Кровь и бетон. Как не надо писать

Существует поверье, что «подсознание не замечает отрицаний», и поэтому совершенно всё стоит писать в позитивном ключе. Якобы, нельзя писать «не делайте это», вместо этого нужно говорить «правильно делать вот так» и предлагать варианты.

К чёрту. Варианты закончились. Чтобы не терять времени, перейдем к оскорблениям.

Этот текст предназначен хабровчанам из корпоративных блогов, которые пишут в общую ленту. Если вы не из этих, лучше закройте и забудьте этот текст.

1osql-7rqhdsudw1m_m8urlsxe4.png

Маркетинговый буллшит

Разработчики и другие специалисты ненавидят маркетинг в постах. НЕНАВИДЯТ. Просто запомните это. Даже маркетологи ненавидят чушь, если это не какое-то специализированное научное исследование на тему, как надо подобную дичь правильно писать.

Согласно Очень Важному Изданию, продукт $Продукт занимает на рынке первое место в категории инструменты для разработчиков технологии $Технология».

Всем наплевать. Программисты — не сэйлзы, они пишут код, а не исследуют рынок. Плевать на рынок. Если продукт клёвый, решает задачу, и в нём есть где покопаться под капотом — это интересно. Иначе нет. Очень просто.

У этого поста больше комментариев, чем вы видели за всю свою жизнь в своих постах на 1.2к просмотров:

p0ioh84piqxup4eypb36zi7vssc.png

Типичный буллшит состоит из текущей повесточки, обмазанной правильными SEO словами. Экология, энергетика, чистые отходы, урбанистика и любая другая хрень, которую сложно оценить в цифрах, и можно важно надувать щёки, произнося умные слова.

Для антуража неплохо заходят проценты: «в ходе голосования главного центрального комитета, 146% непричастных решили уволить 88% невиновных по причине невыполнения KPI на 252% гросс». Ведь »252» очень точная цифра, правда? Тот, кто написал »252» должен обладать очень точными данными.

jer8uldythnrlacxbgdnmovy_tq.png

Отдайте себе отчёт, что для человека с IQ выше температуры вечной мерзлоты (от 0 до минус 15°С до налогов), этот приём выглядит в точности как ценники 9999 рублей на телевизор. Разработчики, безопасники, проектные менеджеры, сисадмины, геймдизайнеры, цифровые иллюстраторы, 3д моделеры, и прочие айтишники — это люди с очень неплохим интеллектом. Выводы?

К сожалению, по определенным вопросам сказать ничего нельзя, потому что явление высосано из пальца и раздуто в медиа. А техзадание автору уже дали, писать что-то надо. Повесточка сама себя не отработает. Автор просто обречён написать мусор.

Рекомендации? Имхо, если о теме нечего сказать — ничего говорить и не нужно. Если площадка, куда вы публикуете текст, требует включить в пост кусок буллшита — не нужно публиковаться на этой площадке. Они точно не в своём уме и скоро закроются.

Причина очень простая — любой буллшитный пост просаживает репутацию. Репутацию очень просто слить, и очень непросто купить за деньги. Репутация зарабатывается годами и десятилетиями, и сливается за минуты.

Инфостиль

Специалисты должны знать чудесное произведение «Пиши, сокращай» Ильяхова и Сарычевой.

Если так, вспомните, что текст начинается с примера: «Горячая вода отключена с 1 по 13 мая».

0jnoskwrxeadbmgskfjhezuufha.png

Это нотариально заверенный скриншот с моего стола. Сейчас полночь и в комнате дичайший срач. Я очень долго не спал. Это не помешает дописать этот пост до конца.

Сейчас мы все хотим выжить. Нет больше стимула 2000-х. Нет интернета, нового и неизведанного, где не написан ешё первый пост на Хабре и не опубликован первый ролик на YouTube. Великий гуру Максим Ильяхов допустил фатальную ошибку. Он мотался по миру, проповедуя инфостиль и чудеса редактуры. Не думая о мрачной реальности, поджидающей всех, кто воспринимал его серьёзно. Эти наивные уроды полагали, что можно обрести мир души и понимание, прочитав 440 страниц и выполнив несколько инструкций. Их потери и неудачи относятся и к нам тоже. Великие гуру копирайтинга добились того, что создали нам иллюзию жизни и иллюзию искусства сторителлинга. А результат — поколение пожизненных калек. Так и не понявших главную, старую, как мир, ошибку культуры корпоративной графомании: убеждение в том, что кто-то будет читать тексты, написанные роботами для роботов.

К сожалению, объявления в ЖЭК — это примерно всё, для чего годятся эти рекомендации. Даже не пытайтесь писать так посты на Хабр, или чего доброго — полноценные книги. Даже если это документация к фреймворку — не стоить подходить к этому бездумно и шаблонно.

К счастью, есть ещё масса крутых гайдов. Например, Анатомия истории, Storytelling Animal, и тому подобное.

