KPI разработчика: какие метрики можно использовать и эффективно ли их внедрение
KPI (Key Performance Indicators) — ключевые показатели эффективности сотрудника, которые позволяют оценить достижение поставленных целей и задач, результативность работы в компании. С продажниками все понятно. Их эффективность можно измерить по сумме прибыли, которую они ежемесячно приносят компании. А вот с IT-специалистами дела обстоят сложнее. Как оценить разработчика с точки зрения ключевых показателей эффективности? Какие KPI можно внедрить? Об этом я и расскажу.
KPI для разработчиков — быть или не быть
Оценить ключевые показатели эффективности IT-специалистов трудно. И сейчас я объясню вам почему, думаю, после этого вы со мной согласитесь:
● Работа разработчиков — это не пошаговый процесс, который можно загнать во временные рамки и качественные/количественные показатели. Из-за этого невозможно разработать общую систему, которая позволит оценить работу IT-специалистов.
● IT-сфера очень многогранна. У каждого разработчика своя зона ответственности, которую невозможно сопоставить с обязанностями другого сотрудника.
● IT-сфера зачастую требует творческого подхода. Соответственно, одна и та же задача в различных проектах может иметь разный уровень сложности.
● Разработчикам в большинстве случаев нужно работать не в одиночку, а в команде. Поэтому их эффективность во многом зависит от других ее членов.
Но, как говорится, волков боятся — в лес не ходить. Сложности, с которыми приходится сталкиваться в оценке эффективности сотрудников из IT-сферы — это вовсе не повод отказываться от KPI разработчиков.
Какие метрики для оценки эффективности IT-специалистов целесообразно использовать
Показатели эффективности сложно подобрать, но все-таки возможно. Поделюсь с вами наиболее эффективными KPI, который предназначен для разработчиков.
Безаварийность
При расчете показателей эффективности учитывается количество задач с авариями, которые возникают по вине разработчика, правившего код. Здесь все логично: чем меньше инцидентов по выпускаемым и исправляемым фичам, тем выше KPI IT-специалиста.
Попадание в оценку
Когда разработчику приходит задача от аналитика на разработку, он должен сразу озвучить то, сколько времени потратит на ее выполнение (Story Point или человеко-дней).
Когда IT-специалист озвучивает определенный отрезок, например, 3 дня и укладывается примерно в эти сроки +/- несколько часов — это хороший показатель. Если он затягивает или уменьшает сроки — это не есть хорошо. Таким образом, чем точнее сотрудник оценивает время на выполнение поставленных задач, тем выше будут критерии оценки разработчика.
Оформление задачи
Когда IT-специалист описывает задачу в трекере, он прописывает, что именно он сделал. Оформление этого должно соответствовать специально предназначенным для этого стандартам. Он пишет, когда и что исправил, что делать тестировщику, дает рекомендации для аналитиков и так далее).
Важные моменты при анализе эффективности разработчика
Как я уже говорил, разработка — это творческий процесс, поэтому измерять его исключительно по техническим параметрам будет неправильным. К примеру, эффективность не может быть оценена по количеству строчек написанного кода. Дело в том, что его можно будет увеличить искусственным образом, заполнив нефункциональными пустышками. Они придадут большой объем, да только толку от них не будет.
При оценке также следует обращать внимание на следующие показатели эффективности разработчиков:
● Командная работа. Ее можно измерить путем анализа активности сотрудника и его взаимодействия с остальными членами команды, способности выдвигать интересные идеи.
● Уровень сложности кодирования, производительность кода. Это возможно измерить при помощи времени, которое потребовалось на выполнение задачи, используемой памяти и остальных потраченных ресурсов.
● Качество и эффективность готового продукта. Определить эти параметры можно при помощи таких показателей, как число ошибок и багов, соответствие всем нормам и стандартам кодирования.
● Способность к обучению. Определяется то, насколько быстро IT-специалист учится новым технологиям и языкам программирования. Это важно, так как сфера ИТ не стоит на месте и постоянно изменяется. За этими изменениями нужно успевать.
Для облегчения учета KPI можно использовать различные инструменты. Например, специализированное ПО, системы CRM, EXCEL и другие программы ручного ввода. Только обратите внимание, что последний способ трудоемок и небезопасен, так как позволяет корректировать руками цифры и формулы расчета.
К сожалению, в IT-сфере не существует четкой системы оценки показателей KPI. Для каждой компании необходимо использовать индивидуальный подход, который подбирается путем проб и ошибок.