Корпоративный куколдизм
Зачастую мне приходится слышать в подкастах или лицезреть в комментариях примерно такой диалог:
— Я вашу айтишечку на балде вертел. Я сюда ради денег пришёл, которые в России ни в одной другой области не платят. Я вру на собесах об опыте, потому что работодатели точно так же врут соискателям об условиях работы, требования к джунам сениорские, а зарплата — нет. Я практикую смену работы каждые год-два, чтобы максимизировать прибыль, поскольку ценность моего резюме на рынке труда растёт быстрее, чем оклад на текущей должности, который мне могут вообще не повышать. Я стремлюсь работать минимальное число часов в неделю и не перерабатывать, потому что мне нет дела до судьбы проекта, авторские права на который мне не принадлежат. Хотите, чтобы я радел душой за проект, компанию и её прибыли — выдавайте мне акции, а не фиксированный оклад. Да и вообще, кто везёт, на том и едут. Сегодня я переработал N часов, начальник это увидит и просто повесит на меня больше работы, и в следующий раз переработка составит N + K часов
— Да как ты можешь вообще говорить такие ужасные вещи! В разработку ПО надо идти не за деньгами, а по зову сердца, это призвание. Таким, как вы, корыстным мерзавцам-вкатунам с курсов, не место в нашей тёплой ламповой сфере! Ваше враньё в резюме — это аморально, это наглый обман работодателя, оно ведёт к эрозии доверия и тем самым сениорским требованиям на джуновских вакансиях! Ваше прыганье по местам работы ведёт к снижению качества вашей технической экспертизы, помешает вашему нормальному развитию как специалиста. Стремление работать меньше, чем указано в договоре — это тоже наглый обман, именно из-за него работодатели загоняют всех в офис и внедряют тайм-трэкеры. Кроме того, настоящий айтишник должен всей душой радеть за проект и желать выполнять как можно более сложные задачи из раза в раз, стремиться принести как можно большую пользу компании, ведь именно это определяет человека, который действительно любит свою специальность и дышит ей, а не какого-то самозванца, пришедшего по зову инфоцыган, чтобы паразитировать на системе. Начальство обязательно заметит усердия такого кадра, повысит ему оклад и должность!
Сразу скажу, что я как разработчик ПО, работающий по найму за фиксированную оплату, полностью поддерживаю первую позицию и в крайней степени осуждаю вторую, которая принесёт вред как самому человеку, придерживающемуся её, так и коллегам из одной с ним производственной сферы.
Портрет работодателя
В пределе экономический интерес работодателя состоит в том, чтобы работник работал по 18 часов в сутки, да ещё и деньги за это ему свои отдавал. Работодатель владеет некоторыми активами, но чтобы те приносили прибыль, ему нужны сотрудники. Доступность и дешевизна сотрудников для него зависит от множества разных факторов, кроме того, он и сам стремится снизить свои издержки на них. Всем давно известно, что на высшие уровни иерархии в обществе зачастую пробиваются т.н. социальные хищники, которые иногда очень красноречиво проговариваются о реальном отношении к работникам своих компаний. Можно не сомневаться, что такие люди не упустят возможности прогнуть соискателя на менее выгодные ему условия. Особенно на рынке, где предложение рабочей силы превышает спрос. И когда удалось прогнуть хотя бы одного или горстку, для остальных планка уже снижается.
Портрет работника
Экономический интерес работника в пределе состоит в том, чтобы просто получать деньги и вообще ничего не делать. Наиболее хитрые из них будут минимизировать усилия и максимизировать прибыль даже при закреплённом в трудовом договоре времени, которое необходимо уделять трудовым обязанностям. В интересах работника также совершать более быстрый карьерный рост, искусно преодолевая все расставленные работодателями препоны (будь то перформанс-ревью или требования по опыту для определённой позиции). Кроме того, ценность резюме на рынке труда растёт быстрее, чем происходит финансовое развитие внутри одной компании. Аналогично с технической экспертизой: она улучшается от «насмотренности». Именно поэтому работник скорее заинтересован в том, чтобы с определённой периодичностью менять работу, нежели оставаться на одном месте продолжительное время.
