Корпоративная шизофрения
— Последний вопрос нашей повестки. — зашуршала бумажками Светлана Владимировна. — Оценка удовлетворенности персонала. Татьяна, вам слово.
— Добрый день, коллеги. — поднялась со стула молодая, симпатичная девушка, новый HR-директор. — Как вы знаете, мы провели оценку удовлетворенности персонала, и результаты, к сожалению, неутешительные.
Татьяна выдержала театральную паузу, оглядывая всех присутствующих менеджеров — и топ, и не топ.
— Удовлетворенность стала ниже, по сравнению с прошлым годом. — видя, что реакции нет, сконфуженно продолжила Татьяна. — С этим нужно что-то делать. Я подготовила несколько предложений. Светлана Владимировна, можно озвучить?
— Начинается… — раздался тихий шепот с дальнего конца стола.
— Что, простите? — подняла бровь директор. — Я что, с разнорабочими разговариваю? Или с руководителями, которые радеют за благо предприятия? Марина, это вы сейчас сказали?
— Нет, не я. — возмутилась Марина, директор по качеству. — Вон, умник наш. Господин ИТ-директор. Сергей, отвлекись от телефона, что ты там все время делаешь?
— Щас-щас-щас, минутку. — не отрывая взгляда от экрана, затараторил Сергей. — Пятнадцать секунд осталось, еще три красных шарика и все…
— Сергей! Что за детский сад! — почти вскричала директор. — Ты не с программистами разговариваешь, а с руководством компании!
— Да он всегда так… — правильно уловила линию Марина. — Сидит, играет, пока важные вопросы решаются.
— Спокойно, Табаки. — с недовольным видом оторвался Сергей от телефона и посмотрел на Марину. — Э-э-э… Как это… Трындеть команды не было.
— Табаки? Колоссально! — улыбнулась Марина. — А кто это? Я не курю.
— Марина, Господи прости… Ты ж из СССР родом, а Табаки не знаешь. — улыбнулся в ответ Сергей и, как мог пропел. — «А мы уйдем на север, а когда вернемся, не будет никого. И даже лягушонка, и косточек его, и кооостооочек егооооо».
— Так, прекратите базар! — ударила ладонью по столу Светлана Владимировна. — К следующему совещанию всем подготовить предложения, по повышению уровня удовлетворенности персонала. Внесите эту задачу в протокол. Проверять буду лично.
— А можно прошлогодний сдать? — Сергей изобразил просящее лицо студента на сессии.
— Что значит прошлогодний сдать? — удивилась директор.
— Ну список предложений, прошлогодний. — продолжил Сергей. — Мы ж в прошлом году такие писали. У меня сохранился.
— Сергей, это уже не смешно. — с усталым видом ответила Светлана Владимировна. — Все, совещание окончено.
Руководители стали молча подниматься со своих мест — все, кроме Татьяны, которая как встала, так и не выбрала подходящего момента присесть обратно.
Сергей шел медленно — снова достал телефон и продолжал играть. Долгие годы работы в компании не прошли даром — ходить по коридорам мог почти вслепую, ориентируясь лишь боковым зрением. Сзади раздался стук каблуков — кто-то явно спешил.
— Сергей! Постойте! — раздался знакомый звонкий голос.
Сергей обернулся — ага, Татьяна. Лицо взволнованное, на щеках румянец.
— Сергей, можно с вами поговорить? — спросила Татьяна и, не дожидаясь ответа, продолжила. — Что за скептицизм? Кто, если не руководители, должны радеть за благо компании и удовлетворенность сотрудников?
— Ага, должны. И я радею. — коротко ответил Сергей, и отвернулся, собираясь продолжить свой путь.
— Почему тогда предложили прошлогодний список принести? — не унималась Татьяна.
— У меня и позапрошлогодний есть. — Сергей остановился и улыбнулся. — Какой смысл-то?
— Как какой смысл?! — округлила глаза Татьяна.
— Ладно, давайте отойдем в сторону, а то коридор перегородили. — сказал Сергей и отошел в небольшой закуток, где висели сертификаты, политики и прочие красивые бумажки.
— Вы не верите в изменения, в улучшения? — спросила Татьяна.
