Комменты — наше все! История онлайн-комментариев
»Too bad coders can«t be like rock stars and get their money for nothing and their chicks for free» (»Жаль, что кодеры не могут быть как рок-звёзды и получать свои деньги даром, а своих цыпочек — бесплатно»).
Это один из первых комментариев в привычном нам виде, появившихся в Сети. Его написал пионеров разработки программного обеспечения Дэйв Винер. 5 октября 1998 года Винер создал доску обсуждений с функцией комментирования. Примерно в то же время другой ветеран программирования, Брюс Эйблсон, создал интернет-журнал Open Diary, который позволял авторам дневников отвечать на записи друг друга с помощью комментариев. Именно так появился раздел комментириев, который знаком нам сегодня.
По мере развития Интернета типичная веб-страница стала представлять собой иерархию: наверху находится статья/пост/видео/изображение, а внизу — комментарии. Теперь они кажутся такими же естественными, как тротуары с двух сторон улицы.
Но сама концепция комментариев на самом деле является одной из основополагающих функций Интернета. Самый ранний Интернет был просто огромным разделом комментариев. И эта статья посвящена их истории появления и развития.
❯ «Первый»
До AOL (AIM), электронной почты и чатов были Usenet и Telnet. Эти программы были ранними драйверами того, что позже стало Интернетом, каким мы его знаем, и они были по сути просто платформами для создания и чтения комментариев. Они позволяли людям общаться и объединяться в онлайн-сообщества. Имея лишь малую часть вычислительной мощности современных смартфонов, люди создавали сложные цифровые квесты, организовывали форумы по Dungeons & Dragons и обсуждали научную теорию.
Usenet
Комментарии — строки текста, наложенные друг на друга в хронологическом порядке, — являются прямыми потомками систем досок объявлений, или BBS, которые датируются 1970-ми годами; пользователи могли подключаться с помощью модема и вносить свой вклад в форумы для обсуждения. Компьютерный код, который определял порядок, в котором текст появлялся на BBS, также обеспечивал базовую архитектуру ветки комментариев. Этот код, или скрипт, стал основой для ранней функции комментирования, называемой гостевой книгой: место для простого ввода текста, в котором любой посетитель мог напечатать заметку. Гостевые книги были прикреплены к веб-сайту в целом, а не к какому-либо конкретному контенту на нём. Это создавало путаницу относительно того, какие возможности предоставляла гостевая книга.
Уже тогда эти ранние сообщества не обходились без троллей, но эта темная сила уравновешивалась высокими технологическими барьерами для входа. Ранние пользователи должны были обладать достаточными знаниями и умениями, чтобы использовать окно терминала и интерфейс командной строки. По сути, нужно было быть своего рода хакером.
Fray.com, популярный веб-сайт, запущенный в 1996 году был одним из первых, кто использовал потенциал гостевой книги. Вопрос и ответы пользователей публиковались в режиме реального времени. Веб-сайт по сути представлял собой коллекцию гостевых книг.
Первенство изобретения комментариев, какими мы их сейчас знаем, трудно отдать одному конкретному человеку или сайту. Но возможным претендентом на первенство является интерактивная книга »Travels with Samantha», которая позволяла читателям отправлять комментарии через форму (так же, как и современные комментарии). Книга выиграла награду Best of the Web за лучший дизайн документа в 1994 году. В том же году, когда консорциум разработчиков Всемирной паутины создал W3 Interactive Talk для обсуждения технических вопросов — систему по которой пункты обсуждения отправлялись с помощью формы, делавшей их частью тематической страницы.
Желание взаимодействовать с другими через Интернет было всегда, но возможности и охват расширялись постепенно. Изобретение веб-браузера, социальных сетей и мобильной сети устранило технические препятствия для присоединения к онлайн-миру.
Первый прототип блога был создан в 1994 году, но термин веблог не использовался до 1997 года (а потом уже просто блог с 1999 года).
Современный блог произошел от онлайн-дневника. Пользователи публиковали записи о своей личной жизни, обычно для себя, но открытые для всех, кому это было интересно. Одной из хороших сторон блогов, помимо регулярно обновляемого контента, привлекательного как для читателей, так и для поисковых систем, было то, что они позволяли читателям оставлять сообщения.
