Компьютерная модель показала, что жизни в облаках Венеры нет
Группа учёных из Кембриджского университета провела моделирование химических процессов, которые могли бы указывать на наличие признаков жизни в облаках Венеры. Авторы работы заверили, что не увидели никаких признаков жизни.
Если на поверхности Венеры температура достигает 464 °C, а давление — как на глубине 900 метров ниже уровня моря на Земле, то на высоте 48–60 км температура и давление сопоставимы с земными, но нет кислорода. При этом в облаках достаточно углекислого газа и серных соединений, которые потребляют анаэробные бактерии для жизнедеятельности на Земле.
Учёные исследовали три возможных схемы метаболизма, в ходе которых микроорганизмы в облаках Венеры могли бы использовать диоксид серы (SO2) с выбросом побочных продуктов жизнедеятельности. В моделировании учитывался химический состав атмосферы Венеры, который удалось примерно установить при помощи спектрометров. Моделирование позволило рассчитать объём предполагаемых продуктов метаболизма бактерий и сравнить его с реальными показателями. Расчёты показали, что наблюдаемые концентрации «метаболических» веществ не сопоставимы с тем уровнем, который требуется для микробной жизни в облаках Венеры.
График, показывающий истощение метаболических реагентов в облачном слое для каждого метаболического пути (а), (б) и (в). Истощение показано как функция чистой скорости метаболизма (ось ординат) и начального коэффициента смешивания на поверхности ограничивающих видов метаболических реагентов (ось абсцисс). Истощение каждого вида рассчитывается относительно численности видов в столбце в эталонной модели без учета метаболизма. Предсказанные или наблюдаемые отношения смешивания видов метаболических реагентов на поверхности показаны серыми полосами погрешностей, а метаболические модели, воспроизводящие истощение SO2, обозначены белой пунктирной линией.
Команда говорит, что такое моделирование можно применить к венероподобным планетам. Молекулы серы, лежащие в основе метода, сможет легко обнаружить телескоп «Джеймс Уэбб». «Даже если «наша» Венера мертва, вполне возможно, что на венероподобных планетах в других системах может быть жизнь», — говорит Пол Риммер, соавтор исследования. — «Мы можем взять то, что узнали здесь, и применить это к экзопланетным системам — и это только начало».
Атмосферные профили соотношения компонентов смеси (a) SO2, (b) H2S и © CO в зависимости от высоты для Rimmer et al. моделей (с химией капель и без нее) по сравнению с тремя предложенными метаболическими путями в условиях, которые воспроизводят наблюдения SO2. Данные наблюдений и их ошибки показаны черным цветом, за исключением наблюдения H2S на высоте ниже 20 км, которое показано серым цветом, так как это, возможно, ложное обнаружение.
В сентябре 2020 года учёные из Кардиффского университета и Массачусетского технологического института обнаружили в атмосфере Венеры фосфин. Это вещество может указывать на существование жизни, так как на Земле его производят анаэробные организмы. Позднее выводы учёных подвергли сомнению.
Также в 2020 году команда астрономов из индийского Миднапурского колледжа заявила, что обнаружила в атмосфере Венеры глицин — простейшую аминокислоту, которая была одним из первых органических веществ, появившихся на Земле.
В 2021 году группа ученых под руководством исследователей МТИ предложила план для космических миссий, направленных на поиск признаков жизни на Венере. Первая из миссий должна быть запущена в 2023 году под управлением и финансированием калифорнийской Rocket Lab.
Тогда же учёные МТИ, Кембриджского и Кардиффского университетов предположили, что наличие аммиака в атмосфере Венеры может свидетельствовать о существовании жизни. Исследователи заявили, что аммиак, вырабатываемый в большом количестве цианобактериями, преобразует серную кислоту из облаков планеты в солёное соединение, и это позволяет бактериям создать собственную среду обитания.