— Верю.
— Чего тогда? Почему не хотите предложения писать?
— Ну как вам сказать… Есть более полезные способы бумагу тратить. Рассказать?
— Нет, спасибо. — сухо ответила Татьяна. — Давайте обойдемся без сортирного юмора. Почему считаете предложения бесполезными?
— Потому что их никто не будет реализовывать. — серьезно ответил Сергей. — Все предложения успешно отправляются в топку.
— Неправда, Сергей! — тон Татьяны стал немного вдохновенным. — Предложения очень важны! И от руководителей, и, особенно, от рядовых сотрудников, которые на местах видят проблемы, и знают, как их решать!
— Ну, ваша правда. — улыбнулся Сергей. — Я пойду?
— Нет, не пойдете! — продолжила свою мотивирующую нотацию Татьяна. — Я, как HR-директор, не могу допустить, чтобы топ-менеджер компании, которым вы являетесь, так открыто саботировал развитие!
— Забавно вы говорите — «эйчар директор». — задумчиво произнес Сергей. Потом вдруг оживился. — Знаете, как один толковый человек читает эту аббревиатуру?
— Какую аббревиатуру? — Татьяна с недоумением посмотрела на Сергея.
— Ну вашу, «эйчар».
— Ну просветите меня.
— «харэ». ХаРэ-отдел, ХаРэ-директор.
— Ой, ну смешно, прям. — скривилась Татьяна. — И правда говорят, детский сад какой-то.
— Ага, точно. Я пойду?
— Нет, не пойдете! Сколько можно! Лишь бы в свою нору сбежать, к оркам! — возмутилась Татьяна. — Что не так с предложениями? Я недавно тут работаю, конечно, но меня сразу поразила, в хорошем смысле, принятая здесь корпоративная культура! И близость собственника к людям, и его готовность слушать и внимать предложениям от простых сотрудников!
— Это вы про что?
— Про возможность написать свои предложения напрямую собственнику, вот про что! — ответила Татьяна. — Любой сотрудник может написать электронное письмо, и его прочтет лично собственник! Это — поразительно близкая дистанция между верхами и низами! Ни в одной компании я не встречала…
— Вы пробовали? — оборвал длинную тираду Сергей.
— Что пробовала? — запнулась Татьяна.
— Ну письмо написать напрямую собственнику.
— Нет, я же недавно работаю.
— Попробуйте.
— Обязательно попробую, Сергей. — скорчила смешную рожицу Татьяна. — Как только соберу…
— Сейчас попробуйте. — снова оборвал Сергей. — Давайте, доставайте телефон, пишите. Адрес ящика я подскажу.
— Как? Так сразу, без подготовки? — неуверенно спросила Татьяна. — Нет, я так не могу, да и не знаю, что написать.
— Я знаю, продиктую. Доставайте телефон. Выдадите мое предложение за свое.
— Нет, Сергей, это уж слишком…
— Да блин не бойтесь вы, все хорошо будет. Доставайте телефон.
Татьяна несколько секунд пристально смотрела на Сергея. Потом неуверенно потянулась к карману пиджака и достала телефон. Открыла приложение почты, создала новое письмо. Сергей продиктовал адрес и письмо.
— Пишите. Предлагаю на совещаниях руководителей назначать модератора, который будет управлять докладами, следить за таймингом и пресекать бессмысленные дискуссии. Все, отправляйте.
— Отличное предложение, кстати! — покивала головой Татьяна. — Что, отправлять? Серьезно.
— Да в рот мне ноги, чего вы трясетесь. — наигранно возмутился Сергей. — Отправляйте!
— Ну ладно… — Татьяна нажала кнопку отправки сообщения, заблокировала телефон и убрала его обратно в карман.
Сергей замолчал и стал рассматривать сертификаты, висевшие на стенах. Татьяна пристально смотрела на Сергея.
— Предпочитаете вибро? — через полминуты Сергей оторвался от стен и посмотрел на Татьяну.
— Чего? Опять сортирный юмор? — уже не так сухо поинтересовалась Татьяна.
— Телефон достаньте. — Сергей взглядом показал на карман пиджака Татьяны. — Вдруг ответили уже?
— Ну ага… — смутилась Татьяна, но рука потянулась к карману. — Письмо! Пришло!
— Ну, читайте… — улыбнулся Сергей.
— Читаю… — повозилась с разблокировкой Татьяна. — Так… Чего?
Письмо было следующего содержания.
«Мать честная! Вот она, спасительница нашей несчастной компании! Татьяна!
Что б мы делали без ваших предложений! Как же мы жили-то!
Идите работайте, на хрен, а то уволю!
С уважением, Собственник».
Как говорят классики, на лице Татьяны отразилась вся гамма чувств. Глаза увлажнились, губы сжались, как у обиженного ребенка.
— Что все это значит?! — дрожащим голосом спросила Татьяна. — Сергей, вы же обещали, что ничего не случится… Я… Как теперь… Это все вы!
— Ага, это все я. — засмеялся Сергей. — Ладно, не обижайтесь. Это автоответчик, который я сделал. Видите, он и имя ваше подставил, и пол правильно определил — смотрите, «спасительница». Собственник не видит ни ваших писем, ни «своих» ответов.
— Так вы меня разыграли? — еще не до конца веря в чудесное спасение, спросила Татьяна. — Сергей, как вы позволяете… Так ведь инфаркт может случиться! Я вообще невротик!
— Невротик? — опешил Сергей.
— Да, я — невротик!
Сергей удивленно смотрел на Татьяну несколько секунд. Потом вдруг улыбнулся, хлопнул себя ладонью по лбу.
— Блин, это ж одно слово — невротик. Простите, Татьяна…
— А вы как подумали? — спросила Татьяна. Затем подняла глаза к потолку и задумчиво, по буквам, произнесла. — Не-в-ро-тик… Твою мать, Сергей! Достал ваш юмор сортирный! Тьфу! Пошлятина!
— Да послышалось просто, извините… — сконфуженно произнес Сергей и затараторил. — Собственник раньше читал эти письма, отвечал на них, но со временем понял бессмысленность этого занятия и попросил меня сделать автоответчик, ну я и сделал.
— Это вы называете автоответчик? — округлила глаза Татьяна. — Разве так можно людям отвечать?
— Нет, конечно. Я и не отвечаю. — Сергей, видя, что Татьяна не обиделась, вновь стал обретать уверенность в себе. — На этот ящик уже несколько месяцев никто не писал, я отслеживаю. Вы — первая за долгое время.
— Ну хорошо, электронная почта не работает. — продолжила Татьяна. — Но есть же ящик — вон, у вас за спиной висит. Для тех, кто не пользуется электронной почтой. Можно написать предложения на бумаге и положить.
— Ну-ка… — Сергей отодвинулся в сторону и жестом пригласил Татьяну к ящику.
— Что ну-ка? Опять разыграть меня хотите? Что там будет? Взорвется все?
— Нет. Вот, возьмите… — Сергей пошарил в карманах, достал какой-то мятый чек. — С заправки чек. Толкайте в ящик.
— Чек с заправки? В качестве предложения по улучшению? — ухмыльнулась Татьяна. — Оригинально!
Однако, чек взяла и стала засовывать его в ящик.
— Так… Блин… — пыхтела Татьяна. — Не засовывается… Почему? Скотчем что ли залеплено?
— Нет, скотч не мог удержать пыл генераторов идей. — улыбнулся Сергей. — Так толкали свои бумажки, что скотч отрывался. Пришлось изнутри фанеру на саморезы посадить.
— Ну вы шутник… — Татьяна вернула чек Сергею. — Что, причина та же? Не хочет собственник отвечать на предложения?
— Конечно. Тут ведь еще хуже — на электронное письмо можно быстро ответить, а тут напишет паря какой-нибудь из цеха, и к нему надо пешком тащиться, хлопать по плечу и благодарить за вклад в развитие компании.
— А не проще убрать ящик?
— Нет. Смотрели Простоквашино?
— Смотрела, а что там?
— Про картину эпизод был. Тип, зачем тут висит эта картина? Оказалось, дырку на обоях закрывает. И здесь так же. Ящик давно висит, потом ремонт делали, обои под покраску клеили, ну и…
— Чего?
