Kotlin: ищем Head of Marketing

Привет!

Снова пришло то время, когда нам пора поднимать маркетинг Котлина на новый уровень. Почему? Если коротко, мы очень выросли, и у нас очень большие амбиции.

Сегодня в маркетинге Котлина работает 2 (прописью: два) человека. Всем очевидно, что это очень мало. Результаты у них — заоблачные, но, во-первых, они зашиваются, во-вторых, один из них решил снова стать инженером и двигать вперед Machine Learning (на Котлине, разумеется). Теперь мы ищем не просто маркетолога, а человека, который сможет со временем собрать команду.

Вообще говоря, мы никогда не искали просто маркетолога. Нам нужен человек, который будет говорить с пользователями на одном языке. Это значит, что необходимо понимать девелоперов, их нужды и реалии. Нужно уметь шутить шутки для программистов, чувствовать ярость программистов и разделять их (нашу) радость. Нужно понимать, зачем люди, которые всю неделю пишут код на работе, по выходным и вечерами пишут код в хобби-проектах. Самый простой способ этого достичь: самой/самому писать код. Хотя бы какое-то время. Можно по будням :) Опыт в DevRel явно пригодится. Опыт выступлений и/или организации конференций, написания учебрных материалов, создания комьюнити разработчиков — тоже (а что, собственно, еще такое DevRel?). И очень пригодится опыт продвижения идей. Любых идей.

Если вам интересно, как продвигаются такие продукты, и особенно если вы хотите принять такой вызов и прийти к нам работать, читайте дальше.


Пара слов о Kotlin вчера и сегодня

Сначала я расскажу немного о самом проекте, его истории и положении на рынке.

Как вы, наверное, знаете, Kotlin — это язык программирования. Он считается «новым» языком; после релиза 1.0 прошло чуть меньше трех лет. Разработку мы начали еще в 2010 году. Так что кому новый, а кто всю свою профессиональную жизнь над ним работал :)

Мы с самого начала делали Kotlin как язык для всех: от начинающих до матерых профессионалов. Наш главный девиз: pragmatic language. Мы стараемся делать удобный инструмент для людей (а не, например, математическую абстракцию).

Наш первый успех случился в 2017 году, когда Google объявила об официальной поддержке Kotlin на платформе Android. Самое приятное — что это был не успех каких-то бизнес-переговоров, а запрос «снизу». Сообщество разработчиков мобильных приложений под Android по всему миру очень полюбило наш язык и закидало Google вопросами о том, когда же он будет официально поддержан. Google подумал годик и решил, что это хорошая идея :)

В этом году число пользователей Котлина достигло 2 млн человек, это примерно в три раза больше, чем в прошлом году. Kotlin — самый быстрорастущий язык на GitHub. И один из самых любимых языков по версии StackOverflow. Его используют компании всех размеров и направленностей: от маленьких стартапов типа KeepSafe до Uber, Avito, ведущих банков и компании Microsoft. Это результат, достигнутый меньше, чем за три года на рынке. Я лично этим очень горжусь.

Мы много усилий вложили в формирование комьюнити: вот здесь есть список из 163 наших юзергрупп. Там есть не только страны-лидеры софтверной индустрии, но и, например, Уганда, Буркина Фасо и Шри-Ланка. А вот тут есть список из 27 книг про Kotlin, которые успели выйти за последние три года. Только одну из них написали мы сами. Есть еще гора онлайн-курсов и других учебных материалов, созданных сообществом.

В ноябре мы провели конференцию KotlinConf в Амстердаме (предыдущая была в Сан-Франциско). Она собрала 1300 участников, билеты были распроданы за два месяца до начала. Получилось очень здорово. Обязательно будем продолжать.


Что дальше?

Мы быстро заняли прочную позицию в мобильной разработке, но Kotlin — это не нишевой язык. Он хорош для серверной разработки, для веб-клиентов, что в сумме дает full-stack разработку веб-приложений. Мы активно работаем над поддержкой новых платформ, в первую очередь iOS.

Но типы приложений — это только одно из измерений. Мы довольно активно продвигаем в мейнстрим современные концепции, которые делают программистов продуктивнее (а значит и счастливее). Корутины — самый смелый из таких шагов на сегодняшний день. Это настоящий cutting-edge, самая современная парадигма программирования. В современной разработке, где полно асинхронных вызовов и параллелизма, без корутин никуда. И в Котлине они сделаны очень просто и гибко. Пользователям очень нравится. Мне тоже:)

Вот такая получается стратегия: завоевывать симпатии пользователей на самых горячих рынках и продвигать современные идеи в массы.


Зачем Котлину маркетинг

Как и другие продукты JetBrains, Kotlin — это инструмент, сделанный программистами для программистов. Мы сами очень много его используем («догфудим»), много общаемся с пользователями, и в целом неплохо понимаем потребности рынка.

ndl75ebswaqrskdfgtxbgaxxlem.jpeg
abreslav слушает пользователей на конференции Mobius 2018 в Санкт-Петербурге

Продукт хорошо распространяется «снизу вверх»: девелоперы убеждают своих руководителей переходить на Kotlin. «Сверху вниз» тоже неплохо идет: компании привлекают крутых инженеров тем, что там можно писать на Котлине.

Что нужно делать нашему маркетингу? Во-первых, конечно, помогать процессу распространения языка, направлять его и поддерживать. Хорошо информировать существующих пользователей, привлекать новых, работать с комьюнити. Нужно, чтобы наш сайт был самым понятным на свете и давал ответы всем, кто хочет что-то узнать о проекте или как-то поучаствовать. Нужно, чтобы активные пользователи рассказывали о своем опыте всем на свете, чтобы компании показывали case studies, и т.д. Обычное дело.

Но есть и другая сторона, можно сказать, философская. Язык программирования — это не просто продукт, это идея (no pun intended). Мы не только даем людям в руки инструмент, мы помогаем им оформлять свои мысли определенным образом. Мы нашли какие-то способы выражать мысли, которые работают лучше других, мы помогаем людям их освоить. И наш маркетинг, конечно, вращается вокруг этого: мы продвигаем идеи.

И все это нужно делать на разных рынках: от Китая до Америки, от мобильных игр до высоконагруженных серверов, от студентов до менеджеров в крупных компаниях. До каждого из этих рынков нужно донести те идеи, которые там важны, понятны и интересны.

В общем, скучно не будет.


Наши цели

Тут, собственно, все просто: мы хотим захватить мир. Серьезно.

Мы хотим, чтобы Котлин вошел в пятерку самых популярных языков в мире в течение пяти лет. Это программа-минимум. Мы хотим, чтобы ведущие университеты мира преподавали Котлин. Мы хотим, чтобы, когда кто-то решает использовать какой-то другой язык, его бы спрашивали удивленно:, а почему не Kotlin?

Ну как? Откликается? Тогда приходите: https://spb.hh.ru/vacancy/28430182 или job@jetbrains.com.

© Habrahabr.ru