Корпоративные бутерброды
— Приветствую, коллеги! — Евгений Викторович широко улыбался, стоя перед собравшейся аудиторией. — Сегодня у нас — знаменательный день. Во-первых, это первая стратегическая сессия с нашим новым директором, Николаем Ивановичем. Во-вторых, мы вносим значительные изменения в формат самой сессии, и период стратегического планирования теперь будет составлять не год, а сразу три. Ну, не буду забегать вперед — Николай Иванович, вам слово!
— Да, здравствуйте, коллеги. — поднялся со стула директор и встал рядом с собственником. — Формат, действительно, будет отличаться. Как говорится, каждая новая метла… Разрешите представить модератора нашей встречи — Ольга Разумова, очень толковый специалист по организации сессий! Мне ее лично рекомендовали на MBA! Ольга, велкам!
Теперь стало понятно, что за модная тётя сидела в углу с легкой ухмылкой. Она поднялась, вальяжно прошлась вдоль большой белой доски, пристроилась к стоявшим директору и собственнику.
— Да, господа, приветствую! — послышался вульгарный, непривычный московский акцент. — Я буду модератором сегодняшней встречи, и позвольте мне приступить к своим обязанностям. Во-первых — все ли собрались?
Сидевшие топ-менеджеры начали озираться по сторонам.
— А где Сергей? — спросил собственник.
— Бутерброды жрет. — ответила Марина.
— Сергей, что за детский сад! — крикнул Евгений Викторович.
Из-за угла показался ИТ-директор. В руке был бутерброд — модный, нарезанный треугольником и проткнутый насквозь пластмассовой шпажкой. Рот Сергея был набит, на лице расплылась дурацкая улыбка. Добежав до места, усевшись на стул, Сергей, как мог быстро, дожевал.
— Извините, бутерброды в этой гостинице очень вкусные. Надо почаще здесь наши митинги и игрища проводить, прям как на праздник иду каждый раз.
— Прекрати паясничать! — тихо и строго сказала Марина, директор по качеству, сидевшая с Сергеем за одним столом.
— А че мне. — прошептал Сергей. — Мне неделя осталась, хоть бутеров поем. Кто придумал нас с тобой за один стол посадить? Ты ж меня с говном съешь.
— Ты удивишься, чего мы еще для вас придумали. — громко сказал собственник, услышавший их разговор. — Подожди до обеда.
Сергей немного покраснел, сконфузился и уставился в стол.
— Итак! — продолжила Ольга. — Раньше вы, насколько я знаю, работали над стратегией все вместе, одной командой (собственник кивнул). Современные методики, в частности — скрам — давно вывели, что размером команды надо управлять. Вас тут человек тридцать, и это не команда, а…
— Стадо… — послышалось… Откуда послышалось? Все завертели головами, но источника не обнаружили.
— Ну, стадо так стадо. — улыбнулась Ольга. — Самоирония — сильное качество, присущее настоящим лидерам (при этих словах Сергей, почему-то, поднял взгляд от стола). Но, оптимальный размер команды — от пяти до девяти человек. Поэтому мы и рассадили вас по столам, а не поставили стулья рядами, как вы привыкли.
— Анекдот такой есть. — зачем-то сказала Марина. — Его любят консультанты по качеству рассказывать.
— Поделитесь? — Ольга подошла поближе.
— Ну, не знаю, он матершинный… — замялась Марина.
— Не ссы, ёпта. — вдруг выпалила Ольга. — Мы все тут взрослые.
— Ладно. Собрались менеджеры по продажам, думают, как повысить свои показатели. Кто-то предложил столы переставить, чтобы по фэншую было — мол, так продажи лучше пойдут. А рядом уборщица полы мыла, и говорит — я раньше в борделе работала, и там, когда продажи падали, не кровати переставляли, а б… дей меняли. Извините за мат.
— Прекрасно! — воскликнула Ольга. — Баян, конечно, но ваш настрой мне нравится!
— Ну ты… — восхищенно прошептал Сергей. — Не ожидал!
— Твоя школа. — улыбнулась Марина.