— Ящик на дюбелях сидит, отрывать не стали… Ну эти… Господа из Средней Азии… Короче, под ящиком обои другого цвета. Решили оставить.
— Кошмар какой… Бытовуха…
Повисла пауза. Татьяна о чем-то напряженно думала. Сергей устало смотрел на нее, пытаясь предугадать ход мыслей.
— Все безнадежно? — спросила Татьяна. — Сергей, скажите. Это все, конечно, очень весело, но все-таки… Ведь Светлана Владимировна зачем-то попросила предложения написать…
— Так положено. — сухо ответил Сергей. — Есть проблема — нужны мероприятия. Ну, знаете, как это всегда бывает. Кто-то обозначает проблему на совещании, а думать над решением никому неохота. Лишь бы свалить побыстрее. Вот и придумали стандартный ход — вносим в протокол совещания пункт «разработать мероприятия по устранению проблемы». Оно и есть, один в один. Вы обозначили проблему, директор сказала придумать мероприятия.
— Так это не мероприятия, а предложения. — усталым голосом сказала Татьяна. — Просто идеи, что можно сделать.
— Первый шаг — идеи. Потом, если повезет, дойдет до второго шага — разработать мероприятия по реализации идей. Назначить сроки, ответственных — это уже третий шаг.
— Так это же правильно! — немного оживилась Татьяна. — Мероприятия, ответственные, сроки. Так и должно быть!
— Должно, кто спорит-то… — улыбнулся Сергей. — Только никто этого не допустит.
— В каком смысле?
— Никто не хочет заниматься реализацией идей, особенно — чужих. Поэтому действует круговая порука — все напишут какую-нибудь ерунду. Либо неисполнимую, либо очевидную.
— Круговая порука? Вы серьезно? — ухмыльнулась Татьяна. — А директор об этом знает?
— Конечно. Директор об этом знает лучше всех. — серьезно ответил Сергей. — Потому что, по-хорошему, именно директора надо писать ответственным за реализацию большинства улучшений. Как минимум, директор будет принимать решения, согласовывать затраты и т.д. Ей оно надо?
— Ну вот я, я же не состою в вашем клубе саботажников! — начала горячиться Татьяна. — Мне наплевать на вашу общую лень и болото! Я напишу предложения, сама! Хорошие, дельные, которые реально помогут сделать компанию лучше!
— Напишете, никто не сомневается. — покивал головой Сергей. — Такие, как вы, всегда пишут.
— Какие еще на хрен «такие, как вы»? — голос Татьяны звучал громко, а на щеках опять появился румянец. — Что со мной не так?
— Да вы успокойтесь, Татьяна. — миролюбиво продолжил Сергей. — Такие, как вы — это руководители, которые недавно начали свой карьерный путь в нашей процветающей компании. И я таким же был, и я писал много предложений по улучшениям, и горячо их отстаивал.
— О, что-то я сомневаюсь! — всплеснула руками Татьяна. — Вы, да много предложений? Да вы — самый ленивый, безынициативный и… Я не знаю… Странный руководитель, которого я видела! Вам бы только шутки шутить, про письки-попки, как моему сыну пятилетнему. Еще бороды и грязной футболки не хватает, чтобы как настоящий айтишник выглядеть!
— Ладно, и на том спасибо. — опустил глаза Сергей. — Ну все, я удовлетворил ваше любопытство? У меня работы много…
— Я… Простите, если обидела, Сергей… — Татьяна взяла Сергея за руку. — Не принимайте близко к сердцу. Ну и меня поймите, я тут недавно, может не всего еще знаю…
— Ну пойдемте, покажу. — вдруг улыбнулся Сергей и решительно двинулся прочь из закутка.
— Куда опять? — Татьяна немного опешила, и нерешительно зашагала вслед.
— Ко мне в кабинет. — ответил Сергей, на ходу повернув голову.
— Что там? Ведро воды на меня выльется, когда зайду? — улыбнулась на ходу Татьяна. — Давайте уж вы первый заходите.
