Корпоративный Das Experiment
16.01
— Коллеги, у нас серьезные проблемы с управляемостью. — с серьезным видом сказала Светлана Владимировна. — Если так пойдет дальше, компанию можно закрывать.
— Что вы имеете в виду, Светлана Владимировна? — спросила Марина, директор по качеству.
— А вы не знаете, Марина? — удивилась директор.
— Ну, я догадываюсь, конечно. — не захотела выглядеть глупо Марина.
— Исполнительская дисциплина — вот ключевая проблема. — не стала развивать тему Светлана Владимировна. — Пока сотрудники не делают то, что им велено, в срок, который им указан, мы — в огромной опасности.
— Тогда нам нужна система! — восторженно сказала Марина.
Остальные понуро молчали.
18.01
— Я думаю, дело не в технике. — продолжал Сергей. — Систем управления задачами — полно, выбирай любую. В чем-то другом дело.
— В чем еще, Сергей? — устало спросила Светлана Владимировна. — Люди у нас есть, процессы — тоже. Я уверена, нам просто не хватает системы.
— Ну как… — замялся Сергей. — Я работал в нескольких компаниях, везде была какая-то система управления задачами, но результат…
— А у нас нет никакой системы! — вдруг вступила Марина. — Мы, как пещерные люди, до сих пор таскаемся с бумажными служебными записками!
— Ну, а что не так? — нахмурился Сергей. — Причем тут вообще форма? Бумага, или электронное письмо — какая разница?
— Огромная разница! Ты в свой стол загляни! — повысила тон Марина.
— А что там у меня?
— Он еще и не знает… — ухмыльнулась Марина. — У тебя там лежат служебные записки! Согласованные директором! Но ты их не исполняешь!
— Так, стоп… — Сергей хлопнул рукой по столу. — Ты что, рылась в моем столе?
— Господи, тайны мадридского двора! — всплеснула руками Марина. — Пришлось! На субботнике, если помнишь, моему отделу досталась уборка в твоем кабинете! Вот и поглядела, как господин ИТ-директор исполняет задачи!
— Ну… — сконфузился Сергей. — Есть некоторые служебки, которые можно и не делать…
— Вот, и все так думают! — продолжала Марина. — Можно делать, можно не делать. Под стол, под стул, в стол, в туалет — куча вариантов, куда девать эти бумажки! Ничего ни от кого не добьешься!
— Марина права, Сергей. — прищурилась Светлана Владимировна. — Если уж менеджеры прячут служебные записки, что говорить о линейном персонале. Так что, систему придется сделать и внедрить.
— Ладно, как скажете. — пожал плечами Сергей. — Надо, так надо.
31.01
— Итак, заходим в систему, тут у нас три окна — поручения мне, поручения от меня, поручения моему отделу. — Сергей показывал свежеиспеченную систему на компьютере директора. — И одна большая кнопка — поставить поручение.
— Так, давай поподробнее… — придвинулась Светлана Владимировна.
— Тут все просто, и сделано, в первую очередь, для постановщика задач. — продолжил Сергей. — Мы знаем, по опыту, что главная проблема внедрения систем управления задачами — затащить в них руководителей, т.е. основных постановщиков задач.
— Почему? — удивилась Светлана Владимировна.
— Потому что они любят управлять по старинке, втихаря. — терпеливо объяснял Сергей. — Устно задачи ставить, максимум — через электронную почту. Во-первых, им нравится скрывать задачи, которые они ставят, от коллег.
— Как так? Почему? — продолжала удивляться директор.
— Ну как… — пожал плечами Сергей. — Потому что не все руководители чувствуют себя уверенно. Ладно подчиненные — они не будут спрашивать «что за говно он тут придумал?», а если задачу увидят вышестоящие, или параллельные руководители, то такой вопрос вполне может появиться. Знаете древнюю японскую поговорку?
— Какую?
— Точно не помню, но смысл такой: в слишком прозрачной воде рыбы не живут. — умничал Сергей. — Нужно, чтобы плавала ряска — это водоросли такие, мелкие, которые затягивают поверхность мелких прудиков. Тогда рыбы чувствуют себя комфортно.