Типовые КДПВ, слайды и иллюстрации

КДПВ — это картинки для привлечения внимания. Есть поверие, что если сделать картинку в корпоративных цветах и шрифтах, нарисовать на нём корпоративную символику, и прочитать что-нибудь из Некрономикона, то это поднимет просмотры.

Не поднимет. По факту, чем более шаблонно и корпоративно вы оформляете свои картинки, тем меньше у читателей мотивации их смотреть. Видите, картинка нужна для привлечения внимания. Внимание у хомо сапиенс привлекается к нестандартным, выбивающимся из системы вещам. Картинки в корпоративном стиле по определению не должны выбиваться из стиля.

byw3xb5jpzc5dwhlm01jlyv3xya.png

С другой стороны, вам же хочется, чтобы картинку не просто посмотрели, а запомнили. Ассоциировали с вашим, прости господи, брендом. Для того, чтобы нечто запомнилось, должен быть предмет запоминания. Если вы скопипастили типовую картинку, то она не несет никакой идеи. Такие картинки стираются из памяти подсознанием точно так же, как баннерная реклама в браузере.

Рекомендации? Если совсем нечего изобразить — воткните на КДПВ любую рандомную хрень. Нарисуйте от руки сову. Стащите мемас и Google Images. Картинка должна быть символом, выражающим вашу идею. Я однажды воткнул на КДПВ фотку, как с ноутом валяюсь на грязной улице и изображаю бомжа. Пост зашел очень неплохо.

(Я потратил 10 минут чтобы найти этот пост среди двух сотен, но тщетно. Возможно, мы его удалили. Осталось только вот это, снятое в том же дворе.)

cvix-wgzv1uu37fnb-x1utjqgqa.png

Есть куча тем, которые люди действительно любят. Есть целый раздел порнографии с красивыми шрифтами, точно работающими станками, пиксельно точно нарисованными интерфейсами, и тому подобным.

А ещё, на КДПВ можно ничего не втыкать вообще.

Заумие и вода

Когда автору совсем нечего сказать, он пытается написать фразу, максимально наполненную водой. Например: «Возьмём это, прикрутим к нему то, потом его закрутим и если оно стало больше того, то наденем сверху шарнир».

В зависимости от предполагаемой аудитории, предполагается налить туда наукообразных слов или чего-то про законы, регуляции и сертификации.

В качестве канонического примера, рекомендую посмотреть лекцию мэтра Катющика про комплексный палец.

Вариант для программистов: взять ченжлог своего продукта и по буквам рассказать совершенно все изменения за последний год, с точностью до названия коммитов.

Сравните это с презентацией Стива Джобса, который сказал, что «изобрёл телефон» и все офигели. Никаких ченжлогов, видите?

vosx7zg4827ecsn53rbvch6f9pi.png

Ни одному разумному человеку заумный текст не нужен. Ситуации, когда кто-то будет подобное читать, крайне редки:

  • Программный текст с миссией компании и анонсом продукта, который совершенно никто и не собирался читать, но не опубликовать его нельзя. Потому что так принято.

  • Участие в неком публичном обсуждении, когда несчастная жертва не может не ознакомиться с текстом, иначе его все засмеют.

  • Люди с особым психотипом, которым нравится изображать из себя умных. Чтение и произнесение умных слов вызывает в них положительный гормональный скачок. Имеет ли этот набор слов какой-то смысл — совершенно неважно.

  • Необходимость оправдаться о невыполненной работе, когда никаких оправданий нет и быть не может. Так, чтобы тебя не побили.

  • И тому подобное.

Что нужно делать. Ничего. Просто не нужно лепить дичь. Любое участие в этом цирке означает, что вы осознанно или неосознанно занимаетесь деструктивной деятельностью. Деструктивная деятельность — это плохо. Плохо делать людям плохо. Возможно, вас не посадят по причине отсутствия такой статьи в УК, но репутация будет так себе, и к словам вашим быстро перестанут относиться серьёзно. «Хей, это тот чувак, который всегда несет дичь, давайте выключим ему микрофон и пойдем пить пиво».

Если всё-таки страсть как хочется выдать что-то заумное, попробуйте написать какую-нибудь дельную инструкцию на миллион страниц. Всегда так делаю, пока прокатывает. Люди хавают, когда ты пишешь им талмуд с реально полезной информацией, реальная тема, бро.

Встроенная реклама

Обычно это выглядит так: «Сегодня на выставке в Перми представили новый гибридный электромобиль. КСТАТИ КУПИТЕ НАШИ КОЛЁСА. Максимальная скорость электромобиля…»

Как только нормальный человек видит попытки в такую рекламу — он начинает относиться к автору поста очень плохо, пишет злые комментарии, не читая, либо моментально закрывает вкладку с таким постом.

Кстати, причём здесь колёса?

2up90esddlbp3sn6d5zxmpykvxw.png

Что нужно делать. Если вам хочется сказать про свой бренд, он должен быть там строго по делу. Вначале вы описываете проблему, потом способы решения, потом ваш бренд в списке вариантов решения. Вариантов должно быть более одного.