Эволюция комментирования блогов началась с веб-сайта Open Diary, который с 1998 года предлагал отдельный раздел комментариев для своих читателей. До этого ни один читатель не мог напрямую оставить отзыв автору поста таким образом. Это было зарождение Web 2.0.
Эволюция Web
❯ Блоги, спам и модерация
Лучшей формой комментирования блога было продолжение разговора, уже начатого в посте блога. Тема должна была быть релевантной, а комментарий должен был улучшать исходный пост как его активное продолжение.
Поскольку из-за модерации есть задержка, комментарий в блоге должен быть продуманным, хорошо структурированным, состоящим как минимум из трёх предложений и имеющим узнаваемое начало, середину и конец. Участник должен был полностью продумать, что он собирается сказать, прежде чем начать.
Конечно, область комментариев каждого блога могла быть дополнена ответами автора. Это не только удваивало количество комментариев, но и добавляло контент и делало комментарии более интересными для других читателей, проходящих мимо.
В конце 90-х ранние блоггеры ожидали, что уровень дискурса будет высоким. Интеллектуальное комментирование рассматривалось как путь к завоеванию уважения в сообществе блогеров. В начале 1999 года существовало всего около двух десятков блогов (которые в основном представляли собой списки интересных веб-сайтов), но по мере того, как их число стремительно росло, блогерам становилось всё труднее следить за фрагментированными беседами.
В 2000 году блог-сервис Blogger представил постоянные ссылки, которые позволяли каждой записи в блоге иметь свой собственный URL, а в 2002 году сервис Movable Type внедрил функцию TrackBack, который автоматически оповещал автора о том, что запись (URL-адрес) из его блога была размещена в другом месте. TrackBack был призван, по крайней мере отчасти, стереть границы между комментаторами и авторами. Теоретически это было здорово. Но технология не могла поддерживать то, что требовалось для настоящих бесед.
Первым узнаваемым сайтом социальных сетей в том формате, который мы знаем сегодня, был Six Degrees. Эта платформа, созданная в 1997 году, позволяла пользователям настраивать профиль и дружить с другими пользователями. Немного позднее уже социальные сети в начали широко развиваться и распространяться в начале 2000-х годов, начиная с MySpace.
MySpace
Социальные сети имели преимущество перед блогами в отношении комментирования. Возможность быть в режиме реального времени, то есть когда вы можете получить немедленный ответ на свой комментарий, и вы можете продолжить беседу аналогичным образом. В блогах это невозможно из-за необходимости модерации.
И эта необходимость модерации убило открытость в ранней культуре блогов. Ураган спама ссылок обрушился на блоги в середине 2000-х годов. Очистка спама из разделов комментариев стала для блогеров большой головной болью, чем контроль над троллями. Многие из них навсегда отключили комментарии.
Нашествие спама выявило проблемы с ранней модерацией блогов, которая выросла из культуры, сформированной инструментами, унаследованными от эпохи BBS. Владельцам сайтов потребовались годы, чтобы понять, что они не просто предоставляют платформы и трибуны, а создают сообщества из строк текста, что требует более тонкого подхода. Практически все популярные веб-форумы зависят от круглосуточной команды модераторов.
Тем не менее, сайты с высоким трафиком продолжают оставлять комментарии немодерируемыми или используют несовершённую автоматическую модерацию. Лишь немногие пробовали системы пользовательской модерации, подобные той, что разработал создатель Slashdot Роб Мальда. Основанный в 1997 году, Slashdot быстро начал страдать от »проблем соотношения сигнал/шум», когда появились десятки тысяч пользователей. Вместо того чтобы принять хаос (что было отличительной чертой Usenet) или заблокировать всё модераторами, Мальда придумал способ, которым пользователи могли бы модерировать друг друга. Модерация стала похожа на обязанности присяжных. Модерация позволяет автору оценить, подходит ли комментарий для публикации. Специальные плагины и приложения для блогов могут проверять, является ли комментарий спамом.