— Хм, ну ладно. — пожала плечами Светлана Владимировна. — Теперь-то, с системой, у них другого выбора не останется. Придется ставить задачи здесь, и выходить в прозрачную плоскость.
— Ок. Во-вторых, руководителей часто пугают системы постановки задач, из-за сложности оформления поручений. — продолжал Сергей. — Особенно наших, деревенских менеджеров, не привыкших работать с компьютером в принципе.
— Пусть привыкают. — серьезно сказала директор. — Мы не можем идти на поводу у стереотипов.
— Ладно, я не против. Так вот, у нас с этим очень просто. Выбрал исполнителя, написал, что надо сделать, и отправил. Все.
— Все? — удивилась Светлана Владимировна. — И задача появится у исполнителя?
— Да, в тот же миг. И ему придет уведомление о поставленной задаче.
— Прекрасно! — улыбнулась директор. — Я хочу попробовать!
07.02
— Ну что за хрень, Сергей? — возмущалась Марина. — Что значит «не нужен срок»?
— То и значит — не нужен. — устало сказал Сергей. — Нафига задаче нужен срок?
— Ты… Ты идиот? — вежливым тоном спросила Марина. — Ты давно руководителем работаешь? Знаешь, что будет, если у задачи не будет срока?
— Ну-ка расскажи мне…
— Она не будет исполнена!
— А знаешь, что будет, если у задачи будет срок? — улыбнулся Сергей.
— Ну-ка просвети, умник херов.
— Ты никогда не получишь результата раньше срока. — сказал Сергей. — Это психология, элементарная. Все современные концепции говорят, что сроков ставить не надо. К тому же, ты запаришься этими сроками управлять. Есть такая методика планирования — ASAP, as soon as possible, или по-русски — как можно быстрее. Объясни своим подчиненным, что задачи надо исполнять как можно быстрее. Тогда ты удивишься, насколько быстро и четко они будут работать.
— Да пошел ты в жопу. — устало пробормотала Марина. — Я же говорила, надо взять готовую систему, а не выдумывать ничего. Во всех системах у задач есть срок.
— И все системы — говно на палочке. — кивнул Сергей. — Ну то есть выглядят-то они отлично, диаграммы там красивые, но толку от них — ровно ноль.
— Ой, тебя забыли спросить. — язвительно сказала Марина. — Ты, по сути своей, программист. Понимаешь? Просто программист. Ты понятия не имеешь, что такое управление. Нельзя, чтобы программисты делали системы управления задачами. Нужно техническое задание, разработанное руководителями. А ты его исполнишь.
— У меня есть лучшее применение для твоего технического задания. — улыбнулся Сергей. — Хочешь, научу, как из офисной бумаги А4 сделать удобную туалетную бумажку? Мягкую, приятную для… тела. Берешь ее, короче (Сергей взял из стопки на столе чистый лист), и вот так вот жулькаешь (Сергей начал тереть бумажку, как будто занимался ручной стиркой), жулькаешь, и… Смотри! Нет, на, пощупай.
— Дебил, прости Господи… — закатила глаза Марина.
— Да ты не тушуйся, на, бери, я еще сделаю. — с серьезным видом сказал Сергей.
— Так, прекратите паясничать! — хлопнула по столу рукой Светлана Владимировна. — Сергей, я согласна с Мариной. Сроки нужны. Если тебе удобнее ставить задачи без сроков, ставь на конец года.
— Светлана Владимировна, я… — начал Сергей.
— Все, прекратили базар!
12.03
— Нет, ты посмотри, что он мне тут написал! — возмущалась Марина. — Обеспечить своевременную проверку деталей на ОТК! И это — задача от главного инженера!
— Мда… — задумчиво проговорила Светлана Владимировна. — Задача несколько странная.
— Странная? — возмутилась Марина. — Да это дебилизм какой-то! И я должна ее исполнять!
— Почему? — удивилась директор.
— Потому что наш умник так сделал систему! — Марина показала пальцем на Сергея. — Когда задача ставится, она сразу попадает в исполнение!
— Так сходи к нему, поговори. — неуверенно сказал Сергей. — Скажи, чтобы отменил задачу.
— Не хочу я ни к кому ходить! — Марина перешла на крик. — Нахрена нам такая система, которая заставляет куда-то ходить?