Сергей не ответил. Дошел до кабинета, сел за свой стол, подвинул второй стул для гостьи, разблокировал компьютер. Пошарил в открытых окнах, недовольно сквасился — видимо, не нашел того, что искал. Щелкнул по ярлыку на рабочем столе, и Татьяна увидела знакомую заставку корпоративной системы управления задачами.
— Что, задачу мне хотите показать? Или поставить?
— Нет, будем археологические раскопки делать. Раз вы такая любознательная.
Дождавшись загрузки системы, Сергей начал переключаться между закладками.
— Так… Задачи…Проекты… Вот она!
— Что это? — прищурилась Татьяна, глядя в монитор.
— Система сбора и учета предложений по улучшению. — с гордостью заявил Сергей. — Знакомы?
— Да, что-то припоминаю… — немного сконфуженно сказала Татьяна. — Ваш программист на обучении показывал… Она работает?
— Да, чего не работать-то. Хотите статистику посмотреть?
— Чего? А, ну давайте.
— Так, где она тут… А вот, нашел. Итак… — Сергей сформировал отчет по статистике, и начал вчитываться в цифры. — Всего подано 2147 предложений, из них…
— Сколько-сколько? — искренне удивилась Татьяна и тоже уставилась в монитор. — Две тысячи сто… сколько-то? Как, откуда?
— Да вы погодите. — улыбнулся Сергей. — Из них реализовано 1535.
Татьяна в недоумении уставилась на Сергея, словно ожидая очередного чертика из табакерки.
— Вы… Вы меня опять разыгрываете? — не спуская глаз с Сергея, спросила Татьяна. — Это реальные данные? Или опять муляж какой-то? С фанерой.
— Все данные реальны.
— А, я поняла… — улыбнулась Татьяна. — Это какая-то старая система, и идеи здесь позапрошлогодние. Тут ваш список живет, который вы сдать хотите?
— Чего? — возмутился Сергей и стал судорожно двигать мышкой, как будто что-то искал. — Вот, полюбуйтесь!
Сергей немного повернул монитор к Татьяне, и отодвинулся в сторону.
— Ну, что… Что я должна увидеть? Какой-то список. Идеи… Ну, чего там?
— Да вот же! — Сергей тыкнул пальцем в монитор. — Колонка «дата создания». Смотрите, и сегодняшние есть. И вчерашние.
— Где? Ой, и правда… Дайте мышку! — Сергей отдал мышку Татьяне, и та начала просматривать список идей. — А зеленым цветом почему некоторые выделены?
— Это реализованные. Вон, смотрите, колонка с датой реализации.
Татьяна несколько минут просматривала список идей. Ее лицо становилось все более серьезным.
— Ничего не понимаю… — отдала, наконец, мышку и уставилась на Сергея. — Что вы мне тогда рассказывали про ящики эти, подшучивали надо мной? Если есть работающая система. Почему вы о ней не сказали на совещании?
— Зачем говорить, все о ней знают. — пожал плечами Сергей. — Только руководители сюда не ходят. Идеи не пишут, реализацией не занимаются.
— А кто тогда пишет?
— Ну, те самые сотрудники на местах, которые видят проблемы. А руководители даже не читают, что их сотрудники пишут.
— Ну вот откуда вы это знаете? — снова начала возмущаться Татьяна. — Закрысили, блин, хорошую систему, спрятали не весть куда, и ноете сидите, что не читают!
— Ничего не закрысил, Татьяна. — обиделся Сергей. — Повторяю, все знают. Но никто не читает, из руководителей. Я это точно знаю, т.к. систему делал лично я. Все прочтения идей фиксируются, и я их вижу. Ну, т.е. вижу, что прочтений от руководителей нет.
— Так надо сказать об этом! Директору, всем! Что мы там, как дураки, на совещаниях сидим, списки эти пишем, а тут все готово и автоматизировано! Сергей, вы извините, но вы все-таки странный!
— Это вообще никак не связанные вещи. — ответил Сергей. — Я ж вам объяснял. Списки мероприятий — это просто церемония такая, принятая в кругах руководителей. Срать они хотели на все улучшения. Нет у них идей. И заниматься реализацией они не собираются.