Но модерация означает задержку публикации комментария. И эта возникшая задержка не могла конкурировать с комментированием в реальном времени в социальных сетях. Поскольку блоги уже больше не допускали никаких комментариев, людям приходилось идти в другое место, чтобы участвовать в дискуссиях, и они перешли в социальные сети. И они обнаружили, что социальные сети намного предпочтительнее из-за элемента реального времени, который позволял мгновенные ответы.
Первоначально социальные сети не модерировались, что означало, что любой мог оставлять любые комментарии и никто не мог удалить непотребное, вредное или просто ужасное. Отсутствие модерации означало, что люди могли вносить всё, что они хотели, без каких-либо барьеров. Это способствовало росту ненависти, сенсационности, теорий заговора и фейковых новостей. Комментирование стало чисто реакционным.
В отличие от комметариев в блогах характер комментирования в соцсетях изменился. Он стал короче и жёстче, не было глубины, не было предварительных мыслей, было легче отклониться от темы и не обязательно требовались хорошие навыки письма. Необязательно стало много думать перед ответом, потому что написать коммент было так легко сделать, независимо от последствий.
Быстрое расширение платформ социальных сетей произвело революцию в том, как люди общаются, фундаментально изменив ландшафт человеческого взаимодействия. Эти платформы стали неотъемлемой частью повседневной жизни как основные источники информации, развлечений и личного общения.
Мировые языки стали адаптироваться к изменениям в культуре, обществе и технологиях, что привело к появлению новых языковых форм, таких как аббревиатуры, фонетические написания, неологизмы и элементы мультимедиа, такие как хэштеги и эмодзи.
И разделы комментариев стали высшим выражением этого явления.
❯ Бесконечное комментирование
Люди комментировали всегда. Если бы первобытные люди могли писать, то стены под наскальными рисунками были испещрены комментариями о том, как художник неправдоподобно изобразил охоту на мамонтов.
Ещё до Интернета люди писали на полях книг о своих переживаниях, писали письма в газеты свои мысли о прочитанных новостях. Теперь мы делаем также только через смартфоны и компьютеры. Сегодня если вы каждый день заходите в Сеть, то хотя бы один комментарий оставляете на каком-либо сайте. И непременно читаете десятки, а то и сотни комментов в день. Онлайн-комментарии могут быть информативными, смешными, вводящими в заблуждение или сводящими с ума. Некоторые комментарии не по теме или даже бессмысленны. Некоторые вообще не стоит читать. Но они могут многое рассказать нам о человеческой природе и социальном поведении.
Комментарии могут информировать нас (через обзоры), улучшать нас (через обратную связь), манипулировать нами (через фэйки), отчуждать нас (через хейт-спич), формировать нас (через социальное сравнение) и сбивать нас с толку.
Комментарии влияют на нашу самооценку и благополучие. Короткие и асинхронные, эти сообщения могут быть небрежными, запутанными, забавными, вдохновляющими и странными. Они могут терять контекст при прохождении через Сеть со временем, побуждая читателей добавлять свои комментарии в свою очередь.
И как бы в будущем не изменились технологии, у людей всегда будет потребность высказаться и подискутировать с другими по какой-угодно теме: ради интереса, из принципа, из-за уязвлённой гордости, просто чтобы вызвать реакцию собеседника или чисто поржать. Но тем не менее, есть куда стремиться, а именно мы можем улучшить культуру комментирования.
Reddit
Нет более подходящего примера, чем Reddit, который сам по себе является практически одним огромным разделом комментариев. Все, кто пользуется Reddit, знают, что настоящее золото Reddit — это комментарии. Пользователи разработали свои собственные стандарты сообщества, которые каждый участник активно поддерживает. Если кто-то нарушает эти стандарты, на него либо пожалуются, либо люди просто не будут ставить лайки этим комментариям (и, следовательно, его комментарии никогда не будут привлекать внимание).
Вы можете просмотреть десятки роликов на YouTube о интересующей вас теме, но только в комментариях найти нужную вам инфу. Раздел комментариев может быть самым отвратительным местом Интернета, дикими закоулками, где люди делятся своими темными мыслями. Но именно здесь люди делятся своим уникальным опытом, переживаниями, мыслями.
В комментариях находится настоящий Интернет.
Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud — в нашем Telegram-канале ↩