Корпоративная пропаганда
В детстве я читал учебник обществознания, в котором было написано, что предприниматель рискует собственным капиталом ради извлечения прибыли. С одной стороны, это действительно так. На практике же наиболее успешным предпринимателем является тот, кто умеет минимизировать свои риски, а ещё лучше — перекладывать их на кого-то другого, чаще всего — на сотрудников. Для такого необходимо убедить их в том, что успех компании и её продукта гораздо важнее, чем личный карьерный или финансовый успех работника. Ради достижения подобного HR-мэнэджеры прибегают к различной пропаганде и стараются подбирать уже обработанные кадры (пункт 5), при этом соискателям с непромытыми мозгами они не выдадут истинной причины отказа.
По итогу же за всей подобной мишурой скрывается всего-навсего очень хитрый некто, который и будет получать все те деньги, которые недополучил специалист, работающий за зарплату ниже рыночной ради какой-то эфемерной идеи. Кто-то может возразить: «Но если такой сотрудник прозреет, то он тут же уйдёт от такого работодателя, а работодателю станет сложнее, ведь основа деятельности организации — это сотрудники!». Во-первых, необязательно сотрудник сможет в принципе себе найти новое место и перейти туда. В текущих реалиях прохождение собесов и поиск работы — это отдельные скиллы, при чём всё крайне сильно зависит от удачи. Во-вторых, главное в бизнесе — это не сотрудники, а процессы приложения их знаний и передачи их друг другу. Наёмные рабочие взаимозаменяемы, и чем больше они являются таковыми, тем проще бизнесу.
Часто может слышать такую позицию: «Если вы хотите, чтобы я радел всей душой за продукт и компанию, делайте меня совладельцем и давайте мне акции, чтобы мой доход напрямую зависел от того, как много и качественно я работаю. За фиксированную оплату я просто продаю жопочасы». Позиция вполне обоснованная, особенно если учесть, что были и есть реальные исторические примеры компаний, которые следовали такой модели. Я однажды прочитал книгу Дэвида Кушнера «Повелители Doom», в которой рассказывалось, как Кармак, Ромеро и ко совместно кранчили над новыми видеоиграми, питаясь одной пиццей и газировкой и ночуя на рабочем месте, и отбивались от разных копирастов. Но для меня их основной особенностью было то, что каждый из них владел акциями компании, и благодаря успеху своих игр они смогли купить себе хаты и тачки. Но это уже не просто предприятие, а партнёрство. А вот о том, что получают кранчащие сотрудники современных игровых студий, и говорить не приходится.
Причины куколдизма
Антагонизм между работодателем (высшим звеном корпоративной пищевой цепи) и наёмным рабочим с технической экспертизой (низшим звеном корпоративной пищевой цепи) понятен и не требует дополнительных пояснений. Тем не менее, в этой иерархии есть и промежуточные участники, которые в силу тех или иных причин тоже выступают на стороне работодателя. К таким относятся, например, HR’ы, мэнэджеры и сотрудники более высоких технических должностей, чья лояльность куплена акциями с периодом вестинга. Почему они выступают на стороне работодателя — понятно. А вот другие случаи требуют пояснения в силу своей противоестественности.
Подверженность той самой корпоративной пропаганде. Если самая популярная причина входа в IT — это «стать наносеком», то вторая по популярности — «я ненавижу людей, люди непонятные и ненадёжные, я люблю компьютеры, я хочу взаимодействовать с ними, а не с людьми». Учитывая количество в IT созвонов, это звучит просто смешно. Тем не менее, из этого следует весьма обидная истина: у айтишников весьма низкий эмоциональный интеллект. Из-за этого им довольно сложно распознать психологическую манипуляцию и нарушение личных границ. Корпоративная пропаганда на этих людей действует весьма хорошо, и им гораздо интереснее кранчить ради успеха проекта или упарываться в потроха очередного костыльного техносблёва, нежели задуматься о своём положении и что-то в нём поменять.
