«Коллеги, дышите потише»: почему офисный шум сводит нас с ума — готовимся к понедельнику
Для многих людей опенспейсы — символ корпоративного ада. Противники открытой планировки говорят об ощущении переполненного муравейника, который населяют не люди, а производственные единицы. Разберемся, откуда появляется такое ощущение. И какую роль в этом играет шум.
Фото @chairulfajar_ / Unsplash
В середине XX-го века, когда немецкая компания Quickborner представила первый такой концепт, офисные условия труда мало чем отличались от заводских. Как рабочие за станками, «белые воротнички» сидели за длинными рядами столов, а начальники руководители процессами из личных кабинетов. Открытая планировка должна была наполнить такие пространства духом творчества и свободы. В таком офисе не предполагалось никаких барьеров, менеджеры рассаживались рядом с рядовыми сотрудниками, а сами столы можно было комбинировать любым угодным образом.
Но уже в 60-х годах стало понятно, что жизнь пошла другим путем. От открытой планировки отворачивались даже ее ярые поклонники. Например, дизайнер и изобретатель Роберт Пропст (Robert Propst), одним из первых стал продвигать идею опенспейсов в США. Но в итоге назвал такие офисы »пустыней, которая высасывает жизненные силы, подавляет талант, подрывает начинания». Решить эту проблему он предложил с помощью кубиклов, где у каждого сотрудника было бы пусть небольшое, но свое пространство — однако и этот подход впоследствии подвергся критике.
Академический подход
Претензии к опенспейсам выходят за рамки «вкусовщины» — исследования подтвердили, что в таких офисах сотрудники работают хуже. Например, гарвардские ученые узнали, что открытая планировка сокращает прямое общение между коллегами — они предпочитают написать сообщение, вместо того, чтобы разговаривать. Авторы исследования изучали штат компании OpenCo1, объявившей в своем офисе «войну стенам» и пересадившей людей из отдельных кабинетов в единое открытое пространство. С помощью носимых социометрических гаджетов (рис. 1 в статье) ученые отследили взаимодействия сотрудников друг с другом. Выяснилось, что количество личных интеракций в опенспейсе упало на 70%, а объем переписки в почте и мессенджерах вырос в полтора раза.
Может быть, и хорошо, что люди не тратят время на болтовню? Нет, продуктивность в опенспейсе все-таки страдает. Во-первых, в таких офисах невозможно сохранить сосредоточенность — на это жалуется абсолютное большинство сотрудников (в исследовании, охватившем 5000 офисных работников из 10 стран, этот фактор отметили 99% опрошенных), а 40% говорят, что они отвлекаются постоянно. Это значит, что после того, как какой-то отвлекающий фактор выбивает человека из колеи, ему нужно тратить дополнительное время, что заново войти в рабочий процесс.
Фото Tim Gouw / Unsplash
И, как показало немецко-американское исследование, контекст значения не имеет. Ученые поручили участникам эксперимента разобрать почту, которая якобы накопилась за время их отпуска. В процессе им периодически приходили запросы от «начальника», все сугубо по рабочим темам. Даже простые обращения вводили испытуемых в стресс. Чтобы компенсировать время, потраченное на другие задачи, они старались работать быстрее, а их письма становились короче и поверхностнее.
В опенспейсах сотрудники быстрее устают, жалуются на мигрени и проблемы с памятью. Это факт, и у всех этих сложностей есть один источник — непрекращающийся офисный шум.
Цена нехороших звуков
В 2013 году исследователи Университета Сиднея собрали жалобы офисных сотрудников, которые трудились в опенспейсах, кубиклах и традиционных кабинетах. Как выяснилось, где бы ни работал человек, больше всего он страдает от нехватки «звукового личного пространства».
Даже если в здании плохо работают лифты, а выцветшие ковры украшены пятнами десятилетней давности, это не так раздражает, как постоянные разговоры вокруг и невозможность спокойно проводить звонки и обсуждения, без риска быть услышанным. К таким же выводам пришли и исследователи компании Avanta Serviced Office Group. Они выяснили, что в офисе больше всего отвлекают разговоры коллег — вживую и по телефону. А вообще на подобный источник фонового шума жалуются более 80% офисных сотрудников. Действительно, игнорировать чье-либо общение буквально «над своим ухом» тяжело, и природа этой реакции самая что ни на есть физиологическая. Это доказали в Университете Корнелла (Cornell University). Ученые обнаружили, что характерные офисные звуки повышают уровень адреналина — организм отвечает в духе «fight-or-flight» («борись или беги»), и сдержать его очень непросто одним только сознательным усилием.