— А ходить вообще полезно. — улыбнулся Сергей. — И с людьми общаться — тоже. Может, относиться к тебе нормально начнут.
— Да пошел ты в жопу! — кричала Марина. — Сделал говно какое-то, и ухмыляется сидит!
— Марина, давайте поспокойнее. — сказала Светлана Владимировна. — Я понимаю твое возмущение. Сергей что-нибудь придумает…
— Опять говно какое-нибудь? Советы свои тупорылые давать начнет? О том, как мне управлением заниматься.
— Нет. — серьезно сказала Светлана Владимировна. — Сергей, что предложишь?
— Ну, я уже предложил, пусть пешком сходит. — так же серьезно сказал Сергей. — Система не заменит человеческого общения. Тем более, что мы загоняем в нее людей насильно. Они сопротивляются. Вы же от них требуете — ставьте задачи! Вот они и ставят. Не поставил задачу — плохой руководитель. Поставил — хороший. Ну, вон как наша Мариночка.
— Так, ты опять начинаешь, Сергей? — нахмурилась Светлана Владимировна. — В общем, так. Добавь возможность отклонения поручений.
— Как скажете.
02.04
— Ну что вы за люди, а? — кричала Марина. — Почему отклоняете мои поручения?
Руководители молчали.
— Мне тоже интересно. — улыбнулась Светлана Владимировна. — Мои-то поручения никто не отклоняет.
— Может, потому что ты говно всякое пишешь в задачах? — улыбнулся Сергей. — Ну и, вообще, ты сама просила добавить возможность отклонения задачи. Вот и отклоняют. Можно же?
— Да как можно! — не унималась Марина. — Я — руководитель, топ-менеджер! Если я ставлю задачу, ее надо исполнять!
— Ну ты же отклоняешь задачи главного инженера. — пожал плечами Сергей. — И не объясняешь причин.
— Потому что он ерунду какую-то пишет! А я ерунды не пишу! Только задачи, которые согласуются с процессами по стандарту ИСО!
— Да какая разница, кто что пишет… — повысил тон Сергей. — Ты пойми. Раз есть возможность отклонить поручение, люди будут его отклонять. Особенно — твои говенные, никому не нужные задачи.
— Так, стоп! — прикрикнула Светлана Владимировна. — Сергей, надо добавить… Так, что добавить…
— Пусть причину отклонения пишут! — встряла Марина.
— Да, точно! — обрадовалась подсказке директор. — Только — в обязательном порядке!
15.05
— Алексей, вы что себе позволяете? — кричала Марина. — Разве такое допустимо?
— А что не так? — спокойно спросил главный инженер. — Вы поставили задачу, я ее выполнил.
— Ни хрена вы не выполнили! — начала краснеть Марина. — Я просила… Нет, я требовала предоставить на согласование процесс управления технологической оснасткой! А вы прислали мне прошлогодний, без единой правки!
— Марина, не вводите всех в заблуждение. — Алексей был спокоен, как удав. — Правки были.
— Это если считать правкой изменение даты разработки документа на первой странице! — продолжала Марина. — И все! Я умею пользоваться функцией сравнения документов в текстовом редакторе! Я снова поставлю вам поручение!
— Хм, ставьте. — пожал плечами Алексей. — Получите тот же документ.
— Алексей, в чем дело? — устало спросила Светлана Владимировна. — Почему такое отношение?
— Нормальное отношение. — сказал Алексей. — Какая задача, такое и отношение. Это же для сертификации по ИСО.
— И что? — удивилась Светлана Владимировна.
— Я не против сертификации, но почему я должен эти бумажки писать? У нас есть служба качества, во главе с Мариной. На всех заводах бумажки пишет отдел качества, а руководители просто их подписывают.
— У нас не так! — внезапно возмутилась Светлана Владимировна. — Мы не для галочки стандарт ИСО получаем! Мы сами разрабатываем процессы, а не скачиваем их из интернета! И работаем по этим процессам! Если помните, инициатором сертификации была я, а не Марина!
— Да, помню. — все-таки сконфузился Алексей. — Сделаю.
