Корпоративные фрукты

habr.png

— Прошу внимания, коллеги. — директор постучал карандашом по столу. — Нам предстоит интересное мероприятие.

Не сразу, но тишина установилась. Коммерческий директор и главный инженер продолжали о чем-то шепотом переговариваться, иногда посмеиваясь, но, заметив строгий взгляд директора, затихли.

— Мы собрались для проведения кросс-собеседования. — продолжил директор. — И у нас тут — очень интересный экземпляр. Претендует на должность директора по информационным технологиям. Но вот резюме…

— Мда. — улыбнулась HR. — Весьма странный субъект. Подозреваю, это будет что-то… Хотя думаю, на работу мы его не возьмем.

— Почему? — спросил коммерческий.

— Сейчас сам увидишь. Он утверждает, что может какими-то там программистскими, или… — HR подняла со стола бумажку, пробежалась глазами. — Да, вот… Инженерными методами повысить эффективность бизнеса. В том числе, прибыль.

— Откуда такое чудо? — коммерческий удивленно улыбнулся.

— Из деревни какой-то… — HR снова глянула в бумажку. — Написано — Курган. Это где?

— Там, где волки срать боятся. — подхватил общее настроение главный инженер. — Бывал я там, на практике. Еле жив остался, в девяностые дело было…

— Ну что, зовем? — перебил директор.

Внезапно в дверь переговорной постучали и, тут же, не дожидаясь приглашения, вошел Сергей. Почему-то в пуховике и шапке.

— Это, парни. — сказал он извиняющимся тоном. — Простите за беспокойство, я передумал. Мне ваша компания не подходит. До свидания.

Улыбки с лиц сразу исчезли. Сергей решил воспользоваться общим замешательством, и подался обратно в коридор.

— Подождите! — визгливо крикнула HR. — Э-э-э…

— Сергей. — подсказал Сергей.

— Да, Сергей! Не уходите!

Сергей на пару секунд задержался, тяжело вздохнул и вернулся в переговорную, но дверь не закрыл.

— Почему передумали? — спросил, нахмурившись, директор. — Слишком сложные задачи?

— Чего? Не-е-е-е… — весело помотал головой Сергей. — Слишком низко висят фрукты. Вчера я еще сомневался, но, поторчав полчасика в вашем офисе, окончательно в этом убедился.

— Что, простите, у нас низко висит? — ухмыльнулся коммерческий.

— Фрукты.

— Это какой-то юмор курганский?

— Чего? А, Курган… Нет, это Бизнес-Молодость.

— Что? — поднял брови коммерческий.

— Это компания такая, тренинги проводит. — ответила HR. — Популярные, хоть и не сильно глубокие.

— Ну, вам-то этой глубины по… По горло хватит. — тихо сказал Сергей.

— Чего? — протянул коммерческий. — Ты охренел, что ли? Ты знаешь, с кем разговариваешь?

— Раз, два, три, — Сергей принялся пересчитывать собравшихся, показывая на каждого пальцем. — Четыре человека и один олень. Или лось? Я, если честно, не очень разбираюсь.

— Ах ты… — коммерческий вскочил со стула.

— Тихо! — громко ударил по столу ладонью директор. — Что вы, как дети?

— Да он же… — кричал коммерческий.

— Сядь, я сказал! Еще мне тут драки не хватало! Сергей, это все, конечно, очень интересно, но вам не кажется, что так не поступают?

— Вы про что?

— Про ваше заявление, что наша компания вам не подходит.

— Так я же извинился. Я и так отнял у вас достаточно времени, не хотел усугублять.

— Да уж, не хотел усугублять. — улыбнулся директор. — Теперь-то вам уж точно в нашу компанию не устроиться, с такими… С такой формой общения.

— Ладно. — пожал плечами Сергей и вновь направился к двери.

— Да постойте же вы! — крикнул директор. — Вы что, на самолет опаздываете?

— Нет, самолет ночью.

— Хорошо, можете с нами немного поговорить? Все равно уж собрались… О каких фруктах вы говорили?

— Психушку придержите? — показал Сергей пальцем на коммерческого. — А то мало ли…

— Не переживайте. — ответил директор. — Но лучше, конечно, выбирать выражения.

— Так я и выбирал. Нежно ведь — олень, лось… Не говна же кусок.

— Сергей, фрукты.

— Да. Можно я разденусь? Жарковато.

— Да, разумеется. — директор жестом показал на вешалку, стоявшую в углу переговорной.

Сергей скинул пуховик, засунул шапку в карман, повесил все это на вешалку и уселся за стол.

— Есть такой термин — низко висящие фрукты эффективности. — начал он, глядя на директора. — Не знаю, кто его придумал, научный он или нет, какой методике он соответствует. Услышал о нем из видео той самой Бизнес-Молодости.

— Что это такое-то? — нетерпеливо переспросил директор.

— Это… Ну, дерево с фруктами себе представляете? Яблоню, например.

Директор сухо кивнул.

— Ну вот. Подходите вы к нему, чтобы яблочко сорвать. А яблоня такая — съешь мое яблочко…

— Дебил. — донеслось со стороны коммерческого, но директор бросил на него строгий взгляд.

— Есть яблоки, висящие высоко, за ними надо лезть на дерево. Есть те, что висят низко — можно рукой достать. Вы какое выберете?

— Ответ очевиден. — не раздумывая, ответил директор.

— Ну вот, с яблоками все понятно. А в бизнесе — наоборот. Всем пофигу на то, что под рукой, что можно взять и улучшить, получив небольшой, а иногда — и значительный профит. Если уж и заходит речь об изменениях, то придумывают какие-то грандиозные планы, проекты года, консультантов зовут, миллионы отдают, чтобы залезть на дерево и убедиться, что яблоки там — ничем не лучше низко висящих. Хотя, достаточно было протянуть руку.

— Метафора понятна. — кивнул директор. — Но вы сказали, что у нас такие фрукты есть. О чем речь?

— Как насчет полусотни миллионов в год? — с серьезным видом спросил Сергей.

— Чего? — округлил глаза директор. — Вы… Стоп, вы же не хотите у нас работать?

— Ну да. Погодите, а причем тут я?

— Вы свои требования по зарплате озвучиваете?

— А, вон вы про что… Нет, это я вам цену фрукта назвал. Сколько вы можете сэкономить.

— Пятьдесят миллионов в год? Рублей? — в тоне директора смешались сомнение и насмешка.

— Ну.

— Разве что в порядке бреда… Рассказывайте, что за фрукт.

— Да вон он сидит, рогами машет. — Сергей кивком головы показал на коммерческого.

— И где там пятьдесят миллионов? — усмехнулся директор. — Мы, конечно, в Москве, но таких зарплат у нас нет.

— Да ладно. Я не про его оленью зарплату, а про его менеджеров. — говоря слово «менеджер», Сергей изобразил пальцами кавычки. — Выгоните двадцать-тридцать человек, сэкономите пятьдесят миллионов, без потери в продажах.

— А продавать кто будет, ты что ли? — отозвался коммерческий.

— Вы, господин из леса, сейчас не путаете понятия «продавать», «отгружать» и «оформлять»? — Сергей повернулся к коммерческому. — Вот есть у вас там менеджер Коля. Есть такой?

— Тебя не касается, колхозник.

— Сергей, погодите… — отозвался директор. — Николай — ваш знакомый?

— Ну да. — Сергею пришлось опять повернуться к директору, раз диалог с коммерческим не удался. — Уже полчаса как.

— Поясните? — вежливо, но нетерпеливо спросил директор.

— Чего тут пояснять… — пожал плечами Сергей. — В приемной сидит симпатичная молодая девушка, офис-менеджер, или как там у вас это в Москве называется… Она мне сказала, что ждать придется полчаса. Я спросил, где тут у вас туалет, она объяснила, я ушел и заглянул в отдел продаж.

— В который? — переспросил директор.

— В оба.

— У нас их три.

— А, ну тогда фрукт может оказаться еще вкуснее. Так вот, зашел, сказал, что я — новый программист, и меня отправили на сбор требований и знакомство. Они мне все и рассказали. Особенно Коля старался.

— Что он вам рассказал?

— Про автоматизацию — ничего особенно интересного. Но про свою работу поведал достаточно. Он сидит на одном клиенте, ритейлере, которому вы делаете пакеты. В огромных количествах. Одни и те же пакеты, каждый месяц, по заявке.

— Ну, а что не так? — нетерпеливо спросил директор.

— А сами не догадываетесь? — удивленно поднял брови Сергей. — Клиент уже ваш. Нашел, уговорил, притащил его, наверняка, не Коля. Так?

— Ну… — замялся директор. — Вообще да, так. Николай — менеджер сопровождения. Он, и подобные ему, не ищут клиентов, а, как это… Ну да, сопровождают текущих.

— И вы за это платите ему нехилый процент, так? — спросил Сергей.

— Не сказать, что прям нехилый… Но вообще да, платим.

— Оклад Коле, процент Коле… А за что?

— Я же сказал, за сопровождение.

— Звучит красиво, но что это такое — сопровождение? Как считаете?

— Сергей, говорите прямо, у нас не экзамен. — директор начинал терять терпение от необычности ситуации.

— Да, сорян… — сконфузился Сергей. — На самом деле, никаким сопровождением Коля не занимается. Он просто принимает письмо от снабженца клиента, пересылает его девушке по имени… Блин, забыл. Там девушка такая сидит, блондинка, которая оформляет в системе заказ и документы отгрузочные. Все, на этом работа Коли закончена.

— То есть вы утверждаете, что Николай — лишнее звено?

— Ага. — кивнул Сергей. — Собственно, и безымянная девушка не нужна. Клиент ваш. Он с вами работает не потому, что на конце провода сидит Коля. Он, вполне возможно, недоволен Колей. Но доволен качеством, сроками, стоимостью и вообще, условиями работы с вами. Поэтому покупает у вас. А вы думаете, что в этом есть заслуга Коли.

— Как-то… — директор задумался. — Не знаю, если честно… У нас всегда так было…

— И всегда было успешно! — отозвался коммерческий. — Не трожь то, что работает!

— Ты программист, что ли? — улыбнулся Сергей и повернулся к коммерческому. — Это они не любят трогать то, что работает. А ты, вроде, коммерческий. И нет нам покоя, гори, но живи…

— Тебя спросить забыли! — коммерческий перешел на крик. — На хрен мы его слушаем? Что за фигня вообще? Продажи идут, клиенты довольны, рост есть, проблем ноль, зачем в мелочах ковыряться?

— Проблем ноль? — удивленно переспросил директор. — Ты серьезно?

— Да везде есть проблемы, это нормально! — как ни в чем не бывало, продолжил коммерческий. — Но наши реальные проблемы — совсем не в Николае или Ксюше!

— А где ваши реальные проблемы? — с улыбкой спросил Сергей. — На вершине яблони? Зарубежные рынки? Новые виды продукции? Внедрение какой-нибудь CRM-системы за пару миллионов? Там решения ваших проблем? А сопли под носом — не та проблема? Задница неподтертая — не проблема, которую надо сейчас решить? Дыра в кармане, из которой деньги вываливаются — нет, подождет?

— Сергей. — остановил жаркую речь директор. — Ну ладно, допустим, Николая можно… Ну, или заменить, или сократить, или пересадить на другую работу. Вы же говорили о пятидесяти миллионах.

— Так Коля — просто один из примеров. Добавьте Ксюшу, еще два десятка таких же менеджеров, которые сидят на одном-двух уже освоенных клиентах, десяток или полтора девочек, сидящих рядом для оформления документов, налоги, рабочие места, зарплату промежуточных руководителей, и получите те самые пятьдесят миллионов в год.

Директор замолчал и пристально смотрел за Сергея. Затем откинулся на спинку кресла, отвел глаза в сторону окна, и задумался. Губы его беззвучно что-то бормотали, словно он проводил в голове расчеты.

— Вообще, — вдруг заговорила HR. — Есть в этом какой-то смысл… Я анализировала систему мотивации, вычисляла коэффициенты влияния каждой должности на результат, и пришла к аналогичным выводам.

— Почему не сказала? — повернулся к ней директор.

— Ну, это было не так давно, хотела сначала убедиться, и только потом…

— Потом, то есть никогда? — улыбнулся директор.

HR опустила глаза и немного покраснела.

— Не, реально, его давно пора выгнать! — вдруг громко сказал главный инженер.

— Кого именно? — переспросил директор.

— Да Николая этого! Совершенно бессмысленный персонаж! Только и знает, что бегать по производству и, как он это называет, «уточнять». Когда его заказ запустится в работу, когда флекса, когда ламинация, когда пленки придут, когда то, когда сё. К ребятам в цехе пристает, просит вперед продвинуть его заказ, мозги всем конопатит.

— Так. — остановил его директор. — Хватит про Колю. Что думаешь?

Вопрос предназначался коммерческому.

— Я думаю, надо гнать в шею этого подонка. — коммерческий показал пальцем на Сергея. — Нет ничего проще, чем прийти вот так и взбаламутить. Осуждать, нарушать устои, обвинять, разоблачать! Хрень на постном масле! Не так бизнес делается, не в этом дело, не в таких мелочах!

