Красные флаги в трудоустройстве: как понять, что в компанию идти не стоит
«Бери пока дают», «соглашайся на оффер, а то вообще без работы останешься», «стерпится — слюбится» и прочие установки, на которые я повелся в начале карьеры, а потом жалел. Если узнаешь себя в этих строчках, то эта статья для тебя.
Когда долго ищешь работу или получаешь 100500 отказов, то компаньонами на собеседованиях становятся неуверенность, синдром самозванца и необдуманные решения. Я Вова из ОКейси, и сегодня расскажу, на какие моменты стоит обратить внимание перед трудоустройством, чтобы не скатиться в яму депресухи.
Почему так важно критически относиться к выбору компании?
Тут как в законах — незнание не освобождает от ответственности, а последствия могут быть приличными. Пойдём от меньшего к большему:
Потеря времени
Допустим, ты 2 месяца трудоустраиваешься, 2 месяца работаешь и вдруг понимаешь, что компания — вообще не твоё. Уходишь искать другую работу и это занимает ещё 2 месяца. Теперь у работодателя автоматически всплывают опасения, что ты так себе кандидат, иначе почему у тебя перерыв полгода?
Ментальное здоровье
Может произойти хуже: ты решишь, что с компанией всё ок, а вот с тобой что-то не так, будешь терпеть, надеяться, что что-то изменится, и бояться искать новую работу. У меня всё это закончилось выгоранием, увольнением и 6 месяцами пожирания доширака за просмотром ТикТока. Не надо как Вова, побереги себя.
Если кажется, что забота о ментальном здоровье — ересь, посмотри видео с названием «Общение CEO со своими работниками», тебе понравится, там прям эротика.
Репутационные риски
На первый взгляд может показаться, что компания в норме: работает, зарабатывает, развивается. Однако перед трудоустройством важно понять, всё ли в бизнесе легально и нет ли «серых зон», которые потом встанут тебе боком.
Простой пример: агрегатор отзывов. Взяли отзывы, продублировали к себе на сайт — готово. Но если копнуть глубже, то выяснится, например, что есть тонкости в авторских правах на эти отзывы и фотографии к ним. Так что лучше заранее подготовить нужные вопросы.
Будущий карьерный трек
Продакты есть везде: на маркетплейсах и в ставках на спорт, гос. продуктах и порно сайтах. Нет хороших или плохих индустрий, они разные. Но перед трудоустройством задумайся о следующих шагах в карьере и иди в ту индустрию, где хотел бы развиваться.
Например, я строю продуктовое комьюнити ОКейси и ищу продакта в проект. Если у кандидата на эту вакансию в резюме будет строчка с опытом построения комьюнити, но продукт — »10 шагов, чтобы сделать успешный успех: приумножаем прибыль, вложив всего 1999 рублей», то для меня это минус. Я вряд ли пропущу человека дальше на интервью, не потому что с продуктами «Успешный успех» что-то не так (они делают прибыль побольше моей) , а потому что с вероятностью 99% мы не сойдёмся по мировоззрению и софт-скиллам.
Что спросить на интервью, чтобы убедиться в правильности выбора?
Задавать вопросы рекрутеру и нанимающему менеджеру не просто можно, но и нужно: это показатель заинтересованности в продукте и развитого критического мышления. Помимо важных для меня, как для сотрудника, вопросов (зарплата, график, структура компании и т. д.) , я задаю и вопросы на «прощупывание» компании.
Продуктовые вопросы
Мне важно, чтобы в компании была продуктовая культура. Что решения принимаются прозрачно, никто не путает должности, не пытается взвалить всё на меня и ожидания компании совпадают с моими возможностями.
Вот некоторые вопросы:
Расскажите, кто у вас в компании суперзвезда и почему? Люблю этот вопрос: работодатель подсветит те навыки, которые действительно ценит и ждет от кандидата. Если услышу: «Васёк — бомба: работает в выходные и после работы, сам рисует дизайны, чтобы не нагружать дизайнеров, и код иногда ревьюит! Вася молодец!». Это красный флаг.
Какие цели и задачи стоят у компании сейчас? Как они принимались? Для меня красные флаги — непрозрачные или неизмеримые цели и директивно принятые решения. Например, «директор хочет х100 к прибыли, вот наша цель» или «пока нам бы на ноги встать, потом посмотрим».
Расскажите, как продакт запускает новую фичу у вас? Ожидаю услышать цепочку от анализа метрик, до выкатки фичи. Самый большой красный флаг для меня: «Директор смотрит, что кажется важным, и делаем это».
Вопросы на софт-скиллы
Это вопросы на то, сходимся ли мы ментально с компанией, руководителем и коллективом. Например, если мне важна прозрачность, возможность развития лидерских качеств и коллективная работа, я задам что-то типа:
Расскажите, почему уволился последний сотрудник в вашей компании?
Приведите пример, когда кто-то из команды проявил свои лидерские качества.
Как у вас происходит развитие команды?
Юридические вопросы
Вопросы о легальности бизнеса и юридической защите продукта. Задаю, если есть сомнения, недостаточно информации или проект совсем на старте.
Ремарка: задавая вопрос, пожалуйста, подумай, кому ты его задаёшь, чтобы не ставить людей в неловкое положение. Например, HR«у не надо задавать вопросы про прирост метрик, ей (-му) откуда знать.
Что и где узнать о компании, чтобы не нарваться на так себе работодателей
Сайт компании
Капитан Очевидность, но загугли компанию: почитай «О нас» на сайте, пройди по пути пользователя, почитай тексты. Это не только познакомит с продуктом, миссиями и ценностями, но и поможет составить первое впечатление о проекте.
Нетворк
Прекрасно, если получится познакомиться с действующим и бывшим сотрудником компании. Для меня это самый действенный способ. Действующий расскажет, как сейчас идут дела, что будут спрашивать на интервью, чего ждут от кандидата и что стоит обходить стороной. Бывший — подсветит негативные моменты, если они есть. А ещё такой нетворк пригодится в будущем, даже если с компанией не сложится.
Наращивать нетворк можно в LinkedIn (там в основном международка) , чатиках в Telegram или у нас в продуктовом клубе.
Гугл
Как в примере про ментальное здоровье выше — иногда можно просто загуглить. Главное сделать это, а не останавливаться на красивом лендинге компании.
Джоб-борды
И на hh. ru и на Хабр. Карьера есть раздел отзывы о работодателе. Отдельное спасибо тем, кто их пишет. Относиться нужно (как и к любому отзыву) критически: ты узнаёшь точку зрения только с одной стороны, так что слепо верить не стоит.
Для международных компаний прекрасный сайт glassdoor, наши зарубежные коллеги намного охотнее делятся фидбэком.
Юридические документы
Это касается не только легальности бизнеса, но и документов в ходе общения. Запросить время после оффера на изучение трудового договора — отличная практика. А вот «давайте мы в договоре напишем зарплату 20к рублей, а премией будем платить ещё 100к» — НЕ отличная практика.
Итого
Приглашение на работу — это достижение, которым можно и нужно гордиться. Принятие этого приглашения — ответственность, которую ты берёшь на себя, учитывая все риски-ириски. Подходи к поиску работы продуктово и подписывайся на телеграм-канал ОКейси, в нём я делюсь лайфхаками трудоустройства, провожу эфиры, на которых можно пообщаться с опытными продактами и узнать, как попасть в компанию мечты.