Краткая история WWW от фронтенд-разработчика
Всемирная паутина (WWW) — это не просто набор веб-страниц, это революция, изменившая наше восприятие информации и общения. С момента своего появления в начале 1990-х годов WWW кардинально трансформировала мир, открыв новые горизонты для бизнеса, образования и повседневной жизни. История веб пестрит взлетами, падениями и уходами в крайности, но здесь мы пройдемся только по самым ярким моментам! Следить за эволюцией технологии, которая навсегда изменила наше общество, мы будем глазами фронтенд-разработчика.
1990–1995
Первые сайты выглядели весьма скучно. HTML поддерживал всего 16 цветов, разработчики писали страницы в простых текстовых редакторах, а первые браузеры нормально реализующие возможности HTML появились в 1993 г. (Mosaic) и 1994 г. (NatScape). Тогда же как явление появилась табличная верстка, позволяющая более-менее выравнивать контент.
Основа основ фронтенд разработки — JavaScript, фактически был рожден вместе с первым серверным скриптовым языком PHP в 1995 году, однако, это был далеко не тот JavaScript, каким мы его знаем сейчас.
Во-первых, тогда интернет был медленным, и практически любое действие требовало перезагрузки страницы. Каждое нажатие кнопки или переход по ссылке превращалось в долгожданное ожидание.
Во-вторых, JavaScript того времени был сильно ограничен в возможностях — сайты были статичными, мертвыми, и больше напоминали книги:
Изображения: webdesignmuseum.org
В те времена веб-дизайн выглядел как набор ярких пятен на однотонном фоне.
Изображения: webdesignmuseum.org
Логотип, несколько ссылок и текст, оформленный в кислотных цветах, были верхом дизайнерской мысли, но все изменили две технологии, gif и
1996–2000
… flash
Сайты вдруг ожили — они стали яркими, динамичными и порой даже чересчур навязчивыми. Все двигалось, кричало, рябило, нападало на пользователя и это было венцом веб-дизайна на тот момент. Однако именно это сделало интернет интересным и необычным для пользователей.
Изображения: webdesignmuseum.org
Flash веб-сайты — Видео | ВКонтакте
vkvideo.ruТакое положение вещей не могло быть не замечено бизнесом. Многие предприниматели поняли, что трафик на веб-сайтах — это деньги. Аналитики по всему миру восторженно кричали: «Интернет — новая золотая жила!» Будет кощунством не упомянуть, что в то же время родился CSS, однако он не оставил сильно большого влияния из-за ограниченности его возможностей.
Компании начали выходить в сеть, а наличие собственного домена стало символом статуса и респектабельности. Веб-дизайн стал настоящим искусством, и интернет заполнился разнообразными сайтами с бешенной скоростью.
На фоне этой истерии происходил бум развития технологий:
в 1997 году появился HTML-4 который останется стандартом на ближайшие 15 лет, что немыслимо для изменчивого мира веб
в 1998 году появился стандарт CSS-2 который был актуален еще пару лет назад
в 1999 году появляется первая CMS — Drupal, открывшую новые горизонты для управления контентом
2000
В 2000 году стало ясно, что рынок интернет-компаний переоценен примерно на 80%, и не приносит ожидаемого дохода.
Компании начали уходить из веба, опасаясь в дальнейшем соприкасаться с этой темой. Студии разработки закрывались сотнями, а интернет опустел на 50% меньше чем за полгода.
Сотни интернет-компаний обанкротились, были ликвидированы или проданы
Огромное количество разработчиков остались без работы
Несколько руководителей компаний были осуждены за мошенничество и растрату денег акционеров
Финансовые потери компаний оцениваются примерно в 5 триллионов долларов США
На несколько лет слово «дотком» стало употребляться как обозначение какой-либо незрелой, непродуманной либо неэффективной концепции бизнеса
Иметь свой сайт — уже казалось чем-то ненужным и слишком затратным. Однако, веб не умер.
2001 — 2005
Период с 2001 по 2006 не просто так называется «Золотой эрой» веб-дизайна. Выжили те компании, которые поняли, что нужно не просто привлечь пользователей, но и научиться разрабатывать прибыльные бизнес–модели.
Google научился зарабатывать на рекламе, Amazon — на продажах, а все остальные начали думать, как сделать интернет не просто модным, а прибыльным. С каждым годом бизнес в сети становился более взрослым и стабильным.
Изображения: webdesignmuseum.org
Разработчики также стали относиться к своему коду серьезнее, подход к веб-дизайну поменялся кардинально. Вместо мечтаний о миллиардных доходах пришло осознание, что для успеха нужны не только идеи, но и умение выживать.
Новые игроки, дали толчок бизнесу через социальные сети, а регуляции и стандарты помогли сделать интернет безопасным и прозрачным.
В это же время браузеры вели настоящую войну: Internet Explorer был на коне, но пришел Firefox с его расширениями и хорошей поддержкой стандартов, и моментально влюбил в себя разработчиков порядком уставших от неподатливости IЕ.