— В какой вы сказке живете, Светлана Владимировна. — улыбнулся Сергей. — Процессы наши — говно собачье, уж простите. Ровно такое же, как у всех. А мозгое… геморроя с ними — в разы больше. Я согласен с Алексеем. Если наши процессы разрабатывают руководители, и получается — как у всех, то зачем нам так делать? Давайте скачаем из интернета, подпишем и пусть лежат. А работать будет так, как надо, а не так, как положено.
— Мы и будем работать так, как положено! — продолжала директор на повышенных тонах. — А вы добавьте в систему функцию, чтобы инициатор задачи мог отклонить результат выполнения, с объяснением причины!
10.06
— Ну, а чего вы тогда стояли и гривой махали, а? — перешла на жаргон Светлана Владимировна. — Это вам не рядовые задачи! Вы все присутствовали на совещании, когда я перечисляла поручения для каждого!
— А что не так? — спросил Сергей, опоздавший к началу встречи.
— Детский сад, вот что не так! — крикнула Светлана Владимировна. — И это — руководители! Цвет компании!
— Что случилось-то? — осторожно спросил Сергей.
— Я поставила поручения на совещании…
— Ну, я помню. — кивнул Сергей. — Ксения их аккуратно записала в протокол и, наверное, внесла в систему.
— А они их дружно отклонили!
— Кто?
— Вот эти добрые люди! — Светлана Владимировна обвела рукой собравшихся топ-менеджеров. — Честно нажали кнопку, написали какой-то комментарий, причину отклонения, и успокоились!
— Серьезно? — улыбнулся Сергей.
— А что, похоже, что я шучу? — недобро улыбнулась директор.
— Нет, конечно… — сконфузился Сергей.
— И ведь ни один, ни один ничего не сказал на совещании! — продолжила Светлана Владимировна. — Стояли, как говорили у нас в общаге, язык в жопу засунули, смелости не хватает, что ли? Через систему-то все смелые, а? А в лицо мне сказать — слабо?
Руководители сидели, глядя в разные стороны. Кто — в окно, кто — на стол. С языком в жопе, выражаясь терминами директора.
— Так, надо что-то менять. — подытожила Светлана Владимировна. — Сергей, я хочу, чтобы мои поручения, поставленные на совещании, никто не мог отклонить. Точнее, не так… Чтобы те, кто присутствовал на совещании, не мог отклонить.
— Ок, сделаем.
23.07
— Борщ — так они это называют. — с усталой улыбкой сказал Сергей.
— Чего? — не поняла Светлана Владимировна.
— Ну, у нас как система называется? Система управления поручениями. — начал объяснять Сергей. — Сокращенно — СУП.
— Ну…
— А когда у задачи вышел срок исполнения, она становится красной…
— И? …
— Красный СУП. Борщ. Любимая шутка теперь у нас. У тебя борщ? Нет, пока щи. А у меня уже — борщ.
— Твою мать… Что такое с людьми, а? — покачала головой Светлана Владимировна. — Ничего их не прошибает. Прекрасную систему сделали, пользуйся и радуйся… А они — борщ…
— Чего ж в ней прекрасного, Светлана Владимировна? — пожал плечами Сергей. — Загнали людей в стойла какие-то, заставляем ходить по дорожкам, как в дурдоме. Это люди, а не роботы. Они не хотят быть тупыми исполнителями. Особенно зная, какие задачи ставят руководители. Особенно некоторые.
— Ты про кого? Про меня?
— Нет, вы не много задач ставите, и в основном — руководителям. Я про остальных топ-менеджеров. У меня же права админские, я все задачи вижу. Какого только говна не напишут…
— Блин, как я устала уже… — вздохнула Светлана Владимировна. — Хочешь как лучше, а выходит как всегда… Что делать, Сергей?
— Отменить… — пожал плечами Сергей. — Точнее, откатить систему, к ее изначальному варианту. Ну, когда не было бюрократии, красных борщей, всех этих «принять», «отклонить», «написать обязательный комментарий». Пусть люди общаются, говорят, работают творчески. Это люди, такие же, как мы с вами.
— Не знаю, Сергей… — задумчиво сказала Светлана Владимировна. — Как ты гонишь стадо, так оно и идет…
— Это из MBA? — улыбнулся Сергей.
— Ну да…
— Хорошо, что я отказался на него идти.