Если материал хороший, а ваш бренд ну совсем никак не относится к теме обсуждения, сделайте в конце статьи спойлер и напишите что-нибудь вроде: «создание этой статьи проспонсировано Пермской Чугуниевой Корпорацией. Они молодцы, большое им спасибо!»

Эхо-камера чужой рекламы

Зачастую автору настолько нечего сказать, или он просто не разбирается в теме, что всё написание статьи заключается в копипастинге чужого текста.

Как понимает любой программист, копипастинг сам по себе очень полезен. Без StackOverflow не было бы современного айти. Копипастить неплохо — плохо копипастить бездумно.

Один из самых курьёзных сайд-эффектив копипасты — когда ты скопипастил текст, в котором уже встроена реклама.

Специалист-SMM-щик копирует весь этот текст целиком к себе и получается нечто вроде: «по информации компании $Компания, технология $Технология занимает 86% на рынке турбопылесосов с хомячковыми наконечниками».

ekxqghiasb-ltid5ga_aoyjlrxo.jpeg

Ошибка тут в отсутствии понимания, что изначальный текст также состоял из булшита, цель которого была во внедрении бренда в середину абзаца. Скопипастив его целиком и выдав за авторитетное мнение, получается булшит в квадрате. И не дай бог, если этот пост кто-то увидит и скопипастит еще несколько раз — это рекурсивный портал в ад. Очень скоро мы узнаем про изнасилование журналиста и то, что Гуф мёртв.

Рекомендация: GIT GOOD. Стань лучше. Разберись в теме. Пойми, о чем пишешь. Не копируй тексты, написанные идиотами (сделать это возможно только если разобрался в теме). Если тебе нечего сказать, то возможно, стоит помолчать?

e0j3o9m_cldowyp2p5dnedqi1nm.jpeg

Руководства для дураков

Есть тонкая грань между новичком и дурачком.

Новичок — это человек, который хочет научиться вполне конкретной вещи, и пришел за опытом или знаниями.

Сделать из новичка дурачка можно, навесив ему лапшу на уши. Это проверенная технология.

Например, можно рассказать о том, что можно стать C++ программистом за 8 минут.
Любой специалист скажет, что это неправда. Ведь в C++ вообще невозможно разобраться.

ubqo_irmlnps2pgyitpnehodqxe.png

Я сейчас не намекаю на всех создателей курсов «войти в айти». Есть хорошие, отличные курсы такого рода. Я сам постоянно смотрю обучающие ролики с ютуба и с купленных мной хороших обучалок. А есть отвратительные курсы, где работа на наивности пациентов чувствуется за версту.

(Видит бог, хотел здесь дать ссылку на хороший курс по С++, но потом кто-нибудь бы сказал, что весь этот пост написан ради рекламы курса. Если интересно — напишите где-нибудь про это в комментах или в личку).

Подобным образом морочили мозги людям на протяжении всей истории человечества. Например, совсем недавно можно было попасться на удочку вида «обучение созданию гипсовых отливок», сетевой маркетинг всевозможных порошков и кремов для лица и сумок от китайской ноунейм фабрики, и тому подобное.

Дальше, таких людей с лапшой на ушах собирается критическая масса и образуется тусовка.

Раз явление существует, на нём нужно хайпиться! Для тусовки нужно писать! Ну или как-то так размышляют создатели статей, которые напрямую ориентируются и таргетируются на то, чтобы продать контент несчастным людям, которые верят в чудо. Чудо, которого никогда не произойдет.

Верховный Великий Магистр улыбнулся в глубине своего капюшона. Как изумительно заниматься волшебством. Вы говорите им ложь, а затем, когда она больше не нужна, то вы говорите им следующую ложь и сообщаете, что они продвигаются по дороге к мудрости. И вместо того чтобы смеяться, они следуют за вами еще сильнее, надеясь, что в глубине всех этих лживых сказок они отыщут истину. И шаг за шагом они приемлют неприемлемое. Изумительно.

Вписываясь в подобный блудняк, вы занимаетесь плохим, деструктивным делом, которое может на долгие годы сказаться на жизни несчастных доверчивых мышаток. Сопоставимы ли полученные с поста копейки с уроном, который вы нанесете всем этим людям?

Я устал писать этот пост

Дорогой психотерапевт, если ты читаешь этот пост, я не со зла.
Я принял сегодня таблетки.
Я очень люблю всех этих людей и никуда-никуда не сбегу.

Обещаю, я не сбегу.

Но мне физически больно повторять эти тезисы — одни и те же, одни и те же, раз за разом. Я писал эти тезисы на стенах, выцарапывал на камне и на коже рук, рисовал кровью на бетонном полу. Пожалуйста, не пишите буллшита. Разве я прошу так много?

Я не знаю, что делать.

Заберите меня отсюда.

Пожалуйста.

© Habrahabr.ru