Еще одним приятным моментом стало рождение технологии AJAX, которая позволила нам загружать данные без перезагрузки страницы.
2006 — 2010
С началом эпохи Web 2.0 разработчики начали делать куда более интерактивные сайты. Социальные сети и медиа захватили мир.
В 2007 стартовала мобильная революция. Постепенно все начали понимать, что сайты должны быть адаптивными. Responsive design стал новой мантрой веб-разработчиков. В арсенале теперь уже фронтенд-разработчиков были Prototype и JQuery, что значительно упростило и ускорило разработку относительно чистого JS.
Однако разработчики все еще ломали кости в попытках заставить IE работать идеально и красиво, а для тру-кодеров на горизонте замаячил серьезный конкурент — CMS (content management system).
Изображения: webdesignmuseum.org
Системы управления контентом становились все более гибкими. С точки зрения бизнеса создавалось впечатление, что они позволяли делать сайты быстрее и значительно дешевле, так как не требовали серьезного вовлечения высоко квалифицированных разработчиков. Хотя, совсем без разработчиков, конечно же, не обходилось.
Если взглянуть на статистику, в 2010 WordPress занял более 60% рынка CMS и более 40% всех сайтов в интернете были построены на нем.
2011 — 2015
В 2010 году свет увидел первый фреймворк — AngularJS, это безусловно упростило и ускорило разработку интерфейсов, но магия динамической типизации все еще порождала ситуации с ночным отловом багов, глупыми опечатками и сложностью понимания чужого кода.
Разработчики постоянно стремились к оптимизации своих интерфейсов и рациональному использованию драгоценного рабочего времени. С другой стороны, бек-энд разработчики, привыкшие к статической типизации, настойчиво поднимали вопрос о необходимости инструментов, которые, кроме всего прочего, могли бы снизить для них порог входа в разработку интерфейсов.
И так в 2012 на свет появился TypeScript — надмножество над языком JavaScript, которое не только добавило желаемую статическую типизацию, но и предложило множество других полезных функций. Следом за ним из языка разработки Dot.net к нам пришел RxJS (Reactive Extensions Library for JavaScript), который заставил разработчиков заново осмыслить асинхронное выполнение кода в браузере. RxJS быстро завоевал популярность и стал незаменимым инструментом в арсенале современного фронтенд-разработчика.
В 2013–2014 годах были разработаны сразу два реальных конкурента первой версии Angular, по многим показателям превосходившие ее.
Это React и Vue.js. В результате значительная часть программистов перешла на новые платформы, что вынудило Google выпустить новую версию продукта.
2016 — 2020
15 сентября 2016 года вышел релиз Angular 2. Фреймворк значительно отличался от первой версии и даже не поддерживал ее. Он стоял на семи столпах:
Начался бум Single Page Aplication, приложений, которые запрашивают лишь один стартовый HTML с сервера, а далее всю работу выполняет JS в браузере, обращаясь к серверу лишь за новыми порциями данных и для отправки готовых форм.
Ненадолго веб сместился в новую крайность, все больше и больше работы по обработке данных выполнялись на стороне клиента. Однако разработчики быстро поняли, что машины клиентов не масштабируются, и стали двигаться к балансу между обработкой данных на сервере и «на клиенте».
Немного смуты в жизнь фронтов также внесло появление технологии Progressive Web Apps (PWA).
Теперь фронтенд-разработчики могли не только делать версии сайтов под мобильные, но и писать полноценные приложения для мобильных устройств, используя почти привычный стек, чему, конечно же, пришлось учиться.
2020 — 2024
С приходом 2020 года мир столкнулся с пандемией, и интернет стал еще более важным. Сервисы стали уходить в онлайн, и работы у разработчиков резко прибавилось. Стартовала эра удаленки и онлайн-обучения.
AI и машинное обучение стало потихоньку проникать во фронтенд-разработку. Инструменты на основе AI начали помогать нам в написании кода, тестировании и даже в дизайне.
Следом за развитием и обкаткой микросервисной архитектуры на бэкенде, стартовал бум микрофронтендов.
Web3 и популярность блокчейн технологий спровоцировали переход многих JS разработчиков в крипто-разработку, т.к. инструменты, используемые там, базируются все на том же JS, а в крипто-стартапы до сих пор инвестируются большие деньги.
Правда бытует мнение, что крипто-стартапы на данный момент переоценены даже больше, чем Dot.com в 2000 году, и этот пузырь скоро тоже лопнет, но мы не беремся это прогнозировать. Так же как не можем прогнозировать — захватят ли мир микрофронтенды, станут ли сигналы (совсем новая и от того пока еще не отлаженная технология) заменой RxJS и еще много чего, что пытаются прогнозировать оракулы фронтенд.
Но одно предсказать можно точно: в мире фронтенд-разработки всегда будет куда расти, что изучать, о чем спорить, и чему удивляться.