25.08
— Что за идиотизм? — возмущался Сергей. — Вы понимаете, что творите?
— Тебя забыли спросить, умник.
— Блин, стоило мне в отпуск сходить, как ты уже на ухо подсела? Твоя идея?
— Да, моя! — выкатила глаза Марина.
— Что не так, Сергей? — устало спросила Светлана Владимировна. — Нормальная идея — привязать мотивацию к исполнительской дисциплине. Сделал все задачи в срок — получил полную зарплату. Просрочил половину задач — получил меньше. Максимальное лишение, если вообще все задачи просрочил — 20% от зарплаты.
— Да это же дебилизм какой-то! — продолжал возмущаться Сергей. — Вы что с людьми сделать хотите? Страху нагнать? В роботов превратить? О чем они будут думать каждый день?
— О работе своей, о задачах. — все тем же усталым тоном продолжила Светлана Владимировна. — Только теперь у них будет стимул выполнять задачи в срок.
— Вы же не серьезно ставите в один ряд работу и задачи? — искренне удивился Сергей. — Люди прекрасно знают свою работу! А эти задачи дебильные — только отвлекают от нее! Понимаете вы это, или нет? Ладно там программисты, например — им реально надо задачи на доработку писать, но остальные-то? Нахрена бухгалтеру задачи ставить? А? Он что, не знает, чем заняться? Ему приносят накладные, он их вносит в систему. Все!
— Ну вот, теперь он будет накладные в срок вносить. — неуверенно сказала Светлана Владимировна.
— И что, ему на каждую накладную будут задачу ставить? — повысил голос Сергей. — Светлана Владимировна, вы понимаете, что говорите?
— Так, Сергей. — нахмурилась Светлана Владимировна. — Ты говори, да не заговаривайся. Решение принято, приказ подписан. С сентября новая система мотивации будет действовать. Ты должен сделать инструмент расчета исполнительской дисциплины.
— Да, я уже поставила ему такую задачу. — ехидно улыбнулась Марина.
— В жопу себе засунь свою задачу! — крикнул Сергей. — Я не буду в этом участвовать.
— Будешь, как миленький. — продолжала улыбаться Марина. — Иначе зарплаты лишишься.
— Сергей, сделай то, что Марина говорит. — серьезно сказала Светлана Владимировна. — Я уверена, что такой подход повысит исполнительскую дисциплину в компании, и мы, наконец, сможем наладить нормальное управление.
— Нормальный концлагерь вы наладите. — сказал Сергей. — Работать никто не будет. Все будут только исполнять поручения.
— Ну, посмотрим… — пожала плечами Светлана Владимировна.
30.09
— Результаты — прекрасные! — Светлана Владимировна была очень возбуждена. — Конечно, последний день еще внесет свои коррективы, но, судя по динамике, они будут позитивными! 95%! Коллеги, вы верите в эту цифру? 95% поручений выполнено в срок!
— Отлично! — поддержала Марина. — У меня в отделе, смею заметить, дисциплина 100%!
— Да, Марина, вас надо всем в пример ставить! — покивала Светлана Владимировна. — Коллеги, это успех! Прорыв! Об этом можно книги писать! Мы добились результата, которым можно гордиться!
— Только наш господин ИТ-директор опять чем-то недоволен… — перевела Марина взгляд на Сергея. — Что, кликуша, ошибся? Ты же тут громче всех орал, что ничего не выйдет, и мотивация не сработает.
— Я даже не знаю, о чем с вами говорить… — устало произнес Сергей. — Радуетесь бессмысленной цифре, как дети. Знаете, как она получилась?
— В смысле? — Светлана Владимировна не могла убрать с лица улыбку. — С расчетами что-то не так, что ли?
— С расчетами все верно. — кивнул Сергей. — Цифра, и правда, красивая. Можете ее в свое резюме вносить. Это ж какая строчка классная! Повысил исполнительскую дисциплину до 95%! Да вас в любой компании с руками оторвут!
— Сергей, я чувствую иронию… — улыбка все-таки сошла с лица директора. — Говорите прямо.
— Вы пробовали пачку бумаги для принтера получить у офис-менеджера? — спросил Сергей.
— Конечно. А что не так?
— У вас, Светлана Владимировна, все так. — кивнул Сергей. — А когда, например, бухгалтер хочет пачку бумаги, чтобы накладные дальше печатать, что он слышит?
— Что?
— Напиши мне поручение. — ответил Сергей. — Хочешь заявление на отпуск подать — пиши поручение, типа «прошу принять мое заявление». Хочешь, чтобы менеджер протестировал новый функционал в программе — заметьте, тот функционал, который он сам попросил добавить — пиши поручение. Пиши поручение о том, чтобы принять поручение. Скоро на посещение туалета надо будет писать поручение.
— Ой, Господи, да уймись ты, раскаркался, как ворона. — махнула рукой Марина.
— Есть, конечно, перекосы… — пожала плечами Светлана Владимировна. — Но в целом-то система работает, и дает прекрасный результат.
— Она не результат дает, а цифру. — ответил Сергей. — Вам, менеджерам, нужна только цифра. Красивая, приятная, которую можно всем показать, похвастаться, в резюме опять же написать… Что там, под этой цифрой — вам безразлично. Вы всегда придумаете, как объяснить бред, который происходит при достижении этой цифры. Скажете… Как вы щас сказали? Есть, конечно, перекосы, но в целом система работает.
— Сергей, я все понимаю, и слышу тебя. — Светлана Владимировна пристально глядела на Сергея. — Но и ты меня пойми. Исполнительская дисциплина — основа управления. Пока твои задачи не исполняются, ты не руководишь.
— Осталось разобраться, что за задачи мы ставим. — ответил Сергей. — Понимаете? Что толку, если выполняется 95% бессмысленных, никому не нужных задач, которые можно и не ставить? Зачем их ставить?
— Но ты же сам систему сделал! — вступила Марина. — Ты сказал, что надо записывать задачи!
— Не рутинные, процессные, а уникальные задачи! — повысил голос Сергей. — Понимаешь? А, ни хрена ты не понимаешь… Особые задачи, которые реально надо контролировать, а не все подряд!
— Ну вот и ставь свои уникальные задачи. — пожала плечами Марина. — А я буду записывать в поручения все, чего хочу от сотрудников. И они будут исполнять.
— Все, чего хочешь? — искренне удивился Сергей.
— Ну, не хочу… — осеклась Марина. — Те задачи, которые надо делать.
— А ты знаешь, что надо делать?
— Конечно, я же руководитель. — кивнула Марина. — Я не ставлю бессмысленных задач.
— Тебя на прогулку выпустили? Или весь курс пропила уже?
— Иди в жопу…
17.10
— Алена, я наряд сделала. — сказала Яна. — Оформишь перемещение?
— Напиши поручение. — не отвлекаясь от монитора, сказала Алена.
— Алле, на, это я, на. — улыбнулся Сергей, сидевший рядом. — Как же вас так угораздило вместе поселиться? Прям как в старом баяне.
— Надоел ты уже со своей шуткой. — устало улыбнулась Яна. — Алена, я поручение написала. Примешь?
— Да, сейчас.
— Чего? — удивился Сергей. — Вы что, друг другу поручения ставите?
— Да, конечно. — кивнула Яна. — А что?
— Вы сидите друг напротив друга! — возмутился Сергей. — Вы — два бухгалтера, которые работают в паре! И всегда работали, сколько лет вас знаю. Нарена вам поручения?
— Как нафига? — удивилась Яна. — Мы тоже хотим зарплату получать, как и все.
— А без поручений вы зарплату не получите что ли? — удивился Сергей.
— Получим, но вдруг меньше будет. А так — точно знаем, что все хорошо будет.
— Где хорошо-то, а? — Сергей придвинулся ближе. — А сколько вы поручений таких пишете?
— На каждый наряд. — серьезно ответила Яна.
— Так это… Несколько десятков в день?
— Ну да, до сотни бывает. — кивнула Яна.
— Вы… — Сергей не сразу нашелся, что ответить. — Вы в своем уме?
— Ой, ну начинается… — Яна отвернулась к монитору и продолжила работать.
— Чего начинается? — возмутился Сергей. — Вы чего творите?
— Это вы там чего творите! — повернулась обратно Яна. — Сами придумали систему, сам заставили пользоваться, сами из зарплаты вычитаете, а мы в чем-то виноваты?