Внутривидовая агрессия. Она всегда гораздо ожесточённее, чем межвидовая, поскольку у особей одного вида кормовая база обычно одна и та же. Если вы и ваш знакомый оба являетесь Java-разработчиками, то конкурируете за одни и те же вакансии. Если для вас двоих условно осталась всего одна вакансия, то попадёт на неё только один из вас, а второму придётся уйти в столярное дело. Из этого вытекает высокая токсичность IT-сообществ и претензии вида «Ух гнусные вкатуны, закончили трёхмесячные курсы и теперь готовы за более дешёвый прайс делать мою работу по перегонке байтов между клиентом и сервером, ради получения которой я 5 лет выстрадал! Гнать их всех поганой метлой!», «А вот знаешь ли ты вообще БАЗУ? Алгоритмы знаешь? Низкоуровневое устройство рантайма знаешь? Исходный код потоков на Linux глядел? В армии служил? На зоне чалился?», «Ты сеньор? Ты в FAANG’e вообще работал? А стартапы поднимал? В комитетах по стандартизации заседал? Премию Хоппер получал? В космос летал?», «Ты врёшь об опыте? Что значит «Я успешно прохожу все техсобесы и легко справляюсь с задачами на любой работе»? А ну катись долой с глаз моих, грязный читор!», направленные лишь на то, чтобы осадить оппонента и подавить его амбиции, капельку подкрепив своё преимущество на перегретом рынке труда. Подобное поведение также часто называют охранительством (англ. gatekeeping). Такие люди своей позицией играют на руку работодателю, поскольку своей деятельностью помогают снизить зарплатные ожидания кандидатов и отфильтровать много кого на собесах, поднять планку требований к техническим навыкам соискателей.
Межвидовая агрессия. Вклад отдельного разработчика ПО оценить зачастую довольно сложно (почти невозможно), как и уровень его задач и сроки на их выполнение. Сидит себе бэкендер, дрожит над серверами, лишь бы не упало чего, и тут он внезапно узнаёт, что фронтендер, рисующий формочки с полями и вообще не заботящийся о каких-то там серверах, получает больше, чем он. Низкий эмоциональный интеллект не подкинет ему идею о том, что больше зарабатывает тот, кого не смогли прогнуть на низкую зарплату, а не тот, кто по тем или иным показателям этого заслуживает. Тем не менее, у человека возникает желание осадить коллег из других IT-направлений и поумерить их пыл, при этом он наивно полагает, что то, что недоплатили им, обязательно доплатят ему (нет, эти деньги работодатель оставит при себе).
Бессознательное следование за сильным лидером. Успехи крупнооборотных компаний вызывают у хомячков благоговение. Айтишник может защищать cвоего гиганта (или не очень-то и гиганта) в дискуссиях ради ассоциирования себя с ним на бессознательном уровне. Полагаю, в этом кроется инстинктивная надежда, что от сильного ему что-то перепадёт. О том, что крупная компания является богатой за счёт обмана сотрудников и клиентов, хомячок догадаться не может.
И сейчас меня кто-то спросит: «А почему вообще следует гнаться за деньгами?». На что я отвечу: определитесь, чем для вас является разработка: хобби или всё же работой? Хобби характеризуется тем, что процесс там важнее результата. На работе же у вас есть конкретные требования к результату, сроки, планирование и т.д. Хобби вы можете заниматься, а можете не заниматься, если настроения нет. А работу вы работать обязаны. Хобби служит для рекреационных целей, а на работе вы за деньги продаёте свои время, нервы и здоровье. Ресурсы эти, в отличие от денег, невосполнимы или почти невосполнимы, а следовательно, необходимо распорядиться ими с как можно большей выгодой.
Часто приходится слышать фразу: «Преврати хобби в работу, и тебе больше никогда не придётся работать». Фраза довольно лживая, ведь такое, скорее всего, приведёт лишь к тому, что вы полностью или частично возненавидите деятельность, которую раньше любили. Ведь когда это было хобби, вы делали его именно так, как нравится вам. А как только оно стало работой, вам приходится иметь дело с кучей разных людей, от которых зависит ваш доход, и их требованиями.
Вывод
Пока в IT рынок был на стороне работника, мало кто задумывался о том, какой вред может принести критикуемый в статье mindset. Да и успеха работнику можно было добиться даже с ним. Сейчас же мы вступили в эпоху массовых сокращений и проседания в IT-отрасли. Многие люди после потери работы, которой они отдавали всё своё Я, сделали переоценку ценностей. Я считаю, что данную переоценку надо сделать всем. Серьёзно, прекратите выгораживать работодателей и идти у них на поводу. У них есть гигантские бюджеты, юридические отделы, «административный ресурс» и т.д., в общем, постоять за себя против вас они легко сумеют. Лучшее, что могут делать наёмные рабочие — устанавливать планку. Повышать планку зарплат и понижать планку требований к себе. Но делать это необходимо коллективно, сообща. Чему препятствует вышеописанная гиперконкуренция.
Ну и напоследок — совет из книжки по вебкаму, который пригодится и разработчикам: