Когда мы будем жить до 150 лет?
Спойлер: нескоро
Жить долго и счастливо — понятное желание. Ответ на вопрос, что такое счастье и где его искать, каждому человеку приходится искать самостоятельно. А вот о секретах долголетия нам могут рассказать ученые. Например, продлить себе жизнь мы вполне можем до 120–150 лет, но идее о бессмертии, скорее всего, суждено остаться в категории фантастики.
Рассказываем, от чего зависит продолжительность жизни, как современная наука и биохакеры пытаются ее увеличить и что можно сделать, чтобы увеличить шансы дожить до 100 лет, уже сейчас.
Почему мы стареем
Старение — постепенная и непрерывная деградация систем организма, когда снижается работоспособность всех органов. При этом человек не становится старым или пожилым в каком-то определенном возрасте. Принято считать, что пожилой возраст начинается с 65 лет — именно тогда большинство жителей экономически развитых стран выходит на пенсию.
Какие основные биологические процессы связаны со старением:
Естественный износ тканей и органов. Например, мышцы и кости теряют массу и плотность, снижается объем легких, кожа теряет эластичность. Некоторые органы с возрастом могут деградировать. Так, пожилые люди часто сталкиваются с болезнью Альцгеймера, деменцией и болезнью Паркинсона — дегенеративными заболеваниями головного мозга.
Окислительный, или оксидативный, стресс — состояние, когда в организме слишком много свободных радикалов, то есть молекул без одного электрона. Все вещества состоят из атомов, и обычно у каждого атома парные электроны. Они способствуют образованию прочных химических связей и считаются стабильными. Если электроны непарные, атом нестабильный — его называют свободным радикалом.
Свободные радикалы появляются в результате естественного обмена веществ, поступают вместе с пищей и загрязненным воздухом и могут повреждать здоровые клетки. Они также повреждают цепочки РНК и ДНК, тем самым вызывая мутации. Эти мутации, в свою очередь, могут стать причиной развития различных заболеваний. В частности, сердечно-сосудистых, которые являются главной причиной смерти людей во всем мире.
Гормональные изменения. Уровень различных гормонов, таких как гормоны роста, эстрогены и тестостерон, снижается с возрастом, что может влиять на множество биологических процессов.
Например, гормон соматотропин регулирует рост и развитие ребенка. Он стимулирует синтез белка и расщепление жиров, обеспечивая организм энергией, а еще он повышает обмен веществ, уплотняет кости, замедляет процессы старения, улучшает когнитивные функции. Уровень соматотропина в организме повышается в детстве, достигает пика в период полового созревания. Когда человек достигает возраста 25 лет, выработка гормона роста замедляется и постепенно останавливается. Так на смену росту приходит старение.
Укорачивание теломеров. Теломеры — концы хромосом, Х-образных структур, которые находятся в ядре клетки. Они защищают концевые участки хромосом от разрушения и слипания, без теломер мы рискуем обзавестись различными опасными мутациями. В том числе теми, которые приводят к развитию рака.
Клетки нашего организма постоянно делятся. Во время этого деления создается копия хромосомы, а исходная хромосома становится меньше. Но укорачиваются при этом только теломеры — сама ДНК остается прежней. Когда теломеры становятся слишком короткими, клетка уничтожается, потому что хромосома больше не может копироваться. При этом некоторые теломеры укорачиваются под воздействием окислительного стресса — о нем мы поговорили в предыдущей главе.
Предположительно, теломеры могут увеличиваться в длине благодаря ферменту теломеразе. В 2009 году ученые из США Элизабет Блэкберн, Кэрол Грейдер и Джек Шостак получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине за «открытие того, как хромосомы защищаются теломерами и ферментом теломеразой».
Теломераза синтезируется в стволовых, половых и некоторых других типах клеток организма, которые постоянно делятся. Но пока лекарственного препарата на основе теломеразы не существует, а все исследования в этой области проводятся in vitro, то есть в лабораторных условиях.
Но кое-что для увеличения длины своих теломер вы можете сделать уже сейчас. Например, исследования показывают, что у людей, которые придерживаются средиземноморской диеты, теломеры длиннее, чем у приверженцев других режимов питания. В средиземноморской диете преобладает растительная пища и полезные жиры. Для составления средиземноморского меню можно ориентироваться на кухню стран северного побережья Средиземного моря — Франции, Испании, Италии и Греции.
Не только физиология: от чего еще зависит продолжительность жизни
Полезный и сбалансированный рацион, регулярные занятия спортом, качественный сон 7–9 часов в сутки — эти рекомендации даст любой врач и будет прав, потому что здоровый образ жизни влияет на продолжительность и качество жизни.
Питанию при этом уделяется всё больше и больше внимания. Употребление вредных жиров, рафинированного сахара и искусственных пищевых добавок значительно повышает риск развития различных заболеваний. При этом исследования показывают, что в странах с низким уровнем дохода правильной будет считаться диета с высоким содержанием белка, а в экономически развитых государствах чрезмерное потребление белка из мяса, рыбы и яиц может рассматриваться как фактор риска.
В то же время ученые всё больше склоняются к тому, что ЗОЖа в привычном его понимании для долголетия недостаточно. Так, например, высокий уровень образованности облегчает человеку доступ к информации о правильном образе жизни, стимулирует его больше читать книги и новости, смотреть фильмы, в которых освещается этот вопрос. На продолжительность жизни также влияет качество и количество социальных связей — отношения с семьей, друзьями и коллегами.
Кроме того, в странах с высоким уровнем дохода люди живут дольше, чем в развивающихся, из-за более высокого уровня жизни, эффективной работы системы здравоохранения, качества образования, продуктов и многих других факторов.
А что говорят генетики?
Пока одни исследователи увлечены теломерами, другие сосредоточены на изучении долгожителей. «Генетика!» — разводят руками специалисты, наблюдая за рекордсменами. Судя по всему, невозможно дожить до ста лет, при рождении не выиграв в генетическую лотерею.
Эту гипотезу подкрепляет исследование группы ученых из Школы общественного здоровья Бостонского университета. Они провели общегеномный ассоциативный анализ 801 столетнего человека, средний возраст при смерти участников исследования составил 104 года. Ученые пришли к выводу, что единого для всех гена молодости не существует, но, судя по всему, есть различные комбинации генов, которые отвечают за долголетие.
Поймать и изучить эти самые гены взялся Нир Барзилай, директор Института исследований старения в медицинском колледже Альберта Эйнштейна (Нью-Йорк, США). Вместе с другими учеными он собирает фокус-группу из 10 тысяч людей, проживших 100 лет и более, и их детей. Барзилай планирует, что его проект EXCEL не только поможет найти комбинации генов, позволяющие жить дольше, но и разработать на их основе лекарства, продлевающие жизнь.
Но возлагать большие надежды на «гены долголетия» рано — пока современная наука знает о них слишком мало.
Миллионеры в погоне за вечностью
Есть энтузиасты, которые не готовы оставаться смертными. Одни увлекаются БАДами и биохакингом, а действия других запросто могут стать сюжетом научно-фантастического фильма.
Одним из первых в борьбу со старостью вступил британский геронтолог и инженер Обри ди Грей. Он разработал концепцию SENS — «стратегии достижения пренебрежимого старения инженерными методами». Идея SENS заключается в развитии технологий омоложения, которые смогли бы предотвратить развитие заболеваний, свойственных пожилым людям, и ограничений, связанных с возрастом.
Для этого Обри ди Грей приложил руку к основанию Фонда Мафусаила, который финансирует исследования в области увеличения продолжительности жизни лабораторных мышей. Как только опыты над грызунами увенчаются успехом, фонд увеличит финансирование — это должно ускорить исследования по продлению жизни людей.
А если с SENS не выйдет, у геронтолога есть запасной план — крионика. Это технология сохранения людей и животных в глубоком охлаждении, чтобы в будущем их оживить и при необходимости вылечить. Скажем, заморозили пациента с терминальной стадией рака легкого, а когда ученые нашли лекарство от болезни — разморозили и вылечили.
Помимо Фонда Мафусаила, Обри ди Грей основал SENS Research Foundation — еще одну некоммерческую организацию, которая тоже финансирует исследования в области SENS. НКО сотрудничает с одной из крупнейших крионических компаний Alcor, которая замораживает людей аж с 70-х годов прошлого века. Среди клиентов компании — основатель PayPal Питер Тиль, соучредитель DFS Роберт Миллер и еще более 1000 людей. И всё бы ничего, но крионисты не дают никаких гарантий, что их идея сработает.