— Погоди. — поднял ладонь директор. — Пятьдесят миллионов в год для тебя — мелочь?

— Относительно наших объемов продаж — да! — выпалил коммерческий.

— А относительно нашей прибыли?

Коммерческий не ответил. Только сидел и глубоко дышал. Не хватало только пара из ноздрей.
— Заметь, моих пятидесяти миллионов в год. — погрозил пальцем директор. — Кто-то считает свою жизнь состоявшейся, создав бизнес с такой годовой прибылью. А мы тут рассуждаем, много это или мало. Для вас это — просто цифры, а для меня — реальные деньги. Мои деньги, понимаешь?

— Там надо еще посчитать… — попытался ответить коммерческий.

— Что посчитать? Ну посчитаешь ты, и что? Получится не пятьдесят, а двадцать, и что? Или даже десять… Да на эти деньги можно несколько станков новых купить!

— Да, станки бы не помешали… — сказал главный инженер, разговаривая как бы сам с собой.

— Чего? Какие? — спросил его Сергей.

— Да есть у меня список. — главный инженер стал рыться в карманах. — Вот, всегда с собой таскаю.

На столе легла бумажка формата А4, исписанная непонятными названиями на английском.

— Это тот список, что ты мне присылал? — директор прищурился, пытаясь разглядеть список.

— Ага, раз десять. — сокрушенно ответил главный инженер. — И вы каждый раз отвечали, что денег нет.

— Ну, сейчас нет повода вам отказывать. — улыбнулся Сергей. — Мы ж фрукт почти сорвали уже. Определите приоритеты, исходя из текущего ограничения, и купят вам пару станков.

— Исходя из чего?

— Из ограничения. Ну, где у вас там бутылочное горлышко.

— Что у нас где?

— Бутылочное горлышко. Ключевое ограничение. Где больше всего заказов в очереди стоит?

— На флексе, где ж еще.

— Эт чего такое?

— Флексомашина. Станок, который наносит рисунок на пленку. Большой принтер, грубо говоря.

— Ну так расшивайте его. Управляйте очередью, чтобы не простаивал. Сокращайте время переналадки. А лучше — добавьте еще флексомашину. Все, как дедушка Элияху завещал.

— Кто?

— Блин, да ну вас. — с досадой махнул рукой Сергей. — Я это, пойду?

— Куда? — директор почему-то удивился.

— Как куда? В аэропорт поеду. В детский мир заскочу, детям подарки купить. Про фрукт я вам рассказал. Работать у вас не хочу. Что еще?

— Кстати, а почему работать у нас не хотите?

— А нафига? У вас тут поле не паханное для повышения эффективности. Но все настолько просто, что скучно. Когда молодой был — любил такие проекты, а сейчас надоело. Нужно интересное дело, а не жирные сливки. Что знаю, я вам рассказал. Дальше сами разберетесь. Только ИТ-директору, которого наймете, не забудьте сказать про систему приема заказов, интегрированную через веб-запросы в КИС поставщиков.

— Что? — переспросил директор. — Вы о чем?

— Ну когда Коляна и его дружбанов выгоните, кто-то же должен заказы принимать? Вам нужна простая система, принимающая заказы от клиентов. У них системы разнородные, так что проще всего через веб-запросы сделать. Номенклатуры немного, заказов — тоже. Они вам шлют запрос с заказом, вы — ответ с ценами и сроками поставок. Ну и все, дальше как обычно.

— Так, запиши быстренько. — директор обратился к HR.

— А я ничего не поняла… — удивилась та, но взяла ручку и попыталась чего-то написать на листе бумаги.

— Я повторю. — вздохнул Сергей и продиктовал еще раз свое предложение.

— Засим позвольте откланяться. — Сергей встал и направился к вешалке.

— Подождите! — закричал вдруг главный инженер. — Не уходите! Я понял, о чем вы говорили! Это теория ограничений, Голдратт! Я читал его книгу!

— Прекрасно! — тем же тоном ответил Сергей. — Тогда вы знаете, что делать!

И принялся надевать куртку.

— Сергей… — сказал директор. — Может, задержитесь еще на часок? Глянете, я не знаю… Производство?

Сергей застыл с одним надетым рукавом и снова тяжело вздохнул.

— У вас тут кормят? — спросил он.

— Конечно! — вскочил главный инженер. — У нас прекрасная столовая! Идемте!

© Habrahabr.ru