Компания Джеффа Безоса объединяется для создания лунного модуля с мастодонтами аэрокосмической индустрии
Джеф Безос презентует лунный модуль Blue Moon. Источник: Blue Origin.
Аэрокосмическая компания Джеффа Безоса, Blue Origin, больше не планирует строить весь комплекс систем лунного модуля в одиночку. Компания объявила сегодня, что она сотрудничает с тремя другими — Lockheed Martin, Northrop Grumman и Draper — для разработки системы лунной посадки для космического агентства NASA, которая полностью средства доставки людей на поверхность Луны и с нее.
Объединившись, компании говорят, что они будут лучше подготовлены к достижению амбициозной цели NASA по возвращению людей на Луну к 2024 году. «Мы понимаем, что этот проект и поставленный сроки, амбициозны — очень амбициозны», заявил во время пресс-конференции Брент Шервуд, вице-президент Blue Origin по программам передовых технологий. «И поэтому мы собрали лучших в отрасли, чтобы осуществить задуманное в партнерстве с NASA».
NASA сейчас отчаянно нуждается в лунном корабле, поскольку агентство готовится отправить первую женщину на Луну в рамках программы Artemis. Первоначально космическое агентство планировало совершить первую посадку на Луну в 2028 году, но в марте вице-президент Майк Пенс призвал NASA ускорить сроки на четыре года. В результате NASA изо всех сил старается как можно быстрее определиться с контрактами на ключевые элементы транспортной системы, которые необходимы, чтобы осуществить этот подвиг в срок. 30 сентября агентство официально объявило о приеме заявок на дизайн элементов лунного модуля, материалы должны быть представлены до 5 ноября.
До этого и Blue Origin, и Lockheed Martin были чем-то вроде соперников, когда дело дошло до программы Artemis, поскольку обе компании представили публике свои собственные конструкции лунных кораблей. В мае Безос обнародовал концепцию лунного модуля от Blue Origin, известную как Blue Moon, над которой компания втайне работала последние три года. Компания также представила совершенно новый двигатель для посадочного ступени под названием BE-7, который позволил бы опустить транспортное средство на поверхность Луны. За месяц до этого компания Lockheed Martin подробно рассказала о своих планах лунной посадки. На эту концепцию сильно оказал влияние проект космического корабля «Орион», который компания разрабатывает для NASA, чтобы доставить людей дальше орбиты Земли.
Теперь компании решили объединить усилия. Blue Origin планирует построить саму посадочную ступень вместе с основным двигателем BE-7. Lockheed Martin планирует построить взлетную ступень лунного корабля, на котором экипажи покинут поверхность Луны. Оба этих модуля будут по-прежнему основаны на проектах, предложенных двумя компаниями ранее в этом году, но будут объединены. Blue Origin также возглавит весь проект, в то время как Lockheed Martin будет обучать и возглавлять операторов, которые будут следить за лунным модулем во время полета.
Обе компании говорят, что они объединились после того, как осознали масштабы того, что нужно было сделать. «Мы понимаем, что многое предстоит сделать, — сказал Шервуд. «И обновленный график, лишь подчеркивает это, поэтому для нас самым разумным было скооперироваться, чтобы попытаться уложиться в срок». Однако, Blue Origin по-прежнему планирует самостоятельно разработать и построить всю систему лунного модуля Blue Moon, чтобы предложить ее другим коммерческим клиентам, однако для программы Artemis нынешний командный подход является основным.
Тем временем, компании Draper поручено разработать все программное обеспечение для полета к Луне, которое вдобавок обеспечит навигацию. Northrop Grumman создаст что-то вроде космического парома для посадочного аппарата, так называемый Transfer Element. Большую часть времени спускаемый аппарат будет пристыкован к новой космической станции, называемой Gateway, которую NASA хочет построить на гало-орбите Луны. Тем не менее, Gateway не будет находится достаточно близко к поверхности Луны, чтобы посадочный аппарат мог совершать посадку напрямую. Вот тут и появляется необходимость использовать Transfer Element. Этот «паром» переместит посадочный аппарат от станции на более низкую лунную орбиту, чтобы посадочный аппарат мог сделать то, для чего предназначен.
И Northrop, и Draper имеют большой опыт в своих областях. Компания Draper разработала систему управления, которая доставила астронавтов внутри лунного модуля корабля Apollo на поверхность Луны в 1960-х и 70-х годах. Тем временем в Northrop заявляют, что в основе конструкции Transfer Element будет лежать дизайн грузовой капсулы Cygnus, которая регулярно летает и используется для отправки грузов на Международную космическую станцию. Компании утверждают, что, используя проекты уже созданных ими систем, они должны быть в состоянии достичь амбициозной цели 2024 года.
«Все мы собрались вместе, используя существующие наработки, в которые правительство уже вложило средства, и в которые мы тоже вложились. Нам кажется это наилучшим использованием денег американских налогоплательшиков — объединение и повторное использование разработанных компонентов», — заявила во время пресс-конференции Лиза Каллахан, вице-президент Lockheed Martin Space.
Компании не вдавались в подробности о том, как они планируют создавать и тестировать свои модули. Тем не менее, NASA ясно дало понять, что агентство не успевает провести демонстрационную посадку без экипажа до того, как астронавты отпрявятся на свою первую миисию с посадкой на поверхность Луны.
Конечно, это партнерство в значительной степени зависит от агенства NASA, которое выбирает компании для создания систем в рамках новой лунной программы Artemis, облик которой еще не до конца определен. Это решение может быть принято в ближайшие месяцы.
Источник
PS Кому интересно, ранее подробно о презентации лунного модуля Blue Moon писал voyager-1 — здесь