— Итак, мы разбились по командам. — продолжала Ольга. — Каждая команда будет отвечать за часть стратегии. Первая часть работы — сегодня, это будет общий мозговой штурм. Мы соберем идеи, все аккуратно запишем, обсудим и так далее. Затем, в течение недели, каждая команда подготовит свой кусок, а руководство, на основании вашей работы, составит общий стратегический план на три года. Так, Евгений Викторович, огласите разбивку?
— Да. — собственник выступил вперед. — Команда номер один — стратегия продаж, команда номер два — стратегия продуктов, команда номер три — стратегия развития производства, команда номер четыре — стратегия логистики и кооперации, команда номер пять — стратегия по персоналу, команда номер шесть — стратегия по бизнес-процессам.
— А мы куда? — прошептал Сергей, наклонившись к Марине.
— А сам как думаешь? — улыбнулась Марина. — Директор по качеству и ИТ-директор что, стратегию продаж будут писать?
— По бизнес-процессам что ли?
— Ну… Все, тихо!
— А остальные ребята тут зачем? — Сергей показал головой на сидевших за тем же столом директора по логистике Васю, директора по персоналу Татьяну и финансового директора Валентину.
— Я почем знаю! — злобно прошипела Марина. — Тихо!
На сцене перед большой доской уже разворачивалось действо. Притащили флипчарт, зарядили бумагой, Ольга взяла в руки фломастеры и приготовилась записывать.
— Итак, друзья, начинаем мозговой штурм! — радостно сказала она. — Формат простой. Любой, кто хочет предложить идею по любой части стратегии, поднимает руку, я даю ему слово на тридцать секунд, и записываю предложение. Без обсуждений, без споров — просто записываем. Договорились?
Все понуро кивнули, но тянуть руку никто не торопился. Так продолжалось несколько минут. Начали шуршать блокноты, у многих появились неотложные дела в смартфонах, большинство же просто уставились в пол, чтобы не встретиться случайно взглядом с учительницей.
— Ну, смелее! — подбодрила Ольга.
— Давайте я начну. — решил сломать лед директор. — Запишите, пожалуйста, такой пункт…
— Стоп! — строго сказала Ольга. — Формат один для всех. Поднимаем руку, я даю слово.
Николай Иванович немного опешил, задумался на несколько секунд, и неуверенно поднял руку.
— О, прошу! — Ольга с готовностью подошла к флипчарту и приготовилась записывать.
— Предлагаю внедрить на производстве систему 5S. Это хорошая, полезная методика, которая…
— Стоп! — подняла свободную руку Ольга. — Никаких объяснений! Просто записываем!
— Ладно… — директор замялся, и мелкими неторопливыми шажками ретировался к своему стулу.
— У меня предложение! — крикнул с места Сергей.
— Рука где? — крикнула в ответ Ольга. — Мужчины, руки под столом не держим, это можно неверно истолковать!
Сергей поднял руку, подождал приглашения говорить, встал со стула.
— Предлагаю больше ничего не предлагать!
— Интересно. — улыбнулась Ольга и заскребла фломастером по бумаге.
— Стоп, погодите! — поднялся со стула собственник.
— Рука! — крикнула Ольга.
— Подождет рука. — строго сказал Евгений Викторович.
— Правила, Евгений Викторович! — не унималась Ольга. — Едины для всех, помните?
— Помню, сделаем исключение. Я настаиваю, Ольга.
— Тогда я за бутербродом. — обиженно сказала московский модератор.
— Сергей, поясни. — собственник обратился к столу номер шесть.
— Ну как… Вам не надоело еще? Каждый год одно и то же. Мы же все знаем, что сейчас будет. Продавцы предложат больше продавать, производственники — больше производить, снабженцы — больше покупать. Была бы балерина, предложила бы больше фуэте крутить.
— Э, снабженцев не трожь! — послышался голос Васи, директора по логистике. — Мы точно не предложим больше закупать, склады же затарим.
— Ну предложите меньше покупать, какая разница? — улыбнулся Сергей. — Можно, не стесняясь, достать материалы прошлой, или позапрошлой стратегической сессии, переписать все на флипчарт и дружно пойти хавать бутеры. Чего время тратить зря, переливать из пустого в порожнее? Я прошу прощения, но раз у нас такой тон уже сложился: не хочешь срать, не мучай жопу.