— Что значит «они»? — продолжала возмущаться Татьяна. — Вы ведь тоже — «они»? Вы — такой же руководитель! Тоже не пишете идей и не занимаетесь их реализацией?
— Как это… — удивился Сергей. Потом взял мышку, пощелкал кнопкой. — Вот, полюбуйтесь!
— Что это?
— Статистика по людям. Кто сколько идей подал, сколько из них реализовано, кто больше всех реализовал.
— Так… — Татьяна внимательно смотрела на монитор. — О, вижу, отсортировано… На первом месте кто?… Вы?
— Я, а что тут такого.
— Вы? — Татьяна оторвалась от монитора и уставилась на Сергея. — Вы подали больше всех предложений? Сколько там?
— 1147 вроде. — повернувшись к монитору, ответил Сергей. — Так я еще и реализовал 768 — половину всех поданных предложений. Причем, заметьте: большинство из реализованных — не моего авторства. То есть я, в основном, реализую чужие идеи.
Татьяна замолчала, глядя на Сергея с удивлением. Постепенно удивление сошло с ее лица, уступив место напряженной задумчивости. Наконец, когда пауза стала явно затягиваться, Татьяна собралась и не спеша заговорила.
— Я не знаю, что сказать, Сергей. Вы меня в шок повергаете. Ломаете мои шаблоны и стереотипы. Я не могу связать в голове вас… В смысле, двух вас — того, что на совещаниях в телефон играет и прошлогодние списки сдает, с тем, который написал и реализовал больше всего предложений по улучшениям. Как такое может быть?
— Думаете, у меня — раздвоение личности? — улыбнулся Сергей. — Социальная, или корпоративная шизофрения?
— Я и не знаю, что думать…
— А не надо думать, Татьяна. Есть работа, есть всякая хрень. Работа — она здесь, на местах. Тихо, спокойно, без совещаний, мероприятий, сроков и проектов. А там, в высоких кабинетах — ну, там хрень всякая. Там другие ценности, другие цели, другие методы, другая этика. Там никто не хочет рисковать, потому что, как ни банально, место дорого.
— Кому место дорого? — удивилась Татьяна. — А, это вы про свою круговую поруку?
— Ну да. — кивнул Сергей. — Руководитель — он, ведь, как серфер. Если встал на волну — не выделывайся, не маши руками, делай все, чтобы удержаться и не упасть. Вдруг следующей волны год ждать.
— А причем тут идеи по улучшениям? — снова удивилась Татьяна.
— Отвечу избитой фразой: инициатива наказуема. Выскажешь предложение — тебя же назначать ответственным за реализацию. И срок поставят. И ответственность обозначат. И крутись, как хочешь.
— А в вашей системе не так, что ли?
— Не так. Тут нет ответственных. Кто хочет, или может, или и то, и другое — берет и делает. Если сделал — пишет коммент, я отмечаю выполнение и указываю, кто конкретно делал. Одна сплошная демократия. Настоящие улучшения, пусть и небольшие.
— Мда… — снова задумалась Татьяна. — А Светлана Владимировна знает об этом? Ну, о цифрах, статистике, сколько предложений реализовано?
— Конечно.
— Почему «конечно»? А я почему не знаю?
— Потому что результаты обсуждаются не на общем совещании. Я раз в неделю с ней встречаюсь, по рабочим вопросам, и рассказываю о самых интересных предложениях, и их реализации. Ну и там, если деньги нужны, обсуждаю бюджеты. Обычно они не большие.
— А почему вы такой междусобойчик устраиваете?
— Я ж сказал уже… Чтобы лодку не раскачивать. Совещания у директора — это не работа. И не для работы. Это — посидеть, понадувать щеки, протокол написать, потом выкинуть, сказать «в моем подразделении все в порядке», услышать в ответ «ок, спасибо, следующий».
— В телефоне еще поиграть можно. — с доброй улыбкой добавила Татьяна.
— Ну да, почему нет. Считайте это привилегией. От директора. Она ж знает, кто есть кто.
— И кто есть кто?
— Я — программист. Остальные — не знаю. Сами пусть решают.
Татьяна молчала и смотрела на Сергея, с неподдельным интересом в глазах.
— Я тоже хочу. — наконец произнесла она.