«Коммерсантъ»: государство рассмотрит «самое широкое» регулирование алгоритмов
«Коммерсантъ» ознакомился с одной из последних версий законопроекта о регулировании рекомендательных сервисов онлайн-платформ. Его разрабатывает зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин. Эта версия документа предполагает максимально широкое регулирование. Из неё следует, что обеспечивать возможность «полного или частичного» отказа пользователей от применения рекомендательных технологий должны все владельцы сайтов или информационных систем, которые используют такие технологии.
Таким образом, под действие проекта могут попасть соцсети, видеохостинги, онлайн-кинотеатры, поисковые системы, маркетплейсы и другие сервисы.
По словам двух собеседников издания, проект предварительно направили в аппарат Госдумы, а внести его планируют до конца года. Источники «Ъ» говорят, что в процессе обсуждения документ претерпевал ряд изменений, но в итоге авторы решили оставить максимально широкое толкование, а поправки вносить ко второму чтению.
Законопроект действительно находится в высокой стадии готовности, и его концепция предполагает «ответственный подход к использованию рекомендательных алгоритмов от всех участников рынка», подтвердил «Ъ» Антон Горелкин. «Рассматривать его влияние на отдельные сервисы или направления, на мой взгляд, было бы неправильно», — сказал он.
Также из проекта следует, что Роскомнадзор сможет запрашивать у владельцев информационных ресурсов данные, связанные «с предоставлением или распространением информации с применением рекомендательных технологий». Их необходимо предоставлять в течение десяти дней после получения запроса.
Принятие законопроекта в части интернет-торговли «отбросит рынок в прошлое», считает президент АКИТ Артём Соколов. «Без рекомендательных алгоритмов интернет-магазины превратятся в каталоги, которые использовались 20 лет назад», — сказал он. Потери отрасли от введения регулирования он оценил в более чем 100 млрд рублей ежегодно. «Яндекс», VK, МТС, Ozon и «Авито» отказались от комментариев.
До сих пор речь шла, скорее, о рамочном регулировании, в части требований о прозрачности, возможности отключения рекомендации, отметил директор по аналитике АНО «Цифровая экономика» Карен Казарян. По его словам, распространение регулирования на все интернет-сервисы, включая коммерцию, приведёт к необходимости пересмотра ими бизнес-модели.
Собеседник «Ъ» в IT-отрасли говорит, что частично отключать рекомендательные технологии технически невозможно, а полное их отключение потребует затрат — «это повлечёт необходимость поддержки не менее двух версий платформы».
Регулирование рекомендательных сервисов обсуждается с 2021 года. Изначально депутаты обосновывали его необходимость тем, что контент, подобранный на основе рекомендательных алгоритмов соцсетей, повышает риски социальных конфликтов. Против отключения рекомендательных алгоритмов выступали, например, «Яндекс» и VK.