Чтобы победить смерть, основатель PayPal Питер Тиль активно инвестирует в биологические стартапы. В частности, на его деньги стартап Ambrosia пытается выяснить, помогает ли продлить жизнь переливание плазмы крови молодых людей пожилым. Основатели Ambrosia и сам Тиль клянутся, что инвестор не пользуется наработками ученых. Но в СМИ время от времени появляются сообщения о том, что миллиардер всё-таки переливает себе кровь 18-летних. Если верить слухам, он тратит на процедуру 40 тысяч долларов каждые три месяца.
Основатель Oracle Ларри Эллисон тоже неравнодушен к идее вечной жизни и основал медицинский фонд имени себя, который занимается изучением процессов старения. Также он инвестирует в Human Longevity — стартап, который разрабатывает способы продления жизни на основе расшифровки генотипа и фенотипа человека.
Еще один интересный персонаж — Брайан Джонсон. Только не вокалист AC/DC, а его тезка-биохакер. В свои 45 Джонсон всеми силами пытается вернуть себе тело 18-летнего человека. Для этого он создал жесткую систему: встает в 5:00 и занимается спортом, не ест мясо и питается на 1977 калорий в день. Перед сном он на два часа надевает очки с защитой от света синего спектра, наносит на лицо семь видов санскрина и принимает около 20 различных лекарств и биодобавок.
Проблема в том, что у большей части того, что делает биохакер, нет убедительных научных доказательств. А некоторые способы обратить время вспять и вовсе опасны. Например, бесконтрольный прием лекарственных препаратов и БАДов, которые не проходят полноценных клинических испытаний. Это может вызвать серьезные нежелательные реакции и побочные эффекты «лечения», а некоторые вещества в составе лекарственных средств и пищевых добавок и вовсе несовместимы.
Люди из команды бизнесмена утверждают, что всё идет по плану: якобы у Джонсона сердце 37-летнего мужчины, кожа 28-летнего, а объем легких и физическая форма — 18-летнего. Но каких-либо медицинских подтверждений этому нет.
Как долго будут жить наши потомки: прогнозы ученых
Еще 200 лет назад средняя продолжительность жизни составляла около 40 лет, а сейчас — от 70 до 85 лет в разных странах. По статистике, дольше всего живут в Гонконге (85,8 года), Макао (85,3 года), Японии (84,9 года) и Швейцарии (84,3 года). Россия занимает 100-е место в рейтинге стран по продолжительности жизни: в среднем россияне доживают до 73 лет. При этом женщины живут на 10 лет дольше мужчин.
С каждым годом увеличивается количество тех, кто доживает до 100 и даже до 110 лет. В октябре 2023 года самый старший человек из ныне живущих в мире — 116-летняя американка Мария Браньяс Морера. Второе место занимает японка Фуса Тацуми — ей тоже 116 лет, но она младше Марии почти на два месяца. А мировой рекорд по продолжительности жизни поставила француженка Жанна Кальман. Она дожила до 122 лет и 164 дня и ушла из жизни в 1997 году.
Вероятно, скоро рекорд Кальман будет побит. По данным французского ведомства статистики INSEE, в той же Франции в 2023 году число жителей старше 100 лет выросло до 30 000 человек — это в 30 раз больше, чем в период с 1960 по 1975 год. INSEE полагает, что в 2070 году во Франции количество людей старше 100 лет может увеличиться до 600 000 человек.
ООН сообщает, что к 2022 году число столетних людей во всем мире увеличилось на 71% по сравнению с показателями 2000 года и составило 593 000 человек. Эксперты Pew Research Center прогнозируют, что к 2050 году число таких долгожителей вырастет примерно до 3,7 млн человек, а еще через 50 лет — до 20 млн.
А будут ли последствия у долголетия?
Некоторые социологи считают, что общество, в котором люди живут дольше 100 лет, должно быть совершенно другим.
Переход к обществу долгожителей предполагает, что у человека появляется больше времени. Чем лучше здоровье человека, тем это время ценнее — его можно провести более качественно. При этом количество «дополнительного» времени с каждым поколением будет увеличиваться. Следовательно, ценности и ориентиры общества продолжат меняться.
Кроме того, людям придется работать дольше. Это повлечет за собой изменения в трехэтапной системе жизни, когда сначала человек учится, после — работает, а затем выходит на пенсию. К слову, мир уже меняется: мы можем учиться на протяжении всей жизни, менять профессии и строить карьеру с нуля по несколько раз. Скорее всего, у наших потомков появятся новые жизненные этапы.
В обществе долгожителей особое внимание будет уделяться здоровью. В частности, увеличится значимость профилактических и скрининговых мероприятий. Ведь важна не только продолжительность жизни, но и ее качество.