Можно ли родиться непригодным к опенспейсу
Некоторым из нас приходится в опенспейсах особенно тяжело. В первую очередь, конечно, это люди с низкой стрессоустойчивостью. По данным американского Национального института трудовой безопасности и здоровья (National Institute for Occupational Safety and Health), они могут столкнуться с язвенными обострениями, сердечными заболеваниями, повышенным давлением.
Привыкнуть к такому шуму невозможно — негативный эффект от неблагоприятного окружения со временем только растет. Нетрудно догадаться, что в открытых офисах страдают интроверты, и это предположение подтвердили профессора двух сербских институтов. Они протестировали своих студентов и собрали группу из 46 интровертов и 77 экстравертов (чтобы определить склонность к интроверсии/экстраверсии, ученые использовали личностный опросник Айзенка EPQ). Участники получили задание, которое нужно было выполнить в шумных условиях. Все справились с задачей, но интроверты работали медленнее, жаловались на усталость и неспособность концентрироваться. Экстраверты, наоборот, хуже соображали в тишине.
Фото ANDI WHISKEY / Unsplash
С недавнего времени ученые говорят о специфическом синдроме, который вызывает нетерпимость к звукам жевания, хруста и другим частым элементам офисной панорамы. Это расстройство получило название «мизофония» (или, в других вариантах написания, «мисофония») — от греческих слов «ненавидеть» и «звук». Страдающие ей люди описывают разные эмоции: сильное раздражение, гнев, паника — реакции вполне укладываются в парадигму «бей-или-беги». Точные причины мизофонии еще предстоит установить, но нейрофизиологи уже определили отделы мозга, которые «активируются», когда мизофоник смотрит видео с чавкающими или громко дышащими людьми.
Некоторые исследования связывают нетерпимость к звукам с высокой невротичностью. Отметим, что речь идет не о склонности к неврозам, а об одной из пяти ключевых черт характера (под невротичностью понимают, в частности, «неспособность эффективно регулировать негативные эмоции»). Правда, тут есть и хорошая новость — люди с высокими показателями невротичности, помимо нетерпимости к звукам, также часто проявляют творческие способности. К мизофоникам сегодня причисляют Дарвина, Чехова, Марселя Пруста — более чем достойная компания.
Как не сойти с ума от шума
Несмотря на удручающую статистику заболеваний, жалобы сотрудников и общее мнение об опенспейсах, такие офисы продолжают пользоваться популярностью. Значит, избежать такого опыта будет сложно. Но «закрыться» от шума помогут самые разные (иногда откровенно странные) гаджеты — от шлемов и масок до своеобразных «шор», которые одновременно снижают нагрузку на периферийное зрение и приглушают внешние звуки. Стоит признать, что большинство из них дороги и не всегда эффективны. Более популярный способ защиты от шума — беруши и наушники. Однако и здесь не все так просто — у ученых нет однозначного ответа на вопрос, повышает ли музыка продуктивность при интеллектуальной работе, или, наоборот, отвлекает.
Если и вас бодрые ритмы только нервируют, попробуйте включить в наушниках специальное звуковое сопровождение. Например, розовый шум, который даже может помочь восстановить органические повреждения уха. Тем, кому такой вариант по какой-то причине не подойдет, можно вернуться к природе — и попробовать поработать под звук дождя или морских волн.
Наушники, гаджеты и новые материалы помогают справиться с шумом «в индивидуальном порядке», однако есть вероятность, что мода на опенспейсы рано или поздно пойдет на убыль. Уже сейчас некоторые работодатели стараются искать альтернативы красивым, но неудобным офисам. Иногда открытую планировку стараются разнообразить растениями и книжными стеллажами — чтобы сотрудники могли «укрыться» в появляющихся нишах. Еще одной альтернативой опенспейсам становится работа из дома, а некоторые компании, вроде Pixar, вообще переходят на пространства с индивидуальными офисами и открытыми общими помещениями для «внерабочей» коммуникации.