Команда обсерватории «Спектр-РГ» представила ещё один снимок последствий столкновения DART и астероида «Диморф»

В ночь с 26 на 27 сентября установленный на обсерватории «Спектр-РГ» 1,5-метровый оптический телескоп РТТ-150 наблюдал управляемое столкновение аппарата DART с астероидом Диморф из двойной системы Дидим — Диморф, передаёт Институт космических исследований (ИКИ) РАН. Команда исследователей опубликовала снимок, полученный в ходе наблюдений, на котором отчётливо видно появившееся в результате столкновения облако пыли.

Наблюдения столкновения космического аппарата DART с астероидом Диморф с помощью Российско-турецкого телескопа РТТ-150. Красной стрелкой показан двойной астероид Дидим-Диморф, голубой — облако пыли, получившееся в результате столкновения. Изображение РТТ-150, ТФОСК, без фильтра, Г. А. Хорунжев, И. М. Хамитов, Р. А. Буренин. Источник: ИКИ РАННаблюдения столкновения космического аппарата DART с астероидом Диморф с помощью Российско-турецкого телескопа РТТ-150. Красной стрелкой показан двойной астероид Дидим-Диморф, голубой — облако пыли, получившееся в результате столкновения. Изображение РТТ-150, ТФОСК, без фильтра, Г.А. Хорунжев, И.М. Хамитов, Р.А. Буренин. Источник: ИКИ РАН

Наблюдение проводилось в тот момент столкновения DART с Диморфом. РТТ-150 зафиксировал облако пыли, поднявшееся в результате этого столкновения. Как указывает ИКИ РАН, через некоторое время это облако было снесено солнечным ветром и давлением излучения Солнца, а астероид на короткое время превратится в комету.

27 сентября Международная сеть телескопов ИПМ им. М.В. Келдыша РАН также представила несколько сырых снимков столкновения зонда DART c Диморфом. Данные собирались при помощи расположенной в Узбекистане обсерватории ISON-Kitab (36-см телескопом МСОТ ИПМ в Китабе, наблюдал исследователь А. Новичонок). Как указывают учёные, сразу после инцидента яркость астероида выросла в 7,5 раз (на 2,2m), а спустя час после инцидента снизилась в 2 раза, на 0.8m.

Снимок ISON-Kitab

e9d2384f4c43f7018374f10bfa08e25c.jpeg

28 сентября НАСА и Итальянское космическое агентство (ASI) опубликовали снимки столкновения, сделанные итальянским спутником LICIACube. Спутнику удалось запечатлеть яркую вспышку в момент удара и веер осколков. На одном из снимков можно рассмотреть неровную поверхность астероида.

+3 снимка

Снимок, сделанный спутником LICIACube через несколько минут после столкновения на расстоянии 56,7 км от астероидаСнимок, сделанный спутником LICIACube через несколько минут после столкновения на расстоянии 56,7 км от астероидаa51e9748dd175e1107c3d634448586ad.jpegСнимок, сделанный спутником LICIACube на расстоянии 79 км от астероидаСнимок, сделанный спутником LICIACube на расстоянии 79 км от астероида

В 2:16 МСК 27 сентября зонд DART столкнулся с астероидом Диморф в рамках первой в мире миссии по изменению траектории астероидов для защиты Земли. Полёт зонда транслировался в прямом эфире на YouTube-канале NASA LIVE с единственной камеры аппарата DRACO. DART представляет собой аппарат массой 610 кг, в развёрнутом виде размеры зонда составляют 1,8 м в ширину, 1,9 м в длину и 2,6 м в высоту, а также по 8,5 м в длину на каждую солнечную батарею. В свою очередь, Диморф имеет диаметр около 160 м и на момент столкновения находился на расстоянии около 11 млн км от Земли. Скорость столкновения,  по данным НАСА, составила 22 530 км/час.

Пока исследователи, в том числе учёные НАСА, не приводят расчёты с результатами столкновения. На текущий момент проводится сбор данных и их оценка.