— Так не для этого систему придумали! — всплеснул руками Сергей. — Вас она, по сути, вообще касаться не должна! Вы, прошу прощения, линейные сотрудники, с простой и понятной работой! Как конвейер. Берешь больше, бросаешь дальше.
— Это что за поговорка?
— Это инструктаж в первый день работы на свиноферме. — ответил Сергей. — Вот лопата, вот — говно. Берешь больше, бросаешь дальше.
— Это, по-твоему, работа бухгалтера так выглядит? — обиженно спросила Яна.
— В целом — да. — кивнул Сергей. — Рутина у вас. Одно и то же каждый день. И нафига вам поручения-то?
— Я же сказала, чтобы зарплату получить. — устало повторила Яна.
— Блин…
— Чего блин? Мы кто? Вы же сами сказали — бери больше, бросай дальше. Сказали — поручения делать, мы и делаем. Придумали хрень какую-то, а потом удивляетесь.
— То есть вы — белые и пушистые, а мы — уроды?
— Нет, не уроды. Вы — руководители. — пожала плечами Яна. — Наверное, что-то умное придумали. Поставили эксперимент над нами. А нам что — правила понятны, вот и работаем. Делаешь поручения, закрываешь вовремя, и все хорошо.
— Мда…
— Вот тебе и мда. — кивнула Яна. — В своей голове разберитесь там, потом нам советы давайте.
21.11
— Я тебе поручение поставлю! — возмущалась Марина. — Меня это достало уже!
— Два поставь. — улыбнулся Сергей.
— Тебя забыла спросить! — ухмыльнулась Марина. — Надо будет, десять поставлю. Ты у меня еще попляшешь!
— И спою. — пожал плечами Сергей. — Тебе ж оно и надо. Чтоб пели и плясали. А ты — такая молодец.
— Сергей, что опять? — устало спросила Светлана Владимировна.
— Ничего. — помотал головой Сергей. — Das Experiment.
— Что это? — прищурилась Светлана Владимировна.
— Фильм такой, немецкий.
— Дас ист фантастиш, я-я? — усмехнулась Марина. — Не надо свои тайные желания тут лепить.
— Нет, это не порнуха. — не сконфузился Сергей. — Фильм об эксперименте. Взяли людей с улицы, одних посадили в камеры, других — назначили охранниками. Хотели посмотреть, как изменится поведение людей — и тех, которых властью наделили, и тех, которых в униженное положение поставили.
— И что, какой результат? — заинтересованно спросила Светлана Владимировна.
— Вообще, фильм, вроде, на реальных событиях основан. — ответил Сергей. — Что там в итоге… Охранники реально поверили в свою безнаказанность. Самые худшие черты повылазили из них. Стали бить заключенных, издеваться над ними. Даже вроде убили кого-то.
— Кошмар… — покачала головой Светлана Владимировна. — Надо будет посмотреть.
— Надо. — кивнул головой Сергей. — И тебе, Мариночка, надо.
— Обойдусь. — ухмыльнулась Марина.
— Конечно, обойдешься. — улыбнулся в ответ Сергей. — Это ж про тебя фильм.
— В смысле?
— Ну ты — типичный охранник. — продолжал Сергей. — Только что орала, что поставишь мне поручения. Для тебя система стала оружием. Тебе насрать, правильные ты задачи ставишь, или нет, надо их делать, или нет. Тебе главное — властью своей воспользоваться.
— Не лечите меня, доктор. — продолжала ухмыляться Марина.
— А тебя не вылечить уже. — пожал плечами Сергей. — Ты — типичный червяк. С людьми ты разговаривать не умеешь. Наладить работу ты не можешь. Только орать на подчиненных. А когда тебе что-то надо от параллельных, не подчиняющихся тебе людей, ты впадаешь в ступор. Точнее — впадала.
А когда система появилась, ты крылышки-то и расправила. Теперь у тебя власть есть, пусть и виртуальная. Ты можешь писать поручения. Даже если их отклонят, ты не успокоишься — придешь на общее совещание, и начнешь орать, что твои задачи игнорируются. Маму позовешь (Сергей качнул головой в сторону директора). И ничего, примут твои задачи. А потом еще неделю будешь мурыжить с приемкой результата исполнения задачи. То тебе орфография не нравится, то файл не в том формате приложили, то еще что…
— Я работаю в рамках правил, а ты… — начала краснеть Марина.