— Тон у нас не сложился, и я этого не потерплю. — строго ответил собственник. — Тут тебе не пьянка друзей-админов. Я ко всем обращаюсь. Посмеялись, и хватит. У нас не увеселительное мероприятие, а серьезная встреча. Судьба компании решается. Я не могу один решать, в какую сторону и как мы будем развиваться. Для этого я и нанял вас, топ-менеджеров и руководителей, чтобы разделить с вами ответственность. И, Сергей, ты уже не прав — посмотри на единственный записанный пока пункт — внедрить методику 5S. Я был на всех стратегических сессиях, и точно помню, что такого предложения никогда не было.
— По таким предложениям можно судить, кто прочитал список на лето. — улыбнулся Сергей. — Вы же все время говорите, что менеджеры должны книжки читать, даже библиотека шикарная, с бизнес-литературой у нас есть. Ну вот, кто предложил внедрить какую-нибудь новую методику, с непонятным названием на английском языке, тот и выполнил ваше послание — чего-то прочитал.
— Интересная аналогия. — улыбнулся Евгений Викторович. — Получается, Николай почитал? Хотя нет, он же недавно пришел…
— Николай Иванович на MBA учился. — ответил Сергей. — Там все эти буквы от зубов отскакивают, как отче наш.
— А ты, Сергей, читаешь бизнес-литературу? — хитро прищурившись, спросил собственник.
— Конечно.
— Ну-ка, давай, предложи что-нибудь из прочитанного…
— Записывать будем?
— Да. Ольга! — крикнул Евгений Викторович.
Ольга, с бутербродом в руке, быстро выбежала из-за угла. Дошла до флипчарта, озираясь вокруг. Наконец, не найдя лучшего решения, аккуратно положила бутер на полочку для фломастеров.
— Итак, записывайте. — начал Сергей. — Первое — внедрить скрам в конструкторском отделе. Второе — внедрить ТОС в снабжении. Третье — там же внедрить Velocity. Там же — категорийный закуп. В службе СМК — SPC, FMEA, функционально-стоимостной анализ, boundary management, в отделе продаж — Lean, в маркетинге — growth hacking, на производстве — шесть сигм, Канбан, Бриллиант…
— Это что такое? — остановилась Ольга.
— Советская система управления качеством производства. — ответил Сергей, затем улыбнулся. — А остальные названия вас не смутили?
— Нет, смутил выбор отдела продаж для внедрения Lean. Это как-то… Необычно.
— Так мы ж просто бумагу мараем. — пожал плечами Сергей. — Все равно ничего внедрять не будем.
— Еще что есть записать? — спросила Ольга.
— Да. В бухгалтерии — контроллинг, в финансовой службе — безбюджетное планирование, в планово-диспетчерском отделе — MES, заодно — ОКП и блестящую красоту.
— Чего? — опять остановилась Ольга.
— Пилите, Шура, пилите. Записывайте, Ольга, записывайте.
— Не, мне правда интересно.
— «Лунтик», седьмая серия. У нас так называется абстрактный механизм планирования, сейчас им пользуются снабженцы, пусть и диспетчера фигачат.
— Ладно. — пожала плечами Ольга и записала.
— Так, дальше… — начал Сергей.
— Горшочек, не вари! — сказала Марина. — Хватит уже!
— Да, пожалуй, хватит. — улыбнулся собственник. — Спасибо, Сергей. Ольга, оторвите этот листок, и отдайте мне. Будем на новом писать. Про методику 5S можно не переносить.
Когда Ольга разобралась с флипчартом и приготовилась записывать, снова повисла неловкая тишина.
— Можно, я? — робко подняла руку Инна, руководитель отдела маркетинга.
— Конечно! — поддержала Ольга.
— Я предлагаю принять участие в выставке нефтегазового оборудования в Хьюстоне.
— Стоп, погодите! — снова вскочил собственник. — Ольга, не записывайте это! Хватит уже этих выставок! Инна, я понимаю ваше желание покататься по миру за счет компании, но я не готов больше нести таких затрат!
