Функции кураторов должны быть нацелены прежде всего на работу с новыми и существующими пользователями Хабра: поддержка, удержание и развитие, обучение.
Работа кураторов не должна снижать поток публикаций, — напротив, она должна обеспечивать приток новых статей хорошего качества.
Что уже есть?
Есть опытные кураторы-редакторы
Уже сейчас можно обратиться за помощью к кураторам — опытным авторам, сотрудникам Хабра, которые прочитают черновик статьи, дадут советы для её улучшения, помогут придумать заголовок и оформить или даже сверстать публикацию.
Обязательно нужно обращаться, если:
Хотите написать первую статью на Хабр, но в чём-то сомневаетесь
Уже писали на Хабр, но у вас появились вопросы или вам нужен совет
У вас есть план будущей статьи или только идея, и вы не знаете, подойдёт ли материал для Хабра
Достаточно написать на почту neo@habr.team с произвольной темой письма или в личные сообщения куратору нужного потока:
Системное администрирование, разработка, тестирование, научпоп и любые вопросы по подготовке контента — Вика @Exosphere
Маркетинг, менеджмент и дизайн — Екатерина @Markaty Катя — опытный и сильный редактор и автор, она даёт детальные и ценные советы, при взаимном желании автора может вывести его на хорошую публикацию.
В письме задайте вопрос, расскажите об идее, прикрепите план статьи или сразу готовый текст в Google Docs (с доступом на комментирование или редактирование).
Важно: мы даём советы именно по форме, подачи и глубине раскрытия темы, помогаем «хабрафицировать» текст и проверяем на соответствие правилам. К сожалению, проверить код, провести фактчекинг по всем темам мы не можем (как и любые другие люди).
Чат
Есть специальный чат, который должен помочь найти своего «content buddy».
Чат Content Brothers
Там же две ссылки для формирования базы кураторов от сообщества и обращения к ней:
➡️ Если вы ищете помощи, найдите своего куратора в таблице https://u.habr.com/5EyWd
➡️ Если вы готовы помочь авторам Хабра, заполните анкету https://u.habr.com/fqVtZ
Есть план обучения
Мы стараемся периодически писать материалы, направленные на обучение пользователей, а сейчас уже готова первая версия небольшого подробного пособия для авторов, готовится большой интересный вебинар и во 2 кв. будет полностью отрефакторен справочный раздел.
Если у вас есть идеи по тому, как организовать работу кураторов на Хабре и обеспечить управление качеством контента без закручивания гаек (а ещё лучше — с раскручиванием), пишите в комментарии, в личку или в главный чат телеграм-канала Content Brothers. Мы обязательно всех услышим и будем двигаться дальше.
❗ Если вы чувствуете, что готовы стать куратором потоков (и/или) «Разработка», «Администрирование», «Научпоп» в штате нашей команды или на условиях частичной занятости, присылайте предложения, ссылку на ваш профиль на Хабре и ссылку на резюме на neo@habr.team с пометкой «Резюме куратора» . Короткий рассказ о себе не обязателен, но приветствуется. Пообщаемся со всеми, обсудим и, главное, познакомимся : ‑)