— А что ты еще можешь-то? — спокойно ответил Сергей. — Правила, системы — твоя среда существования. Ты — паразит. Самый настоящий. Ты — зло. Бюрократ, точнее — бюрократка. Лабораторный червяк, который может существовать только в искусственной среде. В натуральной среде тебе, прости Господи, работать бы пришлось.
— Да почему я должна это выслушивать! — закричала Марина. — Светлана Владимировна, почему вы позволяете со мной так разговаривать? Я не буду…
— Будешь, Марина. — серьезно ответила Светлана Владимировна. — Сергей, продолжай, мне интересно.
28.12
— Сереж, помоги, пожалуйста… — умоляющим тоном продолжала канючить Валентина. — Ну никак она не принимает, я уж и так, и так…
— Что ей не нравится? — устало спросил Сергей.
— Сначала формат файла не подошел. — продолжала Валентина. — Потом названия колонок, потом формат цифр. Я уж ее просила — дайте все требования сразу, а она — ни в какую…
— Да, Марина — она такая. — улыбнулся Сергей. — От меня-то вы что хотите? Чтобы я маме нажаловался?
— Ну не знаю, Сережа… — замялась Валентина. — Может, срок поручения сдвинуть? Чтобы просрочки не было. Мне нельзя зарплату меньше получить, понимаешь?
— Да, я знаю вашу ситуацию, Валентина. — кивнул Сергей, ощущая дискомфорт от разговора с матерью-одиночкой, получавшей зарплату в двадцать тысяч рублей. — Но срок поручения сдвинуть может только инициатор. Она заметит, и поднимет такой вой…
— Ну что делать-то, Сережа? — умоляюще спросила Валентина.
— А вы пробовали с ней поговорить? — спросил Сергей.
— Да пробовала, конечно! — вздохнула Валентина. — Ну ты же ее знаешь… Непробиваемая, как бронепоезд…
— Ладно… — Сергей тоже вздохнул и уставился в окно. Помолчал несколько секунд и продолжил. — Вот вам лайфхак, только никому не рассказывайте…
— Чего?
— Обходной путь, короче. — продолжил Сергей. — Поставьте себе двадцать поручений, и выполните их.
— Как так? Зачем?
— Ну чтобы нивелировать одно просроченное. — начал объяснять Сергей. — Чтобы получить полную зарплату, надо иметь дисциплину 95%. Так?
— Вроде да…
— Ну вот. — кивнул Сергей. — Если у вас будет одно просроченное, и двадцать выполненных в срок, то будет чуть больше 95%. И все получится.
— А как, разве так можно? Поручения себе ставить.
— Можно.
— Точно?
— Точно. Светлана Владимировна так делает.
— Тоже что ли, чтобы получку получить? — округлила глаза Валентина.
— Нет, конечно. — улыбнулся Сергей. — Она же директор, ей задач никто не ставит, поэтому она сама себе пишет поручения.
— А что я там напишу?
— Да любую фигню. — пожал плечами Сергей. — Вы ж снабжением занимаетесь? Ну вот. Заказать детали поставщику. Согласовать сроки поставки. Рассмотреть коммерческие предложения. И так далее.
— Поняла… — кивнула Валентина.
— Отлично. Делайте, и ничего не бойтесь.
16.01
— Коллеги, у нас серьезные проблемы с управляемостью. — с серьезным видом сказала Светлана Владимировна. — Если так пойдет дальше, компанию можно закрывать.
— Что вы имеете в виду, Светлана Владимировна? — спросила Марина, директор по качеству.
— А вы не знаете, Марина? — удивилась директор.
— Ну, я догадываюсь, конечно. — не захотела выглядеть глупо Марина.
— Старую систему пришлось отменить. Но исполнительская дисциплина — по-прежнему вот ключевая проблема. — сказала Светлана Владимировна. — Пока сотрудники не делают то, что им велено, в срок, который им указан, мы — в огромной опасности.
— Тогда нам нужна новая система! — восторженно сказала Марина.
Остальные понуро молчали.