— Но Евгений Викторович! — запричитала Инна. — Выставки — это ключевой элемент маркетинга в нашем бизнесе! Наши покупателя не сидят в интернете, а вот на выставки…
— Нет, нет и нет! Вы мне это каждый год говорите! Тут я с Сергеем соглашусь. Бразилия, Аргентина, Боливия, Колумбия, Китай, Оман, Эмираты, Корея, США, Канада, даже Казахстан! Сколько можно?
— Бюджет выставки в Казахстане очень невелик, всего двадцать тысяч рублей… — промямлила Инна.
У Евгения Викторовича перехватило дыхание. Он сделал небольшую паузу, пару раз глубоко вдохнул и выдохнул, затем вдруг улыбнулся и начал шарить по карманам. Не найдя того, что искал, оглянулся вокруг, увидел свой красивый кожаный портфель, поднял его с пола и достал кошелек. Немного порылся, достал несколько оранжевых купюр, бросил на стол.
— Вот! Двадцать тысяч, Инна!
— Что, зачем?
— Возьмите и принесите мне сорок!
— Как?
— Как-как? Разве не это — маркетинг? Потратить деньги, чтобы принести еще больше?
— Завтра не принесу, там срок окупаемости…
— Я подожду! Через месяц принесите! Через год! Хоть что-нибудь принесите!
На глазах Инны выступили слезы. Немного помявшись, она села на стул, достала из сумки носовой платок, зеркальце и дрожащими руками стала приводить себя в порядок.
— Да, я прошу прощения. — сконфузился Евгений Викторович. — Инна, извините, я не хотел вас обидеть. Но и меня поймите тоже.
— Я поняла, Евгений Викторович. — тихо сказала Инна.
— Мы с вами потом обсудим, хорошо?
— Да, как скажете.
— Друзья! — вдруг вступила Ольга. — На этой грустной ноте предлагаю прерваться! Да и время уже подошло — кофе-брейк! Встречаемся через пятнадцать минут!
Участники мероприятия чинно, гордо, с прямыми спинами, начали не спеша подниматься со стульев.
— Бутеры! — крикнул Сергей, вскочил и быстрым шагом двинулся к столам с едой.
Чинность и гордость как рукой сняло. Сначала несмело, потом все более уверенно, топ-менеджеры ускоряли шаг. К столам быстро выстроилась очередь — причем, не равномерно, а только к тем местам, где на больших тарелках лежали треугольные бутерброды, с расплавленным сыром, ветчиной и листьями салата.
— И правда вкушно, Шергей! — с набитым ртом прошамкала Татьяна, стоявшая рядом с Сергеем.
— О да, вы же в первый раз. — Сергей, после пяти бутеров, уже довольствовался чаем. — Закажите еще, а то бунт устроят наши господа.
— Да, тошно. — закивала Татьяна. — Шейшаш пожвоню.
— Так, что тут у нас? — потирая руки, подошел к столу директор.
— Э… — Сергей, стоявший рядом, замялся. — Шутку знаете про питание в большой семье?
— Нет, расскажи. — ответил Николай Иванович, разглядывая стол и быстро скисая.
— Нет, ладно, она опять матершинная…
— Да какая разница, хуже уж не будет.
— Нет, решил, не буду. Бутеры кончились, подождите немного, Татьяна пошла еще заказать.
— Эх, жалко…
Остальные едоки виновато озирались, особенно на собственника, который к столам тоже еще не подходил — о чем-то разговаривал с Ольгой. Некоторые коллеги, успевшие взять несколько бутербродов на тарелочку, поглядывали то на директора, то на свои запасы, но сделать предложение так никто и не решился.
— Итак, друзья! — к столам подошла Ольга. — Мы с Евгением Викторовичем решили немного изменить нашу программу, раз у нас сразу не заладилось с мозговым штурмом. Сейчас, после перерыва, мы проведем командообразующую игру!
— Твою мать… — пробормотал Сергей.
— А что не так? — шепотом спросил стоявший рядом директор.
— Сейчас узнаете.