Коротко и просто о сложном – тарификация в «8-800»

image

В предыдущем посте мы рассмотрели «интеллектуальную» маршрутизацию и как она работает в сервисе »8–800». Сегодня предлагаю рассмотреть вопросы тарификации услуги »8–800».

Сама возможность тарификации вызова на номер 8–800 в протоколе SS7 (ОКС7) реализована с помощью так называемой функции Reverse Charging. Изначально данная функция была создана для популярной услуги Collect Call (звонок за счет вызываемого абонента). Подробно с точки зрения протокола SS7 функция REVC (такое сокращение часто употребляют для Reverse Charging) описана в ITU-T Recommendation Q.736.3.

Рассмотрим схему прохождения вызова с точки зрения тарификации.

Для упрощения примем следующие условности:

1. Абонент А, «Оператора А» совершает вызов на номер 8–800-ХХХ-ХХ-ХХ, который принадлежит «Оператору М» («Оператор М» — что бы никто не догадался :)).

2. По правилам маршрутизации вызов на номер 8–800-ХХХ-ХХ-ХХ переадресуется на Абонента В «Оператора В» или на Абонента М «Оператора М» в зависимости от некоторых условий (например, времени суток).

image

Итак, вызов от Абонента А на номер 8–800-ХХХ-ХХ-ХХ поступает на МгМн коммутатор «Оператора М». Этот коммутатор «Оператора М» передает коммутатору «Оператора А» признак REVC (не будем подробно останавливаться на протокольных тонкостях), простым языком — сообщает, что вызов будет оплачиваться стороной «Оператора М». Далее, в зависимости от сработавшего правила, вызов устанавливается с Абонентом В или Абонентом М.

По завершении вызова, соответствующие узлы сети формируют файлы CDR (Charging Data Records). В данном случае их будет два. Первый — это CDR так называемого «плеча инициации» (на схеме 1) и второй CDR так называемого «плеча терминации» (на схеме 2 или 3).

Первый CDR будет описывать стоимость вызова от Абонента А до «Оператора М», второй CDR будет описывать стоимость от «Оператора М» до Абонента В или до Абонента М.

Общая стоимость вызова будет равна сумме двух «плечей» (CDR1 + CDR2 или CDR1 + CDR3).

По завершению вызова платформа услуги »8–800» генерирует результирующий CDR, содержащий информацию об обоих «плечах» соединения.

Образец CDR
Реальные номера заменены на X.
41,158148,,607,,800XXXXXXX,7499XXXXXXX,20161013112944,0,30,05,,7926XXXXXXX,,,8800,,,11,05

И для данного примера стоимость вызова по CDR2 и CDR3 будет разная, потому, что CDR2 — это терминация на «чужую» для «Оператора М» сеть «Оператора В», а CDR3 — терминация на свою собственную сеть.

Для упрощения процесса тарификации применяются так называемые «Тарифные классы», когда направления инициации и терминации сгруппированы по стоимости и размещены в тарифную сетку. В этой тарифной сетки, например, по вертикали направления инициации вызова, а по вертикали — направления терминации. На пересечении — собственно и указана суммарная стоимость за минуту вызова. Кроме того, тарифная сетка собрана в пакеты минут, для того, что бы предоставить скидки от общего объема вызовов (как обычно — чем больше выговорено минут, тем дешевле стоимость каждой минуты).

Упрощенная тарифная сетка
Стоимость и направления вызовов намеренно упрощены.

image


Логичный вопрос —, а как же существуют тарифы на 8–800 вида «N руб. минута с любого направления?»
Очень просто — это условное «усреднение» стоимости минуты.

Еще один вопрос — «А сколько должен стоить вызов на 8–800, который попадает на IVR «Оператора М?» Как минимум — стоимость плеча инициации (CDR1), а не бесплатно, как многие считают.

Очевидно, что существенно сэкономить на стоимости вызова на номер 8–800 не получится, зачастую большую часть стоимости будет содержать первое «плечо».

Стоимость же минуты второго «плеча» (терминации) будет отличаться примерно на рубль в случае использования номера переадресации, принадлежащего оператору-владельцу конкретного номера 8–800 и «чужому» оператору. Вывод: выгоднее покупать номер 8–800 у того же оператора, к которому подключен и Ваш основной телефонный номер. Дополнительно можно снизить стоимость вызовов, подключившись к оператору по выделенной линии. Если это по каким-либо причинам невозможно, то необходимо использовать терминацию на SIP, как очевидно самый дешевый вариант доставки трафика до Вашего телефонного номера.

Есть еще один совет по оптимизации затрат. Номера 8–800 продают многие операторы связи. Также известно, что большинство звонков на номера 8–800 совершаются с мобильных номеров. Отсюда напрашивается вывод: для оператора мобильной связи стоимость первого «плеча» будет дешевле, так как часть звонков абонентов на номер 8–800 (20–40% от всего трафика) будет приходить с собственной сети, поэтому, по этим звонкам платить интерконнект не нужно. Следовательно, гипотетически оператор мобильной связи можем предоставить более выгодное предложение по услуге »8–800» чем операторы фиксированной связи. «Оператор М», по крайней мере, точно может.

Комментарии (3)

  • 18 апреля 2017 в 12:40 (комментарий был изменён)

    +2

    расскажите пожалуйста следующим постом когда мегафон «внедрит» call-центр для корпоративных клиентов:
     — чтобы регистрировали проблемы, с присвоением номера заявки
     — чтобы работали круглосуточно, а не только пока москва работает
     — чтобы отзванивались по решению проблемы и предлагали проверить
    Кто не вкурсе, расскажу про мегафон (в моём регионе): не работает интернет — звони менеджеру, если менеджер не взял трубку — это твои проблемы! Если менеджер не в силах решить твою проблему — пиши на деревню дедушке на почтовый адрес указанный менеджером. Однажды мне даже перезвонили, попросили уточнить где у меня подключен интернет, потому что до менеджера не дозвонились. Ниразу не отзванивались по работам и не заводили траблтикет.
    А ещё научите инженеров делать гарантию на питание когда кидаете оптику от своих станций до клиента. А то как то неловко получается — с моей стороны оптика на гарантии, а со стороны провайдера — нет…
  • 18 апреля 2017 в 12:58

    0

    Почему звонки на мобильный дороже даже чем на Камчатку из Калининграда?
  • 18 апреля 2017 в 12:58 (комментарий был изменён)

    0

    Несколько лет назад работал с Мегафоном и МТСом (пользовались только мобильным интернетом) в Подмосковье и Москве — Мегафон реагировал на проблемы и устранял их сразу или на следующий день, МТС только записывал и проблема могла быть неделями…

© Habrahabr.ru