Космические выставки Москвы
В 2016 году в Москве случился целый бум космических выставок. К постоянным экспозициям Музея космонавтики и Планетария добавилась концептуальная атмосферная выставка Solaris в Artplay, Политех привез на ВДНХ из Лондона гастролировавшую там выставку «Космос: рождение новой эры», а в Московском Мультимедиа Арт Музее открыли выставку «Русский космос». Я обошел все, и теперь делюсь впечатлениями и рекомендациями по поводу увиденного.
Solaris на Artplay
Здесь очень мало собственно космонавтики, зато много попыток выразить ощущение космоса различными технологическими и художественными средствами. Организаторы до этого проводили выставку «ВанГог ожившие полотна», теперь перешли на космос. Интересно про нее Шнур напишет песню?
Посетители Solaris смогут:
Ощутить силу притяжения на Уране.
Услышать свой голос на Марсе.
Заглянуть на Луну.
Нырнуть в черную дыру, пройти ее всю, выйдя с другой стороны.
Выставка представляет небольшой интерес для тех кто интересуется наукой и техникой, но может прийти по душе тем кого интересует космос как предчувствие. Несмотря на инопланетную флору и фауну, черную дыру в зазеркалье, и периодически появляющихся инопланетян, выставку нельзя назвать фантастической, это именно взгляд художника на вполне реальный космос и попытка отобразить его доступными средствами на пятом этаже бывшего приборостроительного завода «Манометр».
Место вполне пригодно чтобы провести час или два в темном помещении с мыслями о космосе, посмотреть фильм или научное шоу с пиротехникой и катушкой Тесла.
Билеты от 315 до 500 руб.
«Космос: рождение новой эры»
Эту выставку «Политех» собрал «с миру по нитке» из экспонатов и реальных инженерных макетов и прототипов, которые хранились на предприятиях и в образовательных учреждениях ракетно-космической отрасли. Увидеть можно в павильоне №1 на ВДНХ.
Что-то здесь аналогично коллекции Музея космонавтики, но некоторые изделия уникальны и больше их нельзя увидеть нигде, если нет спецпропуска. Как ни странно первыми, в массовом порядке выставку увидели британцы в Лондоне. Нам повезло, что после возвращения экспонаты не развезли обратно по хранилищам и секретным ангарам. Боюсь специально для России такого бы никто не сделал, поэтому приходится нам досматривать за англичанами.
На выставке можно увидеть оригинальный корабль «Восход», из которого впервые в истории космонавтики был осуществлен выход в открытый космос.
Отдельно выставлена почти вся номенклатура отечественных скафандров от раннего «Беркута» до прототипов созданных к эксперименту «Марс-500».
Немало внимания уделено системам обеспечения жизнедеятельности и работы экипажа.
С виду некоторые приборы выглядят как загадочные черные металлические ящики, но если разобраться с описанием и хотя бы примерным строением, приходит простое осознание, что без этих громоздких ящиков был бы невозможен полет Гагарина или многолетняя работа «Мира».
Так, что эта выставка — безусловный выбор инженеров и всех любителей истории отечественной космонавтики.
Хотя любопытные моменты для себя найдет и медик.
И костюмер.
И дизайнер.
Про разработку дизайна космических кораблей и станций ранее выходил интересный материал.
Беспилотной космонавтике на «Рождении новой эры» тоже уделено внимание, но меньше чем пилотируемой. Коллекция проигрывает Музею космонавтики, в котором можно посмотреть полноразмерные макеты, а не масштабные.
Хотя кое-что можно увидеть в единственном экземпляре. Например инженерный макет «Венеры-7», который когда-то проходил тепловакуумные испытания перед полетом реального аппарата.
Главным же гвоздем программы выставки является советский «лунник» — пилотируемый посадочный аппарат, когорый готовили для посадки на Луну во времена лунной гонки.
Луннику выделели отдельный зал с дополнительной смотровой галереей, позволяющей осмотреть аппарат со всех сторон.
По углам зала пустили трансляции винтажного фильма Петра Клушанцева про высадку на Луну.
После лунника выставка заканчивается, что оставляет тоскливый осадок о былом величии и неосуществленных подвигах. Тут бы Роскосмосу выставить «Луну-25» или «Федерацию» или «Радиоастрон» чтобы было ясно, что дело героев прошлого не забыто и космос будет наш.
Билеты: 250 руб.
«Русский космос»
Самая бестолковая выставка на семи этажах, из которых реально есть, что смотреть на двух.
Просмотр проходит сверху вниз. На верхних этажах можно увидеть еще больше дизайнерских концептов, ставших основой конструкции «Союзов», «Салютов» и «Мира».
Этажом ниже стоят внимания удивительные в своей прозорливости наброски Циолковского. Даже не верится, что сила ума простого школьного учителя могла заглянуть почти на век в будущее и увидеть в таких подробностях детали повседневной космической работы.
Зал с историческими астрофотографиями тоже интересен:
Но дальше идет три этажа выставки современного искусства. Это выставка из тех, про которые шутят: брось окурок в углу, и все будут ходить, смотреть и одобрительно кивать глубокой концептуальности художника.
Тем не менее просмотр выставки входит в билет уплаченный за «Русский космос».
Успокоить совесть за потраченные деньги можно только в самом низу, где установлена та самая сфера, которая доставила Гагарина в космос и из космоса.
Билеты: 500 руб.
Недавно оригинальный гагаринский «Восток» восстановили на «Энергии» и теперь показывают всем желающим. Если нет желания или возможности идти на выставку, на рабочее место Гагарина можно взглянуть виртуально благодаря фотографу Андрею Бодрову.
Появление такого выставочного изобилия неслучайно. С одной стороны все выставки приурочены к 55-й годовщине полета Гагарина. Но с другой, очевидно влияет повышенный интерес общественности к космической теме, благодаря успехам частной космонавтики, информационной политики Роскосмоса и усилиям популяризаторов. Еще один фактор изменился с прошлых лет: Роскосмос стал более открыт. Если два года назад вытащить «Луноход» и «Венеру» на Игромир было практически подвигом, не благодаря, а вопреки, то сейчас с этим проще. С пресс-службой Роскосмоса можно договориться и им не надо объяснять зачем это нужно.
Теперь бы облегчили доступ до закрытых музеев на предприятиях, там еще множество космических сокровищ припасено, и грех их прятать от народа, который обеспечил их создание.